Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие об ощущениях: психологический анализ. Физиологическая основа ощущений.




ОЩУЩЕНИЕ– познавательный психический процесс – процесс отражения психикой отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственномвоздействии на органы чувств.

Физиологическая основа ощущений. Ощущения имеют рефлекторную природу. Исследуя проблему восприятия, хранения и переработки информации, И.П.Павлов ввел понятие анализатора.

Анализатор обеспечивает переработку сенсорной информации и прохождение ее на всех уровнях НС. Каждый анализатор состоит из трех структурных элементов: рецепторов, нервных волокон и соответствующих отделов ЦНС.

Рецептор– специальные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение. Рецепторы расположены по всему организму человека. Особенно много рецепторов в органах чувств, специально предназначенных для восприятия информации об окружающем мире (глаз, язык, ухо, нос, кончики пальцев).

Информация, полученная с помощью рецепторов, передается далее в соответствующий отдел ЦНС, включая кору головного мозга.

Существует несколько групп рецепторов. Каждый рецептор воспринимает и перерабатывает только один вид воздействия. Информация от одинаковых рецепторов поступает только в определенную область коры головного мозга. Зрительный анализатор замыкается на один участок коры, слуховой – на другой и т.д.

Виды ощущений.

Критерий Виды ощущений
По модальности (по виду) раздражителя Зрительные (ощущения тона и т.д.)
Слуховые (ощущения звуков)  
Обонятельные (ощущение запахов)  
Вкусовые (ощущение вкуса)  
Осязательные (ощущение прикосновения)  
По наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущения Контактные (ощущения, которые получаются при непосредственном контакте рецептора с раздражителем; например: вкусовые, тактильные)
Дистантные (ощущения, которые получаются при взаимодействии рецептора с раздражителем на расстоянии; например: зрительные, слуховые, обонятельные)  
По месту расположения рецепторов Экстероцептивные (ощущения, сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира; рецепторы расположены на поверхности тела; например, зрительные, слуховые, вкусовые и т.д.)
Интероцептивные (ощущения, поступающие из внутренних органов, сигнализируют о внутреннем состоянии организма, о состоянии внутренних органов; например, органические ощущения, ощущения боли)  
Проприоцептивные (ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении в пространстве; например, ощущение положения опорно- двигательного аппарата, ощущение равновесия, ощущение движения)  
По ощущению температуры Температурные ощущения
По связи с органическими потребностями Органические ощущения (связаны с различными органическими потребностями; например, ощущение голода, жажды и т.д.)

Свойства ощущений.

Каждый вид ощущений возникает и функционирует соответственно своим закономерностям. Однако, есть общие свойства, которыми обладают все виды ощущений.

Качество– особенность, отличающая одно ощущение от других. Качество ощущений вызывается специфическими видами раздражителей, поступающих извне в органы чувств. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

Интенсивность– сила проявления ощущения. Интенсивность ощущений зависит от силы раздражителя, который их вызывает.

Длительность– время действия ощущения.

Ощущения возникают при действии раздражителей определенной силы.

Чувствительность анализатора и порог чувствительности

Чувствительность– способность анализатора (НС) реагировать на действие адекватного раздражителя. Адекватный раздражитель вызывает ощущения тогда, когда интенсивность его действия достигает определенного порога.

Порог ощущения– тот уровень интенсивности раздражителя, который может вызывать ощущения.

Различают:

1. Абсолютный порог чувствительности:

нижний абсолютный порог чувствительности – минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение;

верхний абсолютный порог чувствительности – максимальная величина раздражителя, еще вызывающая адекватное (не болевое) ощущение.

2. Дифференциальный порог чувствительности(порог различия/разностный порог) – порог различения – минимальное различие между раздражителями, которое вырывает едва заметные различия в ощущениях.

Различают две основные формы изменения чувствительности, из которых одна зависит от условий среды и называется адаптацией, а другая от условий состояния организма и называется сенсибилизацией.

1. Адаптация приспособление органа чувства к раздражителям (внешним условиям). При адаптации чувствительность меняется в сторону повышения и в сторону понижения. Например, при переходе от яркого света в темноту мы сначала не видим предметов, но постепенно начинаем различать их очертания (адаптация к темноте).

2. Сенсибилизация увеличение чувствительности к раздражителю – повышенная чувствительность анализатора. При сенсибилизации чувствительность меняется только в сторону повышения. Например, если некоторое время вслушиваться или всматриваться, то звук или образ становятся более четкими.

Можно выделить две группы факторов, под влиянием которых происходит сенсибилизация ощущений:

1)сенсибилизация, обусловленная необходимостью компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

2)сенсибилизация, вызванная специфическими требованиями профессиональной деятельности человека.

Синестезия– взаимодействие ощущений разных модальностей (слух и зрение, т.д.). Например, «малиновый звон», «холодные или теплые тона» и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...