Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические характеристики Сознания.




Понятие «Психика», ее особенности, функции и механизмы.

Психология– наука о человеке.

Проблема человека является общей проблемой для всех наук (антропология, анатомия, медицина, философия и т.д.).

Объект психологии– психика.

Предмет психологии– закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмов.

Психические явления– субъективные переживания и образы отраженных в сознании явлений реальной действительности, это внутренний мир человека.

Психика– свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Основные функции психики:

1. отражение (свойство материи, состоящее в способности объектов воспроизводить признаки, структурные характеристики и отношения других объектов);

2. регуляция поведения и деятельности (направление поведения);

3. сохранение целостности организма.


Особенности психики

1. психическое отражение имеет активный характер (взаимодействие с окружающей средой);

2. психическое отражение имеет опережающий характер (предвидение в деятельности и поведении);

3. каждый психический акт есть результат действия объективного через субъективное (объективное преломляется через призму человеческой индивидуальность);

4. в процессе активной деятельности психика постоянно

совершенствуется и развивается.

Механизмы психики

Механизм – орудие, благодаря которому психика человека отражает объективную действительность и регулирует деятельность человека.

Механизмы психики человека: отражение, проектирование, опредмечивание.

Психическое отражение представляет собой способность психики воспроизводить объекты окружающей действительности.

Психическое проектирование представляет собой способность психики создавать образы окружающей действительности на основе упорядочения содержания того материала, который отражается психикой.

Психическое опредмечивание представляет собой процесс сознательного преобразования полученного образа в свойства предметов.

 

 

Основные формы проявления психики человека (структура психики человека).

ПРОЦЕССЫ СОСТОЯНИЯ СВОЙСТВА
(динамичны) (статичные моменты (устойчивые психические
  проявления психики) особенности личности,
Познавательные Эмоционально- волевые   которые закреплены и проявляются в ее структуре)
-ощущения -эмоции -устойчивый интерес -направленность
-восприятие -чувства -творческий подъем (мотивы, интересы,
-память -воля -убежденность мировоззрение и т.д.)
-мышление   -сомнение -темперамент
-воображение   -апатия -характер
-внимание   -угнетенность -способности
-речь   др.  

Этапы развития психики.

Этапы развития психики

А) в филогенезе– историческое развитие психики (эволюция психики).

Б) в онтогенезе– процесс развития индивидуального организма (развитие психики человека от зачатия до смерти).

СТАДИИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ Высокоразвитая ЦНС. Сознание. Пример: Человек.

Наивысший уровень. ЦНС (головной и спинной мозг). Зачатки наглядно- действенного мышления. Способность к установлению причинно-следственных связей; исследовательских форм поведения. Условные рефлексы. Пример: обезьяны, собаки, кошки.

 

Высший уровень. Усложненная трубчатая НС. Элементарные формы мышления. Образная память. Способность к научению. Пример: птицы, некоторые млекопитающие.

 

Низший уровень Трубчатая НС. Появляется восприятие. Двигательная память. Преобладают инстинктивные формы поведения. Пример: рыбы, пауки, насекомые

СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ  

Высший уровень. Ганглиевая НС (цепочная и узловая). Ощущения. Элементарные условные рефлексы. Наличие «памяти». Пример: кольчатые черви.

Низший уровень. Диффузная НС. Развита раздражительность. Примитивные элементы чувствительности. Способность к ощущениям. Пример: амеба, инфузория туфелька.

Понятие «Сознание».

Сознание– высшая форма психического отражения объективной действительности (окружающего мира), обусловливающая формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Часто под сознанием понимают заключенные в психике человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.

Многие ученые считают, что Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку, а животные сознанием не обладают. Ряд исследователей предполагает, что животные тоже обладают сознанием. Этот вопрос остается открытым и по сей день.

Уровень развития сознания человека зависит от накопленных знаний, выработанного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и самому себе.

Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах.

Человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (в процессе онтогенеза).

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».

Психологические характеристики Сознания.

1. Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание.

Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. Уровень сознания находится в прямой зависимости от уровня освоения знаний и опыта личности. Сознание существует благодаря знаниям. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания: ощущения и восприятия, память, мышление, воображение.

С помощью ощущенийи восприятий при не- посредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Воображение строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

2. Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я» (отделение человеком себя от предметного мира, разделение «Я» и «не Я», противопоставление себя миру предметов). Человек способен осуществлять самопознание,т.е. обратить пси- хическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом (он осознает собственные физические и морально- психологические качества). Отделение «я» от «не-я» – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе форми- рования самосознаниячеловека.

3. Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека (целенаправленность, планирование собственной деятельности и поведения, предвидение результатов своей деятельности).

Цель – осознанный образ желаемого будущего.

В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и коррекции собственных действий, их перестройке, в изменении стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

4. Четвертая характеристика сознания – включение в его состав определенного отношения (отношение к объективной действительности, к другим людям, к самому себе). Отношение личности к своему окружению, проявляется в оценке предметов и явлений и способности к критике своих действий, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и, прежде всего, общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил. Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык.В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало до него и для него человечество, закрепило и передало ему в языке. Язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием.

Сознание человека характеризуется:

1) активностью (деятельное состояние живых организмов);

2) интенционально (сознание человека всегда направлено на какой- то объект, предмет или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).

 

Структура Сознания.

Функции Сознания.

Основная функция сознаниязаключается в формировании целей деятельности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознании человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Людмила Дмитриевна Столяренко выделяет следующие функции сознания личности.

Рефле ксияобращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния.

В качестве объекта рефлексии может выступать:

1) отражение мира,

2) мышление о нем,

3) способы регуляции человеком своего поведения,

4) сами процессы рефлексии,

5) свое личное сознание.

Понятие «Самосознание».

Венцом развития сознания является самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Самосознание возникает в ходе развития сознания личности. Сознание и самосознание взаимообусловлены: чем выше уровень сознания человека, тем выше уровень его самосознания, и наоборот. С расширением представления человека о внешнем мире, расширяется его самосознание.

Самосознание осознание человеком самого себя, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств. Это процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе.

Развитие самосознания человека проявляется в: самонаблюдении; критическом отношении к самому себе; оценке своих положительных и негативных качеств; ответственности за свои поступки.

Главная функция самосознания– сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция – защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

 

Критерии Самосознания.

1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2. осознание своей активности – «Я управляю собой»;

3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

4. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

Структура Самосознания.

В структуре самосознания можно выделить:

· осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

· осознание своих реальных и желаемых качеств («Я-реальное» и «Я- идеальное»);

· познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

· эмоциональное, чувственное представление о себе («Я как чувственный объект»).

 

Модели Самосознания.

Алексей Александрович Бодалёв подчеркивает, что в самосознании («Я-образе») можно выделить два аспекта:

1. самопознание/знание о себе (интеллектуальный аспект познания себя);

2. самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Алексей Александрович Бодалёв указывает, что в ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представления о себе – его «Я концепцию». Знания о себе самом небезразличны человеку: то, что в ним раскрывается оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Ученый говорит о том, что одни и те же по своему содержанию знания о себе у разных людей могут обладать различной субъективной значимостью.

сферам проявления человека. Такие исследователи, как У.Джеймс, К.Роджерс, М.Розенберг и многие другие, выделили различные формы представлений о себе, дифференцированные либо по сфере проявления человека («социальное Я», «духовное Я», «физическое Я», «интимное Я», «публичное Я», «моральное Я», «семейное Я» и т.д.), либо как реальность и идеал («реальное Я» и «идеальное Я»), либо на временном континууме («Я в прошлом», «Я в настоящем»), либо по какому-то иному существенному признаку.

Самооценка личности.

Существенной стороной самосознания является самооценка.

Самооценка– это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств, места среди других людей.

Виды самооценок:

1. адекватная (человек адекватно оценивает себя, свои возможности, способности, качества, место среди других людей;

2. неадекватная (человек неадекватно оценивает себя, свои возможности, способности, качества, место среди других людей):

а) завышенная (человек завышает свои возможности, способности, переоценивает свои позитивные качества, ставит себя выше других людей);

б) заниженная (человек занижает свои возможности, способности, недооценивает свои позитивные качества, видит в себе много недостатков, ставит себя ниже других людей).

Самооценка порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение.

13. Неосознаваемые механизмы сознательных действий: неосознаваемые автоматизмы; неосознаваемые установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

14. Неосознаваемые побудители сознательных действий: сновидения; ошибочные действия; невротические симптомы.

15. «Надсознательные» процессы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...