Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности психокоррекционной работы




Термин "коррекция" буквально означает "исправление". В литературе психологическая коррекция рассматривается как совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков личности или поведения психически здорового человека. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической природы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются (А.А. Осипова, 2002).

А.А. Осипова в своей книге "Общая психокоррекция" (М., 2002) представила систематизацию видов коррекции, существующих в практике психологов. Исходя из определенных критериев психокоррекционные мероприятия можно классифицировать следующим образом.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

• симптоматическую;

• каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:

• познавательной сферы;

• личности;

• аффективно-волевой сферы;

• поведенческих аспектов;

• межличностных отношений: внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных) и детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:

• индивидуальную;

• групповую: в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т. д.); в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:

• программированную;

• импровизированную.

5. По характеру управления коррегирующими воздействиями:

• директивную;

• недирективную.


развития;

3) уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация.

Кроме понятия "возрастная норма" психологу приходится встречаться с понятием "индивидуальная норма", которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития.

Принцип коррекции "сверху вниз". Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание зоны ближайшего развития для клиента. Коррекция по принципу "сверху вниз" носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

Принцип коррекции "снизу вверх". При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально желательного поведения и торможения социально нежелательного поведения.

Таким образом, главной задачей коррекции "снизу вверх" становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции – наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара.


 

Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность. Согласно данному принципу, основное направление коррекционной работы – целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счете в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента. Особенно широко в коррекционной работе с детьми используется понятие "ведущая деятельность". В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различных ее разновидностях. Деятельностный принцип коррекции, во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.

Кроме принципов, психологу желательно соблюдать и правила психокоррекционной деятельности:

1) психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка;

2) пространство коррекционных воздействий детского практического психолога ограничено нормой и пограничными состояниями развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений;

3) детский практический психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства;

4) в работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, не адаптированных к дошкольному возрасту.

К перечисленным правилам добавляются требования профессиональной этики: закрытость и адаптированность информации, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.

Как отмечалось ранее, в практике ДОУ коррекционная работа идет рука об руку с развивающей деятельностью. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками может строиться следующим образом.

1-й этап. На данном этапе осуществляется планирование целей, задач, стратегии и тактики коррекционно-развивающей работы. Основанием для такого планирования выступают результаты психодиагностического обследования и сформулированные на их основе психологический диагноз и психологический прогноз.

2-й этап. Основная цель данного этапа – разработка программы коррекционно-развивающей деятельности. Определяются формы (индивидуальная или групповая), содержание занятий, предпочтительные методы работы. Если к работе привлекаются другие специалисты ДОУ или родители, то определяются формы их участия в реализации программы.

3-й этап. На данном этапе осуществляется организация условий, необходимых для реализации коррекционно-развивающей программы. Во-первых, необходимо скомплектовать группы детей. Принципы отбора детей в группы могут быть самыми разнообразными: по целям и задачам развития данных детей, по возрастным признакам (одновозрастные или разновозрастные), по методам и приемам развивающей работы, к которым наиболее "чувствительны" те или иные дети, и т. д. Во-вторых, создается предметно-развивающая среда, отвечающая задачам программы. В-третьих, идет обсуждение программы с заинтересованными лицами: администрацией, педагогами, родителями.

4-й этап. Данный этап самый трудоемкий, так как представляет собой реализацию коррекционно-развивающей программы. Основную часть этапа составляет проведение системы коррекционно-развивающих занятий. В ходе работы психологу необходимо осуществлять постоянный контроль за промежуточными результатами, анализировать свои ошибки и оперативно корректировать свою деятельность, чтобы достичь наилучших конечных результатов. Кроме того, следует информировать всех заинтересованных лиц о ходе развивающей работы. В целом реализация коррекционно-развивающей программы может занимать 4–5 недель и состоять из 10–12 занятий.

5-й этап – заключительный. Психолог совместно с другими участниками работы осуществляет итоговый анализ. Оценивается эффективность коррекционно-развивающей программы. При оценке эффективности следует помнить, что результаты психологической работы не всегда проявляются быстро и не бывают столь наглядными и очевидными, как результаты обучения. Поэтому об эффективности работы необходимо судить не только по показателям повторного диагностического обследования, но и по отсроченным, постепенно проявляющимся изменениям в ребенке. В связи с этим на данном этапе формулируются психолого-педагогические рекомендации, нацеленные на закрепление достигнутых каждым ребенком результатов.

При проведении коррекционной работы важно сделать правильный выбор структуры коррекционных занятий. На сегодняшний день не сложилось единого представления о том, какова структура такого занятия. А.С. Спиваковская (1998) предлагает использовать следующую структуру, включающую в себя ритуал приветствия, разминку, собственно занятие, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания.

Ритуалы приветствия-прощания позволяют сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. В качестве ритуала может выступать групповая песня, речитатив или какая-либо игра. Задача взрослого – наблюдать за тем, чтобы принятый ритуал выполнялся на каждом занятии всеми детьми.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.

Разминка проводится в начале занятия и между отдельными упражнениями.

Основное содержание занятия - это система игр и упражнений, позволяющих решать развивающие задачи данного занятия. Это 2–4 игры (упражнения), часть которых уже знакома детям. Последовательность игр (упражнений) должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к подвижной и т. д.

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в эмоциональном (понравилось – не понравилось) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали) аспектах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...