Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Индивидуальные особенности памяти.
Каждый человек имеет индивидуальные отличия памяти, которые проявляются в разных сферах его мнемической деятельности. В процессах памяти индивидуальные отличия проявляются в скорости, точности, качестве запоминания и готовности к воспроизведению. Скорость запоминания определяется количеством повторений, необходимых для запоминания нового материала. Точность запоминания характеризуется соответствием воспроизведенного тому, что запомнилось, и количеством возможных ошибок. Прочностьзапоминания проявляется в продолжительности сохранения заученного материала (или в медленности его забывания). Готовность к воспроизведениюпроявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может припомнить необходимую информацию (легкость воспроизведения). Индивидуальные отличия памяти могут быть обусловлены типом высшей нервной деятельности. Скорость создания временных нервных связей связана с силой процессов забывания и торможения, что обусловливает точность и прочность запоминания. При сильном, но медленном торможении дифференциация впечатлений происходит медленно, что может отражаться на точности запоминания. Если у человека сформированы рациональные способы мнемической деятельности, выработаны соответствующие привычки — аккуратность, точность, ответственность, — то негативные проявления, обусловленные типологическими особенностями нервной системы, могут корректироваться. Индивидуальные отличия памяти проявляются и в том, какой материал лучшее запоминается — образный, словесный и т.д. или в равной мере продуктивно тот и другой. В связи с этим в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный, смешанный, или промежуточный типы памяти. Эти типы обусловлены отчасти соотношением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека, но главным образом условиями жизни и требованиями профессиональной деятельности. Так, наглядно-образный тип памяти чаще встречается у художников, писателей, музыкантов, словесно- абстрактный — у ученых, философов. Смешанный тип памяти имеет место у людей, в деятельности которых не наблюдаются заметные преимущества наглядно-образного или словесно-абстрактного типа. Понятие о мышлении: психологический анализ. МЫШЛЕНИЕ– познавательный психический процесс – процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенныхсвязях и отношениях. Опосредованноеозначает то, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Например, выйдя утром рано на улицу, мы видим лужи, мы можем сделать вывод о том, что ночью был дождь. Обобщенноеозначает мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам, то есть мы объединяем отдельные качества, свойства в целостную картину мира. Например, лужи, сырость, серое небо позволяют нам сделать вывод о дожде ночью. Или, мы знаем, что если к листу бумаги преподнести зажженную спичку, то он загорится (мы отразили общее свойство бумаги и применили его к единичному предмету). Существенныесвязи означают то, что мы выделяет основные, важнейшие характеристики предметов и, затем, объединяем именно их. Характеристики мышления 1. Опосредованность и обобщенность являются важнейшими характеристиками мышления. 2. Следующей важнейшей характеристикой мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходить видоизменение и преобразование имеющейся информации. 3. Важной особенностью мышления является его связь с речью. Речь является способом существования мысли, орудием мышления. Мы всегда думаем словами. И наоборот, процесс мышления осуществляется тогда, когда мысль выражается словами. Следует иметь ввиду, что, несмотря на тесную взаимосвязь мышления и речи, эти два феномена – не одно и то же. Мыслить – это не значит говорить вслух или про себя. Свидетельством этому служат возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль. 4. Мышление имеет общественную природу. Общественно-историческая обусловленность мышления проявляется в том, что в каждом акте познания действительности человек опирается на опыт предыдущих поколений, оперирует созданными ими способами познания. К таким способам, прежде всего, принадлежат речь как орудие выражения, обобщения и сохранения результатов познавательной деятельности людей, а также наука и практика. 5. Результатом мышления является понимание человеком предметов и явлений. Понимание — это сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, направленная на раскрытие внутренней сути предметов, процессов и явлений, на осознание связей, отношений, зависимостей, которые в ней отражаются. Критерием понимания является сформулированная в слове мысль, которая отражает знание существенных признаков предмета или явления. 6. На практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Мыслительные операции. Умственные действия– это операции, которые человек осуществляет в умственном плане, это оперирование образами предметов с помощью понятий. В зависимости от того, какие образы играют при этом ведущую роль, умственные действия могут быть сенсорными, перцептивные и мыслительными. Умственные действия происходят мысленно при помощи речи. В умственных действиях можно выделить главные составные элементы или процессы – мыслительные операции. К ним относятся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация, систематизация. Анализ– мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предметов (их цвет, форму и т.д.). Например, анализ стихотворения, анализ такого понятия как «мышление» и т.д. Синтез– мысленное соединение отдельных частей предметов или явлений в одно целое, мысленное сочетание отдельных свойств. Например, целостный образ человека (его характер, темперамент, способности, особенности памяти, мышления, его отношение к окружающим и т.д.). Сравнение– операция установления сходства и различия между предметами и явлениями окружающей действительности. Например, можно сравнить двух человек по внешности, характеру; сравнить познавательные процессы: восприятие и мышление; сравнить города, животных и т.д. Абстрагирование– мысленное отделение одних признаков и свойств предметов от других и от самих предметов, которым они свойственны. Например, используя такое понятие как «стол», мы представляем некий образ целого класса предметов. В этом понятии объединяются наши представления о разных столах. Для того, чтобы сформировать данное понятие, нам пришлось отвлечься от целого ряда частных свойств и признаков, характерных только для определенного объекта или отдельной группы объектов, которые определяется сформированным нами понятием. Конкретизация– представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Например, конкретизацией понятия «фрукт» является понятие яблоко. Обобщение– это мысленное объединение предметов, явлений в группы по существенным признакам. Например, мы можем обобщить такие понятия как «стул», «стол» «кровать», «шкаф» понятием «мебель». Классификация– группировка объектов по видовым, родовым и другими признакам; объединение объектов на основании их совместных существенных признаков. Например, можно выполнить классификацию по группам: одушевленные – неодушевленные, люди – техника – животные … Систематизация– упорядочение знаний на основании предельно широких общих признаков групп объектов. Систематизация обеспечивает разграничение и дальнейшее объединение не отдельных объектов, как это имеет место при классификации, а их групп и классов. Формы мышления. Понятие– это отражение общих и существенных свойств предметов и явлений. В основе понятий лежат знания об предметах и явлениях. Понятия подразделяют на конкретные и абстрактные. В конкретных понятияхотражаются определенные предметы и явления (к примеру, "мебель", "растения", "животные"). В абстрактных понятияхотражаются существенные признаки и свойства, отделенные от самих объектов ("вес", "мужество", "храбрость", "добро", "зло" и т.д.). Понятие может быть общим и единичным. Общими понятияминазывают те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и тоже название (например, понятия «стул», «человек», «болезнь» и др.). В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием. Единичными называют понятия, обозначающие какой-либо один предмет (например, «Днепр», «Киев» и т.д.). Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другими, более общими понятиями. Например, в понятие «Днепр» входит то, что это река, которая течет по территории Украины. Следует отметить, что любые общие понятия возникают лишь на основе единичных предметови явлений. Суждение– понимание связи конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями. Умозаключение– формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение опирается на понятия и суждения. Виды мышления. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 216. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |