Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тактика и методика прокурорского надзора
Перед прокурором любого звена практически ежедневно встают задачи: - какому из многих вопросов, которые необходимо решать, отдать предпочтение; - что сделать сегодня, а что-в последующие дни; - что выполнить самому; другим прокурорским работникам, а что поручить исполнить органам контроля и другим органам или осуществить совместно с ними. В процессе организации и осуществления надзорной и иной деятельности прокурору приходится в целях наилучшей реализации стоящих перед ним задач постоянно маневрировать имеющимися силами и средствами. При этом от него требуется так организовать работу, чтобы с незначительным количеством прокурорских работников выполнить как можно больший объём работы и притом с высоким качеством. Прокурор должен уметь выделить главное из большого объёма предстоящей работы, сосредоточить усилия подчинённых ему работников в первую очередь на решении основных, ключевых задач. Ему приходится самому определять порядок наиболее эффективного использования предоставленных законом полномочий, применения правовых средств, сообразуясь в каждом случае с возникшей конкретной ситуацией. Прокурор периодически решает задачи и иного плана: - как лучше провести прокурорскую проверку; - с чего её начать; - в какой последовательности осуществлять те или иные проверочные действия в целях полного выявления нарушений законов, установления способствующих им обстоятельств и виновных лиц. Ему приходится также решать: - какое правовое средство реагирования применить в целях достижения лучшего конечного результата; - в адрес какого органа его внести; - какие вопросы поставить в акте прокурорского реагирования и т.д. Иными словами, прокурор должен уметь в каждой ситуации избрать правильную тактику действий. Решение подобных вопросов и составляет содержание тактики прокурорского надзора или прокурорской тактики. Термин «тактика» греческого происхождения. Впервые этот термин стал применяться в военном деле, где означал искусство подготовки и ведения боя или совокупность средств и приемов для достижения намечаемой боевой задачи, цели[1]. Тактика определяет пути и средства, формы и способы борьбы, наиболее соответствующие конкретной обстановке в данный момент и вернее всего обеспечивающие стратегический успех. Если можно говорить об искусстве подготовки и ведения боя, то почему же нельзя говорить об искусстве организации и осуществления прокурорского надзора, прокурорской проверки, прокурорского реагирования на нарушения законов. Здесь, так же как и в военном деле, необходимы глубокие знания, опыт, трезвый расчет, умение принимать правильные решения, притом нередко в ограниченные сроки, инициатива, творчество, а порою и гражданское мужество, смелость. С учетом сказанного тактику прокурорского надзора можно охарактеризовать как определение и реализацию прокурором путей (методов и приемов) наилучшей организации и осуществления прокурорского надзора с учетом сложившейся обстановки (жизненной ситуации) в целях достижения наилучших конечных результатов. При этом предполагается достижение лучших конечных результатов наиболее экономичными средствами. В зависимости от стоящих перед прокурором задач конечный результат может выражаться в полном устранении нарушений законов и способствующих им обстоятельств, уменьшении в последующем общего количества правонарушений и, следовательно, в укреплении законности. Тактика определяет общую, но наиболее целесообразную линию поведения, деятельности прокурора применительно к конкретной обстановке. Эта линия не является раз и навсегда постоянной. Она меняется в зависимости от состояния законности, постановки перед органами прокуратуры новых задач, изменения объемов работы, организационно-штатных изменений и от многих других факторов. Тактика помогает прокурорам выбирать из большого арсенала методов, приемов, способов, методических и научных рекомендаций наиболее целесообразные, рациональные применительно к данной ситуации. Тем самым она способствует организации работы прокуратуры на научной основе, так как научная организация труда как раз и предполагает рациональное, эффективное использование имеющихся сил и средств для достижения наилучших конечных результатов. В зависимости от достигнутого конечного результата можно судить о правильно или неправильно избранной тактике действий прокурора. Неудовлетворенность полученными конечными результатами вынуждает прокурора прибегать к новой тактике, действовать тактически иначе. В связи с этим происходит, с одной стороны, повышение тактических навыков прокурора, а с другой -- совершенствование тактики прокурорского надзора. Составными частями тактики прокурорского надзора за исполнением законов являются тактика прокурорской проверки итактика реагирования на нарушения законов. Тактика прокурорской проверки --это определение прокурором наиболее рациональных приемов (способов) ее проведения с учетом конкретной обстановки (ситуации) в целях достижения наилучшего результата (полного выявления нарушений законов, полного установления обстоятельств, им способствующих, лиц, нарушивших эти законы, а также ущерба, причиненного противоправным деянием). Тактика прокурорского надзора. Стоящие перед прокуратурой задачи, в том числе по выявлению и устранению нарушений законов, прокурор решает, прибегая к различным методам и используя различные приемы применения предоставленных ему правовых средств. Прокурорская проверка связана с процессами собирания, исследования и оценки материалов. Планируя проведение проверки, прокурор в каждом конкретном случае обладает далеко не одинаковой информацией о нарушении законов. Это могут быть сведения о нарушениях различных законов, совершенных разного рода субъектами, что, в свою очередь, обязывает прокурора тщательно продумывать тактику каждой проверки. Исходя из этого тактика прокурорских проверок весьма разнообразна и зависит: - от характера полученного сигнала о нарушении закона; - степени осведомленности прокурора о характере совершенного правонарушения; органа, где предстоит проводить проверку, а равно должностного положения лиц, нарушивших закон; - объема предстоящей работы; профессионального мастерства исполнителя, который будет проводить проверку, и ряда других факторов. В одних случаях проверка может начаться с ознакомления с соответствующими документами, в других -- с истребования объяснений от лиц, нарушивших закон, в третьих -- с назначения ревизии, адресования требования о проведении контролирующим органом проверки и т.д. Проверка может проводиться с участием специалистов и без них. Таким образом, тактика может предусматривать самую различную очередность разнообразных проверочных действий, проводимых как самим прокурором, так и другими лицами. Под тактикой прокурорского реагирования на нарушения законов понимается применение прокурором в каждом конкретном случае таких правовых средств, которые позволяют достигать лучшего конечного результата (полного устранения нарушений законов и способствующих им обстоятельств, привлечения в случае необходимости к ответственности виновных лиц, возмещения причиненного ущерба, предупреждения противоправных деяний в будущем). Выбор тактики реагирования зависит от общественной опасности совершенных правонарушений, их вредных последствий, повторности и распространенности, характера причин и условий, способствующих нарушениям, и от других факторов. В каждом конкретном случае прокурором определяется своя тактика реагирования. Как в процессе организации, так и в ходе осуществления надзорной деятельности прокурорами применяются различные тактические и иные приемы. В связи с этим тактику можно рассматривать и как систему, комплекс тактических и иных приемов, применяемых прокурорскими работниками в целях успешного решения тех или иных задач. Нередко тактические приемы называютметодическими приемами. Могут применяться, например, такие тактические приемы, как: сочетание плановых проверок исполнения законов с внеплановыми; первоочередное проведение проверок в органах контроля или в тех органах и организациях, где нарушения законов происходят наиболее часто; проведение проверок без предварительного уведомления об этом лиц, нарушивших закон, либо проведение первоначальных проверочных действий в отсутствие нарушителей; истребование объяснений вначале от лиц, законные интересы которых нарушены, а затем от нарушителей; сочетание письменных и устных средств реагирования; повышение остроты реагирования при повторном нарушении закона и др. Тактика прокурорского надзора тесно взаимосвязана с его методикой. Термин методика также имеет греческое происхождение и означает совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. Применительно к прокурорскому надзору методика в основном охватывает деятельность прокурора по выявлению нарушений законов, установлению способствующих им обстоятельств, лиц, нарушивших законы, причиненного ущерба, тогда как тактика охватывает всю надзорную деятельность, включая и организацию этой работы. Методика определяет процедуру, порядок проведения различных проверочных действий, обусловленных избранной тактикой. Поэтому методика не дает ответа на вопросы, почему из многих подлежащих решению задач прокурор выбирает лишь некоторые и на них сосредоточивает усилия, почему он намечает применить определенные тактические и иные приемы, а не другие. Ответы на эти вопросы дает тактика. Так, методика проведения проверок строится с учетом рекомендаций тактики. Но и сама методика обогащает тактику новыми теоретическими положениями, новыми методами, приемами. Именно в этом проявляется взаимосвязь тактики и методики прокурорского надзора. Прокурорский надзор, как отмечалось выше, состоит в применении предусмотренных Законом о прокуратуре правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций о том, какие из этих средств и в каких случаях необходимо применять в целях выявления и устранения правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях,разработках, рекомендациях и информационных письмах. Под методикой прокурорского надзорапонимается совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами в целях выявления нарушений законов и способствующих им обстоятельств, установления лиц, совершивших правонарушения и способствовавших им, причиненного противоправными деяниями вреда, а также устранения и предупреждения нарушений законов в будущем, привлечения к ответственности виновных и возмещения вреда. Применительно к рассматриваемому вопросу под методомможно понимать способ или средство решения задачи,например выявления определенных нарушений того или иного закона. В этом смысле такие надзорные действия, как прокурорская проверка, направление поручения в другую прокуратуру о выполнении отдельных проверочных действий представляют собой методы выявления нарушений законов. Понятие «метод», как правило, охватывается понятием «правовое средство прокурорского надзора». Под приемомпонимается конкретное действие прокурора, служащее, например, цели установления истины, предупреждения правонарушений и т.д.Метод по отношению к приему выступает как понятие родовое или как общее к частному. В границах одного метода может быть применено несколько или даже много приемов. Например, в границах такого метода, как прокурорская проверка, могут быть применены такие приемы, как: ознакомление с документами, истребование объяснений, снятие копий с документов и др. Методика охватывает комплекс (систему) методов и приемов, которые прокурор может применить в целях достижения конкретно поставленной задачи. При этом следует иметь в виду, что методы и приемы носят, как правило, не обязательный, а рекомендательный характер. Поэтому их нередко называют рекомендациями. Вместе с тем чем большая совокупность методов и приемов известна прокурору, а эти знания приобретаются как накоплением собственного опыта, так и путем грамотного заимствования показавших свою эффективность наработок коллег по прокурорскому цеху, тем выше результаты его надзорной деятельности и позитивное воздействие на состояние законности в сфере его ответственности. В юридической литературе приемы обычно подразделяют на организационные, тактические и технические. Организационные приемы охватывают вопросы организации прокурорского надзора и призваны обеспечить своевременность поступления в прокуратуру и обработки информации о тех или иных нарушениях, оптимизацию планирования работы, рационализацию труда прокуроров. Тактические приемы -- это использование рекомендаций обобщенного передового опыта, сведений из логики, психологии, научной организации труда для решения обоснованности, целесообразности и последовательности применения организационных и правовых средств прокурорского надзора. В свою очередь, технические приемы основаны на рациональном и активном использовании различных технических средств (оргтехники, фото, видеотехники и др.) в целях совершенствования организации работы по надзору за исполнением законов, организации труда на научной основе и т.д. На всех стадиях прокурорского надзора (организации работы, выявления нарушений законов, устранения нарушений законов) применяются самые различные приемы. Прием обладает свойством избирательности. Из имеющегося набора приемов, как правило, выбирается один или несколько, которые, по мнению прокурора, позволяют более успешно решить поставленную задачу: выявить нарушение закона, установить неблагоприятные последствия, отменить незаконный правовой акт и т.д. Приемы вырабатываются в процессе практической деятельности прокуроров и постоянно совершенствуются. Они базируются на требованиях закона и в связи с этим никоим образом не должны применяться приемы, противоречащие нормам права. Приемы обычно отражаются в методических пособиях, разработках, обзорах или письмах и носят рекомендательный характер. Методика в значительной мере носит индивидуальный, творческий характер. Здесь в полной мере проявляются способности прокурора (умственные, профессиональные), черты его характера. Иными словами, здесь проявляется творческий поиск прокурора. Очень многое зависит от опыта работы прокурорского работника, от его инициативности и активности. Разнообразие направлений прокурорского надзора, диктуемое стоящими перед органами прокуратуры задачами, динамика развития законотворческого процесса на федеральном и региональном уровнях предполагают необходимость своевременного принятия организационных мер, направленных на рациональное осуществление ими надзорной деятельности в той или иной значимой сфере общественных отношений. Речь идет об обеспечении прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов, соответствующими методическими пособиями, разработками, письмами. Разработкой методической литературы в той или иной мере занимаются Научно-исследовательский институт, другие подразделения Академии Генеральной прокуратуры РФ, главные управления и управления Генеральной прокуратуры РФ, в которых структурно созданы и функционируют организационно-методические и организационно-аналитические управления и отделы, межрегиональные центры профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих при базовых прокуратурах субъектов РФ, а также специально назначенные прокурорские работники в прокуратурах регионального звена, на которых возложена соответствующая деятельность. Однако эта работа далеко не всегда отвечает потребностям практики. Не имея методических разработок, прокуроры испытывают определенные трудности при проведении проверок исполнения того или иного закона. И это отражается на качестве проверок. Вместе с тем следует отметить, что совместная методическая деятельность подразделений Генеральной прокуратуры РФ и Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры РФ по разработке методической литературы приносит неплохие результаты. В 2010--2014 гг. авторскими коллективами выпущено более десятка комплексных пособий, аккумулировавших в себе наиболее востребованные методические наработки по организации и осуществлению надзорной деятельности в экономической, социальной, военной и иных сферах общественных отношений, обеспечению участия прокурора в судах и т.д. В 2012 г. издано фундаментальное пособие «Настольная книга прокурора», содержащее в себе квинтэссенцию прокурорской деятельности в целом и выполняющее одновременно методическую роль, являющееся подспорьем для начинающих прокуроров в плане познавания ими характера многогранной прокурорской деятельности. Налаживается обмен методическими наработками между прокурорами регионального уровня и с Академией Генеральной прокуратуры РФ. На места направляются электронные варианты методических наработок, что позволяет, во-первых, распространить их среди большего числа пользователей, а во-вторых, что немаловажно, самостоятельно вносить исполнителю в них коррективы, обусловленные изменением в законодательстве либо региональной или местной спецификой. Главное, что методическая работа стала координироваться и проводиться на плановой основе, однако и она нуждается в совершенствовании. В связи с тем что в стране идет активный правотворческий процесс (принимаются новые законы и другие нормативные акты, вносятся изменения и дополнения в действующие акты), изменяется правоприменительная практика, корректируются стоящие перед органами прокуратуры задачи, а также формулируются совершенно новые задачи, методические пособия, разработки и письма имеют тенденции к устареванию. Необходимо разрабатывать новые методические материалы, вносить исправления в ранее действующие. Особая потребность ощущается в частных методиках, под которыми понимается совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами для выявления, устранения и предупреждения нарушений конкретного закона или группы однородных законов, способствующих им обстоятельств, на конкретном объекте, в органе. Речь может идти, к примеру, о таких частных методиках, как Методика проведения проверки исполнения законов об использовании федеральной собственности на казенном предприятии или Методика проведения проверки исполнения законов об оружии органами, осуществляющими частную детективную и охранную деятельность. Частные методики обычно включают: •руководящие указания Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратур в части предмета проверки исполнения конкретных законов; •перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, применяемых подлежащим проверке органом, с обязательным указанием источников их опубликования; •перечень ведомственных правовых актов, отражающих характер и специфику деятельности проверяемого органа и его структурных подразделений; •перечень основных источников информации (сведений) о нарушении законов (статистические данные, отчеты, справки и иные документы контрольно-надзорных органов, материалы уголовных, гражданских, административных и иных дел и т.д.); •основные способы фиксации и хранения информации о нарушениях законов; •общие рекомендации по сбору информации о нарушениях законов; •типичные, т.е. наиболее часто допускаемые, нарушения законов на подобных объектах с указанием конкретных норм права, которые нарушаются; •реальные и возможные причины и условия, способствующие нарушениям законов; •характер функциональной дёятельности проверяемого органа, особенности его технологических и иных процессов; •общую структуру объекта проверки с перечислением его основных подразделений (цехов, участков, отделов, лабораторий и т.п.); •особенности подготовки прокуроров к проверке исполнения законодательства на этом объекте; •примерный перечень специалистов, которые могут быть привлечены к проверке; •основания проведения совместных (одновременных) с другими органами проверок; •перечень документов и других материалов, ведущихся проверяемым органом, с которыми необходимо ознакомиться в ходе проверки; •примерный перечень, вопросов, выясняемых прокурором и специалистами в ходе проверки. Этот перечень должен быть достаточно подробным; •тактические и иные приемы, применяемые прокурором и специалистами для выявления нарушений законов и установления способствующих им обстоятельств; •применяемые прокурором правовые средства реагирования на выявленные нарушения законов. Понятно, что основной массив частных методик должен разрабатываться организационно-методическими и организационно-аналитическими подразделениями Генеральной прокуратуры РФ с привлечением к этому сотрудников Академии Генеральной прокуратуры РФ, но не могут находиться в стороне от этой работы и прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним прокуратуры. Совершенствованию методического обеспечения прокурорского надзора за исполнением законовможет способствовать: •подготовка методических пособий на основе объединения усилий нескольких прокуратур регионального звена; •проведение занятий в форме семинаров по обмену опытом работы по надзору за исполнением законов с последующим использованием материалов семинаров для подготовки методических пособий; •задание нижестоящим прокурорам на отработку конкретных методических вопросов, по которым они испытывают трудности; •подготовка слушателями, обучающимися в системе повышения квалификации, выпускных работ (рефератов) по методическим вопросам с последующей их переработкой в методические пособия; •прохождение стажировок в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурах работников прокуратур районного звена с подготовкой итоговой работы в виде методической разработки. Во всяком случае должны максимально эффективно использоваться все пути для совершенствования и пополнения методической базы прокурорского надзора за исполнением законов. В современных условиях формирования единого экономического пространства в рамках Таможенного союза с учетом развивающегося процесса унификации национальных законодательных актов в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан, а также принимая во внимание схожесть функционального предназначения органов прокуратуры в названных странах, актуальна постановка вопроса о подготовке совместными усилиями методических разработок по вопросам, имеющим взаимный интерес, а также об обмене любыми могущими оказаться полезными наработками. В определенной мере методическое сотрудничество можно развивать и на более широком уровне -- в рамках взаимодействия Координационного совета генеральных прокуроров государств -- участников СНГ, поскольку в соответствующих государствах также ярко выражена надзорная составляющая прокурорской деятельности. В заключение необходимо отметить, что методическое обеспечение должно осуществляться не только в отношении надзорной, но и любой другой функционально значимой деятельности, осуществляемой органами прокуратуры, и в этом вопросе существуют несколько иные, отвечающие специфике соответствующей работы подходы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 511. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |