Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тактика и методика прокурорского надзора




Перед прокурором любого звена практически ежедневно встают задачи:

- какому из многих вопросов, которые необходимо решать, отдать предпочтение;

- что сделать сегодня, а что-в последующие дни;

- что выполнить самому; другим прокурорским работникам, а что поручить исполнить органам контроля и другим органам или осуществить совместно с ними.

В процессе организации и осуществления надзорной и иной деятельности прокурору приходится в целях наилучшей реализации стоящих перед ним задач постоянно маневрировать имеющимися силами и средствами. При этом от него требуется так организовать работу, чтобы с незначительным количеством прокурорских работников выполнить как можно больший объём работы и притом с высоким качеством.

Прокурор должен уметь выделить главное из большого объёма предстоящей работы, сосредоточить усилия подчинённых ему работников в первую очередь на решении основных, ключевых задач. Ему приходится самому определять порядок наиболее эффективного использования предоставленных законом полномочий, применения правовых средств, сообразуясь в каждом случае с возникшей конкретной ситуацией.

Прокурор периодически решает задачи и иного плана:

- как лучше провести прокурорскую проверку;

- с чего её начать;

- в какой последовательности осуществлять те или иные проверочные действия в целях полного выявле­ния нарушений законов, установления способствующих им обстоятельств и виновных лиц.

Ему приходится также решать:

- какое правовое средство реагирования применить в целях достижения лучшего конечного резуль­тата;

- в адрес какого органа его внести;

- какие вопросы поставить в акте про­курорского реагирования и т.д.

Иными словами, прокурор должен уметь в каждой ситуации избрать правильную тактику действий. Решение подоб­ных вопросов и составляет содержание тактики прокурорского надзора или прокурорской тактики.

Термин «тактика» греческого происхождения. Впервые этот термин стал применяться в военном деле, где означал искусство подготовки и веде­ния боя или совокупность средств и приемов для достижения намечаемой боевой задачи, цели[1]. Тактика определяет пути и средства, формы и спо­собы борьбы, наиболее соответствующие конкретной обстановке в данный момент и вернее всего обеспечивающие стратегический успех.

Если можно говорить об искусстве подготовки и ведения боя, то почему же нельзя говорить об искусстве организации и осуществления прокурорского надзора, прокурорской проверки, прокурорского реагирова­ния на нарушения законов.

Здесь, так же как и в военном деле, необходимы глубокие знания, опыт, трезвый расчет, умение принимать правильные решения, притом нередко в ограниченные сроки, инициатива, творчество, а порою и гражданское мужество, смелость.

С учетом сказанного тактику прокурорского надзора можно охаракте­ризовать как определение и реализацию прокурором путей (методов и при­емов) наилучшей организации и осуществления прокурорского надзора с учетом сложившейся обстановки (жизненной ситуации) в целях дости­жения наилучших конечных результатов.

При этом предполагается дости­жение лучших конечных результатов наиболее экономичными средствами. В зависимости от стоящих перед прокурором задач конечный результат может выражаться в полном устранении нарушений законов и способству­ющих им обстоятельств, уменьшении в последующем общего количества правонарушений и, следовательно, в укреплении законности.

Тактика определяет общую, но наиболее целесообразную линию пове­дения, деятельности прокурора применительно к конкретной обстановке. Эта линия не является раз и навсегда постоянной. Она меняется в зависи­мости от состояния законности, постановки перед органами прокуратуры новых задач, изменения объемов работы, организационно-штатных измене­ний и от многих других факторов.

Тактика помогает прокурорам выбирать из большого арсенала методов, приемов, способов, методических и научных рекомендаций наиболее целесообразные, рациональные применительно к данной ситуации.

Тем самым она способствует организации работы про­куратуры на научной основе, так как научная организация труда как раз и предполагает рациональное, эффективное использование имеющихся сил и средств для достижения наилучших конечных результатов.

В зависимости от достигнутого конечного результата можно судить о правильно или неправильно избранной тактике действий прокурора. Неу­довлетворенность полученными конечными результатами вынуждает про­курора прибегать к новой тактике, действовать тактически иначе. В связи с этим происходит, с одной стороны, повышение тактических навыков про­курора, а с другой -- совершенствование тактики прокурорского надзора.

Составными частями тактики прокурорского надзора за исполнением законов являются тактика прокурорской проверки итактика реагирова­ния на нарушения законов.

Тактика прокурорской проверки --это опре­деление прокурором наиболее рациональных приемов (способов) ее про­ведения с учетом конкретной обстановки (ситуации) в целях достижения наилучшего результата (полного выявления нарушений законов, полного установления обстоятельств, им способствующих, лиц, нарушивших эти законы, а также ущерба, причиненного противоправным деянием).

Тактика прокурорского надзора. Стоящие перед прокуратурой задачи, в том числе по выявлению и устранению нарушений законов, прокурор решает, прибегая к различным методам и используя различные приемы применения предоставленных ему правовых средств.

Прокурорская проверка связана с процессами собирания, исследования и оценки материалов. Планируя проведение проверки, прокурор в каждом конкретном случае обладает далеко не одинаковой информацией о нару­шении законов. Это могут быть сведения о нарушениях различных зако­нов, совершенных разного рода субъектами, что, в свою очередь, обязы­вает прокурора тщательно продумывать тактику каждой проверки.

Исходя из этого тактика прокурорских проверок весьма разнообразна и зависит:

- от характера полученного сигнала о нарушении закона;

- степени осведом­ленности прокурора о характере совершенного правонарушения; органа, где предстоит проводить проверку, а равно должностного положения лиц, нарушивших закон;

- объема предстоящей работы; профессионального мастерства исполнителя, который будет проводить проверку, и ряда дру­гих факторов.

В одних случаях проверка может начаться с ознакомления с соответствующими документами, в других -- с истребования объяснений от лиц, нарушивших закон, в третьих -- с назначения ревизии, адресова­ния требования о проведении контролирующим органом проверки и т.д.

Проверка может проводиться с участием специалистов и без них. Таким образом, тактика может предусматривать самую различную очередность разнообразных проверочных действий, проводимых как самим прокуро­ром, так и другими лицами.

Под тактикой прокурорского реагирования на нарушения законов понимается применение прокурором в каждом конкретном случае таких правовых средств, которые позволяют достигать лучшего конечного результата (полного устранения нарушений законов и способствующих им обстоятельств, привлечения в случае необходимости к ответственно­сти виновных лиц, возмещения причиненного ущерба, предупреждения противоправных деяний в будущем). Выбор тактики реагирования зави­сит от общественной опасности совершенных правонарушений, их вред­ных последствий, повторности и распространенности, характера причин и условий, способствующих нарушениям, и от других факторов. В каждом конкретном случае прокурором определяется своя тактика реагирования.

Как в процессе организации, так и в ходе осуществления надзорной дея­тельности прокурорами применяются различные тактические и иные приемы. В связи с этим тактику можно рассматривать и как систему, комплекс тактических и иных приемов, применяемых прокурорскими работниками в целях успешного решения тех или иных задач. Нередко тактические при­емы называютметодическими приемами.

Могут применяться, например, такие тактические приемы, как: соче­тание плановых проверок исполнения законов с внеплановыми; первооче­редное проведение проверок в органах контроля или в тех органах и орга­низациях, где нарушения законов происходят наиболее часто; проведение проверок без предварительного уведомления об этом лиц, нарушивших закон, либо проведение первоначальных проверочных действий в отсут­ствие нарушителей; истребование объяснений вначале от лиц, законные интересы которых нарушены, а затем от нарушителей; сочетание письмен­ных и устных средств реагирования; повышение остроты реагирования при повторном нарушении закона и др.

Тактика прокурорского надзора тесно взаимосвязана с его методикой. Термин методика также имеет греческое происхождение и означает сово­купность способов целесообразного проведения какой-либо работы.

Применительно к прокурорскому надзору методика в основном охваты­вает деятельность прокурора по выявлению нарушений законов, установле­нию способствующих им обстоятельств, лиц, нарушивших законы, причи­ненного ущерба, тогда как тактика охватывает всю надзорную деятельность, включая и организацию этой работы. Методика определяет процедуру, порядок проведения различных проверочных действий, обусловленных избранной тактикой.

Поэтому методика не дает ответа на вопросы, почему из многих подлежащих решению задач прокурор выбирает лишь некоторые и на них сосредоточивает усилия, почему он намечает применить опреде­ленные тактические и иные приемы, а не другие.

Ответы на эти вопросы дает тактика. Так, методика проведения проверок строится с учетом реко­мендаций тактики. Но и сама методика обогащает тактику новыми теорети­ческими положениями, новыми методами, приемами. Именно в этом про­является взаимосвязь тактики и методики прокурорского надзора.

Прокурорский надзор, как отмечалось выше, состоит в применении предусмотренных Законом о прокуратуре правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций о том, какие из этих средств и в каких случаях необходимо применять в целях выявления и устранения правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора.

Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях,разработках, рекомендациях и информационных письмах.

Под методикой прокурорского надзорапонимается совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами в целях выявления нару­шений законов и способствующих им обстоятельств, установления лиц, совершивших правонарушения и способствовавших им, причиненного противоправными деяниями вреда, а также устранения и предупреждения нарушений законов в будущем, привлечения к ответственности виновных и возмещения вреда.

Применительно к рассматриваемому вопросу под методомможно пони­мать способ или средство решения задачи,например выявления опреде­ленных нарушений того или иного закона. В этом смысле такие надзорные действия, как прокурорская проверка, направление поручения в другую прокуратуру о выполнении отдельных проверочных действий представляют собой методы выявления нарушений законов. Понятие «метод», как пра­вило, охватывается понятием «правовое средство прокурорского надзора».

Под приемомпонимается конкретное действие прокурора, служащее, например, цели установления истины, предупреждения правонарушений и т.д.Метод по отношению к приему выступает как понятие родовое или как общее к частному. В границах одного метода может быть применено несколько или даже много приемов.

Например, в границах такого метода, как прокурорская проверка, могут быть применены такие приемы, как: ознакомление с документами, истребование объяснений, снятие копий с документов и др.

Методика охватывает комплекс (систему) методов и приемов, которые прокурор может применить в целях достижения конкретно поставлен­ной задачи. При этом следует иметь в виду, что методы и приемы носят, как правило, не обязательный, а рекомендательный характер.

Поэтому их нередко называют рекомендациями. Вместе с тем чем большая совокуп­ность методов и приемов известна прокурору, а эти знания приобретаются как накоплением собственного опыта, так и путем грамотного заимствова­ния показавших свою эффективность наработок коллег по прокурорскому цеху, тем выше результаты его надзорной деятельности и позитивное воз­действие на состояние законности в сфере его ответственности.

В юридической литературе приемы обычно подразделяют на органи­зационные, тактические и технические.

Организационные приемы охваты­вают вопросы организации прокурорского надзора и призваны обеспечить своевременность поступления в прокуратуру и обработки информации о тех или иных нарушениях, оптимизацию планирования работы, рацио­нализацию труда прокуроров.

Тактические приемы -- это использование рекомендаций обобщенного передового опыта, сведений из логики, психо­логии, научной организации труда для решения обоснованности, целесо­образности и последовательности применения организационных и право­вых средств прокурорского надзора. В свою очередь, технические приемы основаны на рациональном и активном использовании различных техни­ческих средств (оргтехники, фото, видеотехники и др.) в целях совершен­ствования организации работы по надзору за исполнением законов, орга­низации труда на научной основе и т.д.

На всех стадиях прокурорского надзора (организации работы, выявления нарушений законов, устранения нарушений законов) применяются самые различные приемы. Прием обладает свойством избирательности. Из име­ющегося набора приемов, как правило, выбирается один или несколько, которые, по мнению прокурора, позволяют более успешно решить постав­ленную задачу: выявить нарушение закона, установить неблагоприятные последствия, отменить незаконный правовой акт и т.д. Приемы выраба­тываются в процессе практической деятельности прокуроров и постоянно совершенствуются. Они базируются на требованиях закона и в связи с этим никоим образом не должны применяться приемы, противоречащие нормам права. Приемы обычно отражаются в методических пособиях, разработках, обзорах или письмах и носят рекомендательный характер.

Методика в значительной мере носит индивидуальный, творческий характер. Здесь в полной мере проявляются способности прокурора (умственные, профессиональные), черты его характера. Иными словами, здесь проявляется творческий поиск прокурора. Очень многое зависит от опыта работы прокурорского работника, от его инициативности и актив­ности.

Разнообразие направлений прокурорского надзора, диктуемое стоя­щими перед органами прокуратуры задачами, динамика развития зако­нотворческого процесса на федеральном и региональном уровнях предпо­лагают необходимость своевременного принятия организационных мер, направленных на рациональное осуществление ими надзорной деятельно­сти в той или иной значимой сфере общественных отношений.

Речь идет об обеспечении прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов, соответствующими методическими пособиями, разработками, письмами. Разработкой методической литературы в той или иной мере занимаются Научно-исследовательский институт, другие под­разделения Академии Генеральной прокуратуры РФ, главные управления и управления Генеральной прокуратуры РФ, в которых структурно созданы и функционируют организационно-методические и организационно-анали­тические управления и отделы, межрегиональные центры профессиональ­ного обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих при базовых прокуратурах субъектов РФ, а также специально назначенные прокурорские работники в прокуратурах регио­нального звена, на которых возложена соответствующая деятельность.

Однако эта работа далеко не всегда отвечает потребностям практики. Не имея методических разработок, прокуроры испытывают определенные трудности при проведении проверок исполнения того или иного закона. И это отражается на качестве проверок. Вместе с тем следует отметить, что совместная методическая деятельность подразделений Генеральной проку­ратуры РФ и Научно-исследовательского института Академии Генераль­ной прокуратуры РФ по разработке методической литературы приносит неплохие результаты. В 2010--2014 гг. авторскими коллективами выпу­щено более десятка комплексных пособий, аккумулировавших в себе наи­более востребованные методические наработки по организации и осущест­влению надзорной деятельности в экономической, социальной, военной и иных сферах общественных отношений, обеспечению участия прокурора в судах и т.д.

В 2012 г. издано фундаментальное пособие «Настольная книга прокурора», содержащее в себе квинтэссенцию прокурорской деятельности в целом и выполняющее одновременно методическую роль, являющееся подспорьем для начинающих прокуроров в плане познавания ими харак­тера многогранной прокурорской деятельности.

Налаживается обмен методическими наработками между прокуро­рами регионального уровня и с Академией Генеральной прокуратуры РФ.

На места направляются электронные варианты методических наработок, что позволяет, во-первых, распространить их среди большего числа поль­зователей, а во-вторых, что немаловажно, самостоятельно вносить испол­нителю в них коррективы, обусловленные изменением в законодательстве либо региональной или местной спецификой.

Главное, что методическая работа стала координироваться и проводиться на плановой основе, однако и она нуждается в совершенствовании.

В связи с тем что в стране идет активный правотворческий процесс (принимаются новые законы и другие нормативные акты, вносятся изменения и допол­нения в действующие акты), изменяется правоприменительная практика, корректируются стоящие перед органами прокуратуры задачи, а также фор­мулируются совершенно новые задачи, методические пособия, разработки и письма имеют тенденции к устареванию. Необходимо разрабатывать новые методические материалы, вносить исправления в ранее действующие.

Особая потребность ощущается в частных методиках, под которыми понимается совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами для выявления, устранения и предупреждения нарушений конкретного закона или группы однородных законов, способствующих им обстоятельств, на конкретном объекте, в органе. Речь может идти, к примеру, о таких част­ных методиках, как Методика проведения проверки исполнения законов об использовании федеральной собственности на казенном предприятии или Методика проведения проверки исполнения законов об оружии орга­нами, осуществляющими частную детективную и охранную деятельность.

Частные методики обычно включают:

•руководящие указания Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратур в части предмета проверки исполнения конкретных законов;

•перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, применяемых подлежащим проверке органом, с обязательным указанием источников их опубликования;

•перечень ведомственных правовых актов, отражающих характер и специфику деятельности проверяемого органа и его структурных под­разделений;

•перечень основных источников информации (сведений) о наруше­нии законов (статистические данные, отчеты, справки и иные документы контрольно-надзорных органов, материалы уголовных, гражданских, адми­нистративных и иных дел и т.д.);

•основные способы фиксации и хранения информации о нарушениях законов;

•общие рекомендации по сбору информации о нарушениях законов;

•типичные, т.е. наиболее часто допускаемые, нарушения законов на подобных объектах с указанием конкретных норм права, которые нару­шаются;

•реальные и возможные причины и условия, способствующие нару­шениям законов;

•характер функциональной дёятельности проверяемого органа, осо­бенности его технологических и иных процессов;

•общую структуру объекта проверки с перечислением его основных подразделений (цехов, участков, отделов, лабораторий и т.п.);

•особенности подготовки прокуроров к проверке исполнения законо­дательства на этом объекте;

•примерный перечень специалистов, которые могут быть привлечены к проверке;

•основания проведения совместных (одновременных) с другими орга­нами проверок;

•перечень документов и других материалов, ведущихся проверяемым органом, с которыми необходимо ознакомиться в ходе проверки;

•примерный перечень, вопросов, выясняемых прокурором и специали­стами в ходе проверки. Этот перечень должен быть достаточно подробным;

•тактические и иные приемы, применяемые прокурором и специали­стами для выявления нарушений законов и установления способствующих им обстоятельств;

•применяемые прокурором правовые средства реагирования на выяв­ленные нарушения законов.

Понятно, что основной массив частных методик должен разрабаты­ваться организационно-методическими и организационно-аналитическими подразделениями Генеральной прокуратуры РФ с привлечением к этому сотрудников Академии Генеральной прокуратуры РФ, но не могут нахо­диться в стороне от этой работы и прокуратуры субъектов РФ и прирав­ненные к ним прокуратуры.

Совершенствованию методического обеспечения прокурорского надзора за исполнением законовможет способствовать:

•подготовка методических пособий на основе объединения усилий нескольких прокуратур регионального звена;

•проведение занятий в форме семинаров по обмену опытом работы по надзору за исполнением законов с последующим использованием мате­риалов семинаров для подготовки методических пособий;

•задание нижестоящим прокурорам на отработку конкретных методи­ческих вопросов, по которым они испытывают трудности;

•подготовка слушателями, обучающимися в системе повышения ква­лификации, выпускных работ (рефератов) по методическим вопросам с последующей их переработкой в методические пособия;

•прохождение стажировок в прокуратурах субъектов РФ и прирав­ненных к ним специализированных прокуратурах работников прокуратур районного звена с подготовкой итоговой работы в виде методической раз­работки.

Во всяком случае должны максимально эффективно использоваться все пути для совершенствования и пополнения методической базы прокурор­ского надзора за исполнением законов.

В современных условиях формирования единого экономического про­странства в рамках Таможенного союза с учетом развивающегося процесса унификации национальных законодательных актов в Российской Феде­рации, Республике Беларусь и Республике Казахстан, а также принимая во внимание схожесть функционального предназначения органов проку­ратуры в названных странах, актуальна постановка вопроса о подготовке совместными усилиями методических разработок по вопросам, имеющим взаимный интерес, а также об обмене любыми могущими оказаться полез­ными наработками. В определенной мере методическое сотрудничество можно развивать и на более широком уровне -- в рамках взаимодействия Координационного совета генеральных прокуроров государств -- участни­ков СНГ, поскольку в соответствующих государствах также ярко выражена надзорная составляющая прокурорской деятельности.

В заключение необходимо отметить, что методическое обеспечение должно осуществляться не только в отношении надзорной, но и любой другой функционально значимой деятельности, осуществляемой органами прокуратуры, и в этом вопросе существуют несколько иные, отвечающие специфике соответствующей работы подходы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 511.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...