Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности психокоррекционной работы




Составление развивающих программ

Программа развивающей работы представляет собой описание целей, задач, принципов, содержания и структуры развивающей деятельности педагога-психолога, имеющей определенные временные границы.

В развивающей программе должны быть представлены по меньшей мере две ее основные части: пояснительная записка и основное содержание.

Пояснительная записка включает в себя краткое изложение следующих аспектов:

• название программы;

• направленность программы (приоритетные направления работы);

• нормативы психического развития данного возрастного периода;

• характеристику психического развития той группы детей, с которой будет проводиться развивающая работа.

И логично вытекающие отсюда:

• цель и задачи развивающей работы;

• принципы организации и осуществления развивающей работы;

• предпочтительные методы, техники развивающей работы;

• сроки, на которые рассчитана данная программа. Количество занятий, их продолжительность;

• ожидаемые результаты.

Основное содержание программы- это система развивающих занятий, которая позволяет решить заявленные в программе цель и задачи.

Каждое из занятий может быть представлено следующим образом:

✓ Номер занятия. Тема занятия. Продолжительность занятия.

✓ Задачи данного занятия.

✓ Оборудование занятия.

✓ Последовательность упражнений, используемых в ходе занятия. Описание каждой игры (упражнения) может быть полным или кратким. Это будет зависеть от того, насколько хорошо данными играми и упражнениями владеет сам психолог. Однако в любом случае следует указывать цель каждой игры и каждого упражнения.

Развивающие занятия с дошкольниками не тождественны обычным учебным занятиям, в ходе которых ребенок овладевает какими-либо новыми знаниями, умениями и навыками. Смысл развивающих занятий в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие дошкольника. Поэтому основное содержание таких занятий будут составлять специальные развивающие игры и упражнения.

Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и способы действий. Развивающая игра – активная и осмысленная для ребенка деятельность, в которую он охотно и добровольно включается, а новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях.

З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова(1991) предлагают четыре вида развивающих игр: игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи и игры-соревнования.

В играх-забавах ярко представлено развлекательное начало. Положительные эмоции защищают ребенка от умственных перегрузок. Развивающая задача такой игры увлекает ребенка и не требует особых усилий.

В играх с ролью также присутствует развлекательное начало. Психологические исследования показали, что ребенок, действуя в соответствии с ролью, полнее использует свои возможности и значительно легче справляется со многими задачами.

Игровой замысел в играх-задачахопирается на интерес ребенка к умственной деятельности. Решение предложенной задачи становится условием игрового обучения детей и средством, с помощью которого можно завоевать признание и уважение сверстников. Игровые ситуации здесь разнообразны: это и различные поручения, и игра в детское лото, и загадывание-разгадывание загадок и работа с конструкторами, разрезными картинками и т. д.

В играх-соревнованиях главным побудительным мотивом решения различных развивающих задач является сравнение ребенком себя с другими. Однако данный вид игр необходимо использовать осторожно, учитывая темпераментные и личностные особенности дошкольников.

Эффективность развивающих игр и упражнений во многом определяется их удачным расположением в структуре развивающего занятия.

Этапы развивающей работы во многом схожи с этапами коррекционной деятельности.Тем не менее есть и своя специфика, например, на этапе организации условий создается предметно-развивающая среда, отвечающая задачам программы. Этап реализации программы может содержать не только проведение специальных развивающих занятий, что часто можно встретить в коррекционной практике, но и включение отдельных развивающих игр в повседневную жизнедеятельность детей, в различные виды детской деятельности, в учебные занятия.

ВЫВОДЫ

Одним из эффективных профилактических средств является развивающая работа с дошкольниками. Своевременное и систематическое развитие основных личностных качеств дошкольника, способностей и умений в сфере общения позволяют избежать серьезных проблем на всех этапах дошкольного детства. Стратегия развивающей работы с дошкольниками строится на основе теоретических положений Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других отечественных психологов. Знание закономерностей психического развития, учет возрастных особенностей дошкольников, использование резервов, присущих специфическим для данного возраста видам деятельности, – все это позволяет ребенку благополучно проходить каждый возрастной этап, приобретая прочную базу для своего последующего развития.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Познакомьтесь с публикациями В. Кудрявцева. В чем заключается стратегия развивающего образования современного ДОУ?

2. Раскройте принципы организации и проведения развивающей работы с дошкольниками. Приведите примеры реализации данных принципов в практике дошкольных учреждений.

3. На основе анализа литературы выделите методы и средства развития какой-либо сферы детей определенного возраста. Составьте таблицу "Методическое обеспечение развивающей работы с дошкольниками по проблеме (выберите сферу личности) развития". Включите в таблицу следующие разделы: направления (предмет) развивающей работы, задачи развития, развивающие методы и приемы, литература.

Тема 8
Психологическая коррекция в дошкольном учреждении


Особенности психокоррекционной работы

Термин "коррекция" буквально означает "исправление". В литературе психологическая коррекция рассматривается как совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков личности или поведения психически здорового человека. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической природы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются (А.А. Осипова, 2002).

А.А. Осипова в своей книге "Общая психокоррекция" (М., 2002) представила систематизацию видов коррекции, существующих в практике психологов. Исходя из определенных критериев психокоррекционные мероприятия можно классифицировать следующим образом.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

• симптоматическую;

• каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:

• познавательной сферы;

• личности;

• аффективно-волевой сферы;

• поведенческих аспектов;

• межличностных отношений: внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных) и детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:

• индивидуальную;

• групповую: в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т. д.); в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:

• программированную;

• импровизированную.

5. По характеру управления коррегирующими воздействиями:

• директивную;

• недирективную.


6. По продолжительности:

• сверхкороткую (сверхбыструю);

• короткую (быструю);

• длительную;

• сверхдлительную.

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы "запускает" процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания – личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

• общую;

• частную;

• специальную.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция – это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т. д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

На сегодняшний день определяются два основных направления в коррекции психического развития дошкольников:

• коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для личностного и интеллектуального развития (Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина). Достижимость данного направления обусловлена утвержденным в отечественной психологии принципом прижизненного формирования основных психологических структур в активной деятельности ребенка, направленной на присвоение социально-культурного опыта (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);

• профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

В целом отечественные психологи склонны рассматривать коррекционную работу через призму закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым в форме усвоения общественно-исторического опыта путем интериоризации и имеющего в качестве результата систему психологических новообразований, специфических для каждой возрастной стадии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Названные положения могут служить основой для организации коррекционной помощи детям, имеющим проблемы психологического характера. Среди них на первом месте находятся проблемы становления "Я-концепции", социальной адаптации – дезадаптации, развития внутриличностных и межличностных отношений. Решение подобных проблем может лежать в трех пересекающихся плоскостях. Во-первых, это оптимизация социальной ситуации развития ребенка; во-вторых, это развитие различных видов деятельности ребенка, включение его в деятельность личностно значимую, приносящую чувство успешности и удовлетворения; в-третьих, формирование возрастно-психологических новообразований, позволяющих ребенку заявить себя как личность и как субъект отношений с окружающим миром.

О.А. Карабанова выделяет следующие принципы коррекционной работы (1997).

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Системность названных задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность, т. е. неравномерность их развития. Любая коррекционная программа должна решать все три задачи, что позволяет учитывать различные уровни развития ребенка: уровень благополучия, соответствующий норме развития, уровень "риска", т. е. потенциальные трудности в развитии, уровень актуальных проблем развития, отклонения от нормы. Таким образом, задачи коррекционной программы формулируются как трехуровневая система: коррекция (исправление отклонений), профилактика (предупреждение отклонений) и развивающая работа (оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития).

Принцип единства диагностики и коррекции. Единство проявляется в двух аспектах. Во-первых, проведению коррекции всегда предшествует прицельное диагностическое обследование детей, результаты которого и служат основой для определения целей и содержания коррекции. Во-вторых, в ходе проведения коррекционной работы психолог должен осуществлять промежуточный контроль за динамикой показателей психического развития детей, что позволяет ему вовремя оценить степень эффективности применяемых методов и гибко перестроить свою деятельность.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Как было сказано выше, именно каузальная (причинная) коррекция позволяет более эффективно решать проблемы развития детей, так как позволяет бороться не только с внешними проявлениями проблемы, но и искать и устранять причины, породившие ее.

Названные принципы можно дополнить принципами, предложенными А.А. Осиповой (2002).

Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие "психологический возраст" было введено Л.С. Выготским. Это "тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период" (Л.С. Выготский. 1984, с. 248). Таким образом, при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики:

1) особенности социальной ситуации развития (например, изменение типа образовательного или воспитательного учреждения, круга общения ребенка, включая сверстников, взрослых, семейное окружение и т. д.);

2) уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 401.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...