Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие основополагающие принципы




Принцип законности. Законность - это точное и единообразное исполнение законов всеми, везде и всегда. Приведенное определение законности вытекает из ст. 15 Конституции РФ, закрепивший требование об обязательности соблюдения Конституции РФ и законов органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

Понятие «законность» употребляется в юридической литературе в широком и узком смыслах. Под законностью в широком смысле понимается требуемое государством поведение как физических и юридических лиц, заключающееся в неукоснительном соблюдении законов и подзаконных актов всеми гражданами, независимо от подчиненности и форм собственности. В узком смысле законность выступает как общеправовой принцип деятельности государственного аппарата, заключающийся в осуществлении властных полномочий в строгих рамках закона, соблюдая неукоснительно права, свободы граждан и законные интересы организаций, учреждений и предприятий.

Применительно к прокурорам принцип законности означает обязательное неукоснительное соблюдение ими требований закона при осуществлении своей правоохранительной деятельности. Среди всех принципов организации и деятельности прокуратуры принцип законности имеет особо важное значение. По существу этот принцип - необходимое условие реализации всех остальных принципов организации и деятельности

прокуратуры. В ст. 4 ФЗ «О прокуратуре РФ» закреплено, что прокуроры осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с действующими на территории законами. Только строго основанная на законах деятельность прокуроров может приводить к положительным результатам - реальному укреплению законности. Малейшее отступление от этого требования или ослабление надзора за исполнением законов другими органами и должностными лицами подрывает авторитет прокуратуры как надзорного органа и наносит ущерб делу укрепления законности. Требуя от физических и юридических лиц точного и неукоснительного исполнения законов, прокуроры сами обязаны служить примером (образцом) уважительного отношения к закону и неукоснительного его исполнения в своей деятельности.

Неукоснительное соблюдение законов прокурорам означает:

осуществление ими своей деятельности строго в пределах предоставленной компетенции;

использование своих полномочий при наличии достаточных оснований; применение законных методов выявления и устранения нарушений законов;

установления и устранения обстоятельств, способствовавших нарушениям законов;

применение к правонарушителям законных, справедливых и обоснованных мер воздействия.

Принцип централизаци.

В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему территориальных и специализированных прокуратур (военных, транспортных, природоохранных и др.),а также организаций, подчинённых единому центру,- Генеральной прокуратуре РФ. Не допускается создание в Российской Федерации иных органов прокуратуры, не входящих в систему прокуратуры РФ.

В основе принципа централизации лежит подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех их вместе Генеральному прокурору РФ как руководителю прокуратуры РФ. Генеральный прокурор РФ назначает всех руководителей прокуратур районного звена, а также вносит Президенту РФ представления о назначении на должность прокуроров регионального звена (в случае с прокурорами субъектов РФ их кандидатуры заранее согласовываются с органами государственной власти соответствующих регионов). Руководящие документы (приказы, указания) Генерального прокурора РФ обязательны для всех прокуроров в части, их касающейся. В свою очередь, приказы и указания вышестоящих прокуроров регионального звена обязательны для нижестоящих прокуроров. Каждый конкретный прокурор имеет известную степень автономности (самостоятельности) в принятии решений и применении полномочий, однако его деятельность может корректироваться волевым решением вышестоящего прокурора в случае наличия в работе определенных недостатков либо при возникновении необходимости в уточнении ранее поставленных задач.

Централизация органов прокуратуры вызвана необходимостью обеспечения единой законности на всей территории страны, что невозможно осуществить без руководства прокурорами из единого центра.

Принцип централизации предполагает единство прокурорской практики, направляемой и координируемой Генеральной прокуратурой РФ, а также организацию прокурорских органов, при которой обеспечивались бы единые требования в части осуществления надзора на региональном и местном уровнях.

В предусмотренных законом случаях прокурор любого звена может быть заменён другим прокурором, а вышестоящий прокурор может взять на себя выполнение полномочий нижестоящего прокурора, поручить ему выполнение некоторых своих функций. При этом каждый прокурор сохраняет самостоятельность в принятии решений и несёт персональную ответственность за принятые решения.

Каждый вышестоящий прокурор обязан осуществлять руководство и контроль за работой подчинённых ему прокуроров. Он несёт персональную ответственность за правильную организацию работы по осуществлению надзора и иной деятельности нижестоящими прокурорами.

При реализации принципа централизации проявляется сочетание единого руководства с инициативой и творческой активностью подчинённых.

Таким образом, принцип централизации относится не только к организации системы российской прокуратуры, но и к надзорной деятельности прокуроров. Его реализация позволяет функционировать прокуратуре РФ как единой федеральной системе органов.

Принцип единства.

В его основе лежит единообразие, во-первых, принципов организации и деятельности прокуратуры, во-вторых, положений, закреплённых в законодательстве о прокуратуре, независимо от места нахождения и специализации деятельности конкретной прокуратуры. Единство прокурорского надзора выражается также в единстве целей и задач, стоящих перед прокурорами, функций и основных направлений надзорной и иной деятельности, выполняемой ими, правовых средств осуществления надзора, полномочий прокуроров по реагированию на нарушения законов. Единство прокурорской системы находит выражение и в установлении единых правил прохождения прокурорами федеральной государственной службы в органах прокуратуры, в единых требованиях, предъявляемых к прокурорам.

Принцип единства прокурорского надзора реализуется в единоличном разрешении прокурором всех вопросов, связанных прокурорским надзором. Прокурор-руководитель прокуратуры отвечает за все стороны деятельности вверенной ему прокуратуры и её работников, что говорит о частичном действии в органах прокуратуры принципа единоначалия, который повышает персональную ответственность прокуроров за принимаемые ими решения, в особенности, когда они сопряжены с применением мер государственного принуждения и ограничением прав граждан. Так, все приказы и указания прокурора подписываются им лично и являются обязательными для нижестоящих прокуроров. Более того, прокурор вправе в предусмотренных законом случаях единолично отменить акт реагирования нижестоящего прокурора. При выявлении нарушений законов каждый прокурор-руководитель может внести протест, представления и иные акты реагирования, принимать другие юридически значимые решения.

Несмотря на это, в органах прокуратуры практикуется и коллективное обсуждение актуальных вопросов прокурорского надзора. В Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах созданы коллегии для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности прокуратур. Подобные вопросы обсуждаются на служебных совещаниях при руководителях прокуратур, координационных совещаниях и других форумах. Однако решения этих совещательных органов реализуются через приказы прокуроров.

Прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах созданы коллегии для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности прокуратур. Подобные вопросы обсуждаются на служебных совещаниях при руководителях прокуратур, координационных совещаниях и других форумах. Однако решения этих совещательных органов реализуются через приказы прокуроров.

 

Начало формы

 

Конец формы

Принцип независимости.

В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории страны законами.

Таким образом, принцип независимости -- это принцип организации и деятельности прокуратуры, означающий, что в своей деятельности прокуроры реализуют предоставленные им полномочия независимо от каких бы то ни было физических и юридических лиц, основываясь на убеждениях, вытекающих из четкого знания закона и конкретно складывающейся оперативной обстановки.

Прокуратура может обеспечить точное исполнение законов только в том случае, если прокуроры реализуют свои полномочия независимо от органов государственного управления и других органов.

Независимость органов прокуратуры обеспечивается их организационным построением; порядком формирования органов; установленной в них подчиненностью и подотчетностью; порядком материально-технического обеспечения органов прокуратуры; относительно высоким уровнем материального и социального обеспечения прокурорских работников; особым порядком привлечения прокуроров к административной и уголовной ответственности; невозможностью для прокуроров совмещать свою работу с иной оплачиваемой и безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой (п. 5 ст. 4 Закона о прокуратуре); невозможностью для прокуроров быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления (п. 3 ст. 4 Закона о прокуратуре).

Гарантией реализации принципа независимости является ст. 5 Закона о прокуратуре, закрепившая недопустимость вмешательства в осущест-вление прокурорского надзора. Согласно этой статье воздействие в какой- либо форме федеральных органов государственной власти, органов госу-дарственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представи-телей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на прини-маемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его дея-тельности влечет за собой установленную законом ответственность, в том числе и уголовную (ч. 2, 3 ст. 294 УК РФ).

Прокуроры не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Вместе с тем свои организационные мероприятия по укреплению законности, предупреждению правонарушений и в особенности престу-плений прокуроры осуществляют в тесном контакте с представительными и исполнительными органами, органами контроля (надзора), правоохранительными органами, общественными объединениями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...