Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственное управление в эпоху дворцовых переворотов




В постпетровский период наряду с господствовавшей тенденцией к укреплению абсолютной монархии выявилась и иная тенденция - стремление отдельных групп представителей высшей знати ограничить права носителя верховной власти в свою пользу. Однако эти попытки не нашли поддержки в среде дворянства, которое в основной своей массе считало, что только укрепление абсолютной монархии и ее государственного аппарата может предотвратить крупные социальные потрясения, сохранить материальное и служебное положение дворян и их привилегии.

Правление Екатерины I

Первые изменения произошли уже в непродолжительное царствование жены Петра I – императрицы Екатерины I. По совету влиятельных государственных сановников (А.Д.Меншикова, П.А.Толстого, Ф.М.Апраксина) ею был учрежден специальный орган, который должен был возвышаться над всеми государственными учреждениями империи. Им стал Верховный тайный совет,получивший статус главного правительственного органа при императрице. В компетенции Верховного тайного совета находились все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Он ведал назначением высших чиновников, финансовыми вопросами государства, перед ним отчитывалась ревизионная коллегия.

Сенат решением императрицы потерял титул Правительствующего и был подчинен тому же Верховному тайному совету. Сама Екатерина I не имела большой склонности к государственным делам. Верховный тайный совет, фактическим главой которого был светлейший князь Меншиков, на деле подменял императрицу. Доказательством тому служил указ от 4 августа 1726 г., в соответствии с которым все законы подписывались либо императрицей, либо Верховным тайным советом.

Правление Петра II

Преемник Екатерины I – Петр II (сын царевича Алексея, внук Петра I) в силу своего юного возраста (при восшествии на престол ему едва минуло 12 лет) государственными делами не занимался. При нем Верховный тайный совет, в состав которого вошли представители противоборствовавшей с Меншиковым группировки -князья Долгорукие, фактически сосредоточил всю верховную власть в своих руках. В этот период обострилась борьба среди «верховников» за влияние на молодого правителя. Верх взяла группировка Долгоруких. Влияние Меньшикова свелось к нулю, сам он по решению Верховного тайного совета в 1727 г. был сослан в Сибирь, а имущество его конфисковано.

Правление Анны Ивановны

Со смертью пятнадцатилетнего Петра II прервалось прямое наследие-престола династией Романовых по мужской линии. Борьба за власть обострилась. Судьбу престола решили «верховники». Закон о престолонаследии, изданный Петром I, позволял приглашать на трон любого члена семьи Романовых по усмотрению царя. Пока царя не было, его функции выполнял Верховный тайный совет. Он отверг кандидатуру дочери Петра I Елизаветы как «незаконнорожденной» и остановил свой выбор на племяннице Петра Великого, вдовствовавшей герцогине курляндской Анне Иоановне.

Период правления Анны Ивановны получил название «бироновщина»– по имени ставшего всемогущим фаворита Эрнста Ио-гана Бирона. Не занимая каких-либо официальных должностей, Бирон, еще в недавнем прошлом конюх, фактически вершил все государственные дела: назначат и смещал высших должностных лиц, ведал расходованием государственных средств, выдачей всевозможных пожалований и привилегий.

Сама императрица не очень обременяла себя государственными делами. Вместо упраздненного Верховного тайного совета «для лучшего и порядочнейшего отправления всех государственных дел» был учрежден Кабинет министровиз трех лиц: А.И.Остермана, графа Г.И.Головкина и князя А.М.Черкасского. Подпись трех членов Кабинета отныне приравнивалась к подписи императрицы.

Сенат при Анне Ивановне продолжал действовать, но права его полностью не были восстановлены. Кабинет министров, как и Верховный тайный совет, стеснял деятельность Сената.

После смерти Анны и свержения с помощью гвардии ее преемников (малолетнего Иоанна Антоновича и его матери Анны Леопольдовны) на российский престол взошла дочь Петра I Елизавета.

В именном императорском указе от 12 декабря 1741 г. восстанавливалось значение Сената как высшего государственного органа и ликвидировал стоявший над ним Кабинет министров. Также восстанавливалась созданная Петром I личная императорская канцелярия – Кабинет, в задачи которого входили прием документов на имя монарха, оформление указов за его личной подписью, объявление словесных «высочайших повелений» и руководство финансовой стороной дворцового хозяйства.

Для принятия государственных решений она нуждалась в консультациях высших чиновников. С этой целью Елизавета восстановила петровское «установление» – совещания высших сановников для обсуждения наиболее сложных проблем, прежде всего в области внешней политики. Такие совещания назывались Конференцией при высочайшем дворе,а их участники – «конференц-министрами».

Сенат, как высший орган государственного управления империей, отныне находился под личным контролем Елизаветы. Значение его неизмеримо возросло.

Серьезное внимание императрица уделяла кадрам государственных служащих. В период ее правления произошел возврат к основополагающим принципам кадровой политики ее отца. Вновь возросла роль российского дворянства в государственном аппарате.

В период дворцовых переворотов существовала довольно своеобразная система исполнительной власти, имевшая три центра:

- Высшие и центральные государственные учреждения (Сенат, Синод, коллегии);

- Советы при особе государя;

- Особо доверенные лица государя - фавориты.

Тема: Государственное и региональное управление

Во второй половине XVIII века

План:

1. Реформы высших и центральных органов власти

2. Реформирование системы местного управления

 

Реформы высших и центральных органов власти

28 июня 1762 г. в результате дворцового переворота на российский престол взошла жена низложенного царя Петра III - Екатерина П. Этот период русской истории получил название «просвещенного абсолютизма».

Просветители, как стали называть духовных вождей этого течения, провозглашали священное право частной собственности, равенство людей от рождения, построение государства на основе «общественного договора» между гражданами и властью. Для эпохи Просвещения было характерно представление о правовом государстве, где наделение каждого гражданина определенным набором гарантированных прав и обязанностей, в зависимости от его принадлежности к тому или иному сословию. Екатерина II состояла в переписке с такими мыслителями европейской мысли, как Вольтер, Дидро, Даламбер.

Собственные «правила управления», которыми она стремилась руководствоваться в своей государственной деятельности, заключались в следующем:

• Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

• Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддержать общество и заставить его соблюдать законы.

• Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

• Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

• Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Реформа Сената

Первым шагом Екатерины II по пути создания такой системы управления была крупная реформа Сената, предпринятая в 1763 г. План реорганизации Сената, предусматривал его разделение на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в определенной сфере государственного управления. Четыре департамента находились в Петербурге, а два в Москве.

Важнейшие вопросы управления («государственные и политические дела») были сосредоточены в первом департаменте, возглавляемым самим генерал-прокурором. Этот департамент обнародовал законы, ведал Тайной экспедицией и Канцелярией конфискаций, финансами и финансовым контролем, промышленностью, торговлей, государственными и церковными имуществами и соответствующими им учреждениями.

В ведомстве второго департамента находились вопросы суда, межевания, рассмотрение прошений на имя императрицы и т.п.

Третий департамент сосредоточил самые разнообразные дела: заведывание путями сообщения и медициной, попечительством о науках, образовании и искусствах; управление окраинами, имевшими некоторые права автономии (Прибалтика и Украина).

Четвертый департамент занимался военно-сухопутными и военно-морскими делами.

Московские департаменты соответствовали петербургским: пятый – первому, а шестой – второму. Все департаменты, кроме первого, возглавлялись обер-прокурорами, подчиненными генерал-прокурору.

Во главе Сената стоял Генерал-прокурор, который превратился в высшего чиновника государства, первого и единственного министра, в ведении которого находились важнейшие и разнообразные дела управления. С 1764 г. на этот пост был назначен князь А.А.Вяземский, который оставался фактическим главой государственного аппарата почти до конца царствования Екатерины II.

Реформа 1763 г. меняла порядок рассмотрения дел: они должны были решаться единогласно в департаментах, и лишь в случае возникновения разногласий вопрос выносился на общее заседание Сената. Таким образом, каждый департамент выступал как самостоятельное подразделение Сената со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство этого высшего государственного учреждения. В ходе реформы Сенат лишился своей законодательной функции, но по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа.

Другая реформа первых лет царствования Екатерины П была связана с Синодом – высшим государственным органом по делам Русской православной церкви. В его состав входили назначаемые императором митрополиты, архиепископы и епископы. Надзор за деятельностью этого высшего государственного органа осуществлял обер-прокурор – светское лицо из военных или гражданских чинов. В ведении Синода находились все дела Православной церкви: чисто церковного характера (например, истолкование церковных догм), церковно-административные и хозяйственные дела, борьба с еретиками и раскольниками, церковная цензура, духовный суд и др. Таким образом, духовенство окончательно превращалось в одну из групп чиновничества.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 600.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...