Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Составление развивающих программ
Программа развивающей работы представляет собой описание целей, задач, принципов, содержания и структуры развивающей деятельности педагога-психолога, имеющей определенные временные границы. В развивающей программе должны быть представлены по меньшей мере две ее основные части: пояснительная записка и основное содержание. Пояснительная записка включает в себя краткое изложение следующих аспектов: • название программы; • направленность программы (приоритетные направления работы); • нормативы психического развития данного возрастного периода; • характеристику психического развития той группы детей, с которой будет проводиться развивающая работа. И логично вытекающие отсюда: • цель и задачи развивающей работы; • принципы организации и осуществления развивающей работы; • предпочтительные методы, техники развивающей работы; • сроки, на которые рассчитана данная программа. Количество занятий, их продолжительность; • ожидаемые результаты. Основное содержание программы - это система развивающих занятий, которая позволяет решить заявленные в программе цель и задачи. Каждое из занятий может быть представлено следующим образом: ✓ Номер занятия. Тема занятия. Продолжительность занятия. ✓ Задачи данного занятия. ✓ Оборудование занятия. ✓ Последовательность упражнений, используемых в ходе занятия. Описание каждой игры (упражнения) может быть полным или кратким. Это будет зависеть от того, насколько хорошо данными играми и упражнениями владеет сам психолог. Однако в любом случае следует указывать цель каждой игры и каждого упражнения. Развивающие занятия с дошкольниками не тождественны обычным учебным занятиям, в ходе которых ребенок овладевает какими-либо новыми знаниями, умениями и навыками. Смысл развивающих занятий в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие дошкольника. Поэтому основное содержание таких занятий будут составлять специальные развивающие игры и упражнения. Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и способы действий. Развивающая игра – активная и осмысленная для ребенка деятельность, в которую он охотно и добровольно включается, а новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова (1991) предлагают четыре вида развивающих игр: игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи и игры-соревнования. В играх-забавах ярко представлено развлекательное начало. Положительные эмоции защищают ребенка от умственных перегрузок. Развивающая задача такой игры увлекает ребенка и не требует особых усилий. В играх с ролью также присутствует развлекательное начало. Психологические исследования показали, что ребенок, действуя в соответствии с ролью, полнее использует свои возможности и значительно легче справляется со многими задачами. Игровой замысел в играх-задачах опирается на интерес ребенка к умственной деятельности. Решение предложенной задачи становится условием игрового обучения детей и средством, с помощью которого можно завоевать признание и уважение сверстников. Игровые ситуации здесь разнообразны: это и различные поручения, и игра в детское лото, и загадывание-разгадывание загадок и работа с конструкторами, разрезными картинками и т. д. В играх-соревнованиях главным побудительным мотивом решения различных развивающих задач является сравнение ребенком себя с другими. Однако данный вид игр необходимо использовать осторожно, учитывая темпераментные и личностные особенности дошкольников. Эффективность развивающих игр и упражнений во многом определяется их удачным расположением в структуре развивающего занятия. Этапы развивающей работы во многом схожи с этапами коррекционной деятельности. Тем не менее есть и своя специфика, например, на этапе организации условий создается предметно-развивающая среда, отвечающая задачам программы. Этап реализации программы может содержать не только проведение специальных развивающих занятий, что часто можно встретить в коррекционной практике, но и включение отдельных развивающих игр в повседневную жизнедеятельность детей, в различные виды детской деятельности, в учебные занятия. ВЫВОДЫ Одним из эффективных профилактических средств является развивающая работа с дошкольниками. Своевременное и систематическое развитие основных личностных качеств дошкольника, способностей и умений в сфере общения позволяют избежать серьезных проблем на всех этапах дошкольного детства. Стратегия развивающей работы с дошкольниками строится на основе теоретических положений Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других отечественных психологов. Знание закономерностей психического развития, учет возрастных особенностей дошкольников, использование резервов, присущих специфическим для данного возраста видам деятельности, – все это позволяет ребенку благополучно проходить каждый возрастной этап, приобретая прочную базу для своего последующего развития. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. Познакомьтесь с публикациями В. Кудрявцева. В чем заключается стратегия развивающего образования современного ДОУ? 2. Раскройте принципы организации и проведения развивающей работы с дошкольниками. Приведите примеры реализации данных принципов в практике дошкольных учреждений. 3. На основе анализа литературы выделите методы и средства развития какой-либо сферы детей определенного возраста. Составьте таблицу "Методическое обеспечение развивающей работы с дошкольниками по проблеме (выберите сферу личности) развития". Включите в таблицу следующие разделы: направления (предмет) развивающей работы, задачи развития, развивающие методы и приемы, литература. Тема 8 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 245. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |