Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовой статус политических партий и других общественных объединений КНР




Важнейшая особенность политической системы КНРзаключается в том, что согласно Конституции руководящей силой в обществе и государстве является Коммунистическая партия Китая. Это положение Конституции означает, что КПК не может быть отстранена от власти без изменения Конституции. Насчитывающая 62 млн. членов КПК строится по территориально-производственному принципу, т.е. ее органы создаются в общегосударственном масштабе, в административно-территориальных единицах, в учреждениях, вооруженных силах и на предприятиях независимо от форм собственности. Сами партийные органы непосредственно не осуществляют государственную власть. Принятые ими решения реализуются, прежде всего, через государственные структуры.

Важнейшим инструментом проведения политики КПК являются «партийные группы руководства», создаваемые согласно Уставу КПК во всех центральных и местных государственных органах, хозяйственных организациях и культурных учреждениях. Широкое распространение получила в Китае практика принятия совместных решений партийными и государственными органами.

В КПК важнейшим организационным принципом является принцип демократического централизма, заключающийся в том, что каждый член КПК обязан выполнять решения КПК и ее органов; низовые органы партии подчиняются вышестоящим и их решениям; меньшинство подчиняется большинству.

Демократический централизм рассматривается в КНР как важнейший фактор, сдерживающий тенденции национального сепаратизма отдельных регионов государства и обеспечения единства страны и социальной стабильности. КПК уделяет серьезное внимание чистоте своих рядов. В ходе регулярных чисток из партии исключаются лица, уличенные во взятках, кумовстве и других проступках. Так, в 1998 году было исключено более 1 млн. членов партии, значительная часть из них затем осуждена.

Наряду с КПК в КНР существуют восемь других некоммунистических, так называемых, демократических политических партий общей численностью 0,5 млн. членов. Наиболее крупная из них – Демократическая лига Китая, созданная в 1941 г. Около 150 тысяч ее членов – это представители творческой интеллигенции, деятели образования, науки и культуры. Согласно уставам этих партий, все они называются партиями, участвующими в политической жизни и осуществляющими свою деятельность под руководством КПК, т.е. они, выступают не как оппозиционные, а как дружественные по отношению к КПК. Определенную самостоятельность проявляют эти партии в вопросах развития экономики, науки, техники, здравоохранения, культуры, в развитии многосторонних контактов с этническими китайцами, проживающими за рубежом.

Более 25 тысяч членов демократических партий являются депутатами ВСНП и местных собраний народных представителей, занимают руководящие посты в государственных органах.

Все политические партии КНР объединены в действующий под руководством КПК «Единый фронт». Конституция КНР во введении к ней определяет его как «широкий патриотический Единый фронт различных демократических партий и народных организаций, объединяющих всех социалистических тружеников, поддерживающих объединение Родины». Единым фронтом создан Народный политический консультативный Совет Китая (НПКСК), высшим органом которого является Всекитайский комитет. В рамках Единого фронта осуществляется согласование единых мнений, вырабатывается общая позиция по важнейшим вопросам развития страны. Через Единый фронт и его структуры КПК направляет деятельность всех партий и организаций, входящих в его состав.

Конституция КНР устанавливает, что «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций, руководимая КПК, будет существовать и развиваться длительное время». Появление в КНР оппозиционных политических партий в настоящее время невозможно, поскольку нет широкой социальной базы для этого. В зарубежной и российской литературе по конституционному праву преобладает мнение, что в КНР сложилась фактически однопартийная система. Косвенно это подтверждают и документы XIV съезда КПК, которые исключают в КНР «многопартийность и парламентаризм западного образца».

 

Избирательное право и избирательная система КНР

4.1. Конституция КНР в качестве важнейшего принципа избирательного права страны устанавливает принцип всеобщих выборов.

Согласно ст.34 «Все граждане КНР, достигшие 18 лет, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и оседлости, имеют право избирать и избираться; исключение составляют лица, лишенные политических прав по закону». В избирательные списки не включаются душевнобольные. Возрастной ценз существует только для кандидатов на пост Председателя КНР и его заместителей (45 лет).

 

4.2. Принцип равного избирательного права в Китае имеет свою специфику. Несмотря на установленное ст.4 «Закона КНР о выборах во ВСНП и местные СНП» правило: каждый избиратель имеет 1 голос, имеет место неравное представительство городского и сельского населения, военнослужащих и национальных меньшинств. Так, при выборах во ВСНП избирательная единица в сельской местности должна быть в 5 раз больше по числу избирателей, чем в городской. Тем самым обеспечивается руководящая роль рабочего класса.

Закон о выборах учитывает многонациональный характер населения КНР. При выборах во ВСНП даже самые малочисленные народности должны быть представлены хотя бы одним депутатом.

 

4.3. Особенностью формирования представительных органов власти в КНР является то, что прямыми выборами формируются лишь СНП низового звена (поселок, волость, уезд, города без районного деления, район в городе). Все вышестоящие СНП, вплоть до ВСНП избираются нижестоящими СНП. Т.е. имеет место сочетание прямых и непрямых выборов.

 

4.4. Голосование, как правило, тайное. Однако, на низовом уровне выборов допускается открытое голосование. На этом уровне выборов разрешено выдвижение альтернативных кандидатов.

4.5. Прямые выборы считаются состоявшимися, если в них приняли участие более половины избирателей, внесенных в списки. При многостепенных выборах необходим кворум в собрании народных представителей. Кандидат считается избранным, если он получил больше половины голосов, как на прямых, так и на многостепенных выборах. Общее руководство выборами осуществляет Постоянный комитет ВСНП, на местах организацией выборов занимаются избиркомы, работающие на общественных началах.

 

4.6. Депутаты всех представительных органов в КНР имеет императивный мандат, поэтому они могут быть отозваны досрочно. В условиях ведущейся в КНР борьбы с бюрократизмом и коррупцией отзыв депутатов принял большие масштабы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...