Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие о памяти: психологический анализ.
ПАМЯТЬ –познавательный психический процесс –запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его прошлого опыта. Отражая объективную действительность при помощи органов чувств человек получает образы, которые он запоминает. Человек их сохраняет (помнит). При необходимости полученная информация воспроизводится. Память – необходимое условие психического развития человека: новые продвижения в психике человека всегда базируются на предыдущих достижениях, зафиксированных в памяти. Благодаря памяти сохраняется целостность «Я» человека, осознается единство его прошлого и настоящего. Без запаса представлений памяти невозможным была бы умственная деятельность, создание образов воображения, ориентация в среде вообще. Человек, лишенный памяти, как доказал И.М. Сеченов, постоянно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть. Основная функция памяти:накопление информации (жизненного опыта). В памяти различают такие основные механизмы (процессы): · запоминание,· сохранение,· воспроизведение,· забывание. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения. Физиологическое основаниепамяти – работа высшей нервной деятельности. Согласно учению И.П.Павлова, материальным носителем памяти является пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее возможность создавать новые временные нервные связи, условные рефлексы. Создание, укрепление и затухание временных нервных связей является физиологическим механизмом памяти. Запоминается и сохраняется не столько образ, сколько «след», временные нервные связи, которые образовались в ответ на действие раздражителя.
Теории памяти. Одним из феноменов (механизмов) памяти являются ассоциации, что означает связь, объединение. По И.П.Павлову, ассоциации – временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Согласно теории ассоциаций, если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуются ассоциативная связь, и повторное появления какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех остальных ее элементов. В зависимости от условий, необходимых для их создания, ассоциации подразделяют на три типа: ассоциации по смежности, ассоциации по сходству, ассоциации по контрасту. Ассоциация по смежности— это отражение в мозгу человека связей между предметами и явлениями, следующих друг за другом во времени (смежность во времени), или находящихся рядом друг с другом в пространстве (смежность в пространстве). Образы восприятия или какие- либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ школьного товарища может вызвать в памяти события, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску. Ассоциация по сходствуимеет место в тех случаях, когда в мозгу отражаются связи между предметами, похожими между собой в определенном отношении. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении. Ассоциация по контрастувозникает при отражении в мозгу человека предметов и явлений объективной действительности, связанных между собой противоположными признаками (например, высокий — низкий, быстрый — медленный, веселый — грустный и т.п.). Например, представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика. Особый вид ассоциаций — порожденные потребностями познавательной деятельности и жизни человека причинно-следственные ассоциации. Они отражают не только совпадение раздражителей во времени и пространстве, их сходство и отличия, но и причинные зависимости между ними. Причинно-следственные ассоциации являются основаниями для мыслительных и логических построений. Особое условие для образования ассоциаций – многократное повторение одних и тех же процессов во времени.
Виды памяти.
Запоминание и его виды. Запоминание– психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Основанием запоминания является создание и закрепление временных нервных связей. В зависимости от характера процесса запоминаниязапоминание бывает непроизвольным и произвольным. Непроизвольное запоминание осуществляется без специально поставленной цели запомнить. На непроизвольное запоминание влияют яркость, эмоциональная окрашенность объектов. Все, что эмоционально сильно на нас влияет, запоминается независимо от нашего намерения запомнить. Непроизвольному запоминанию способствует также наличие интереса. Все интересное запоминается значительно легче и удерживается в нашем сознании более продолжительное время, чем неинтересное. Произвольное запоминаниеотличается от непроизвольного уровнем волевого усилия, наличием задачи и мотива. Оно имеет целенаправленный характер, в нем используются специальные способы и приемы запоминания. Условиями успешного запоминания являются: 1. многократное, разумно организованное и систематическое повторение; 2. разделение материала на части, выделение в нем смысловых единиц, составление плана; 3. понимание и т.п. 4. действенный характер освоения знаний, 5. интерес к материалу, 6. установка на запоминание и т.п. В зависимости от меры понимания запоминаемого материала произвольное запоминаниебывает механическим и смысловым (логичным). Механическим является такое запоминание, которое осуществляется без понимания сути. Оно приводит к формальному усвоению знаний. Смысловое (логическое) запоминаниеопирается на понимание материала в процессе действия с ним, поскольку, только действуя с материалом, мы запоминаем его. «Эффект Зейгарник»- лучше запоминается та информация, которая связана с незаконченными действиями. Фактор края.Это явление заключается в том, что первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Этот вывод был сделан Г.Эббингаузем в результате проведенных исследований. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 217. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |