Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет прокурорского надзора.




Введение

Уже в протяжении нескольких веков успешно функционирует российская прокуратура, осуществляющая надзор за исполнением законов всеми, везде и всегда, защищая права и свободы граждан и законных интересов юридических лиц.

Ее правозащитный потенциал огромен, и он должен быть востребован в полной мере. По существу органы прокуратуры выступают в роли флагмана укрепления законности в Российской Федерации.

Роль прокуратуры в обеспечении законности в стране возрастает. Государство и его граждане заинтересованы в том. чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной и приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.

Где бы ни работали специалисты с высшим юридическим образованием, какую бы должность ни занимали, им при разрешении разного вопросов нередко приходится обращаться в органы прокуратуры. работать в контакте с прокурорами. А для этого необходимо четко ориентироваться в правозащитных возможностях прокуратуры, полномочиях прокуроров.

Знание об этом студенты-будущие юристы приобретают в процессе изучения в ВУЗах учебной дисциплины «прокурорский надзор». Приобретение ими этих знаний является целью данной дисциплины, которая раскрывает на основе федеральных законов, регулирующих организацию и деятельность прокуратуры, приказов и указаний Генеральной прокуратуры РФ.

Изучение дисциплины «Прокурорский надзор» студентами позволит им более четко ориентироваться в специфике деятельности органов прокуратуры, а возможно, и приобрести необходимые знания для работы в таких органах.

Дисциплина «прокурорский надзор» ведется строго в рамках и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и учебными программами подготовки бакалавров. Темы носят выраженную практическую направленность поскольку содержат рекомендации по организации и осуществлению прокурорской деятельности.

Обучение студентов по данному курсу базируется на знания основ теории государства и права, и осуществляется в тесной взаимосвязи с такими правовыми науками, как конституционное право, уголовное, гражданское и арбитражные процессы.

Добросовестное и глубокое изучение студентами предмета дисциплины «прокурорский надзор», активное участие в проводимых семинарах и практических занятиях позволяет им не только получать прочные знания по данной курсу, но и то, что особенно ценно первичные навыки (умения) организации и осуществлению прокурорской деятельности.

Происходящие в России демократические преобразования, курс на строительство правового государства, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан, защите интересов общества и государства.

Органы прокуратуры в силу их правового статуса как самостоятельного единого централизованного надзорного органа занимает особое место в государственной системе РФ. Дело в том, что они, имея функциональное отношение к каждой из трех закрепленных в Конституции РФ ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), тем не менее не относятся ни к одной из них, хотя и имеют признаки каждой из них. Такое положение прокуратуры в государственном устройстве способствует уравновешиванию ветвей власти, обеспечению их оптимального функционирования. Выявляя дефекты (нарушения законов, упущения) в деятельности законодательных (представительных), исполнительных и судебных органов и принимая меры к их устранению, органы прокуратуры способствуют совершенствованию всех ветвей власти, повышению правовой культуры соответствующих должностных лиц этих органов, судей, рейтингов их профессиональной деятельности. авторитета, а следовательно, и укреплению нашего государства - РФ, что и является одной из основных целей функционированию всех ветвей власти.

Прокуроры, с одной стороны, осуществляют полномасштабный надзор за исполнением законов такими федеральными органами исполнительной власти как министерства, ведомства, органами законодательной и исполнительной власти субъектов и муниципальных образований, способствуя укреплению законности в их деятельности, а с другой - они, участвуя в заседаниях судов как участники процесса, обжалуют (опротестовывают) незаконные, необоснованные и несправедливые решения, принимаемые судьями, защищая тем самым интересы физических и юридических лиц и совершенствуя работу судов.

Встречаясь с фактами принятия или издания незаконных правовых актов государственными органами, за исполнением законов которыми прокурорский надзор не осуществляется (ФС РФ, Президент РФ, Правительство РФ), Генеральный прокурор РФ информирует об этом соответственно руководителей палат российского Парламента, Главу государства и председателя Правительства РФ).

Прокуроры активно сотрудничают с органами всех ветвей власти, работают в тесном контакте с ними, имея целью совершенствование функционирование государственно-правового механизма. В частности Генеральный прокурор РФ ежегодно направляет доклад Президенту РФ о состоянии законности, правопорядка и проделанной работе по их укреплении. Выступает в Совете Федерации с отчетом.

Из всего сказанного можно сделать выводы:

во-первых, прокурорский надзор является одним из важнейших способов обеспечения законности в деятельности всех ветвей власти РФ, регионах и муниципальных образованиях, способствуя обеспечению единого правового пространства по всей территории страны как непременного условия ее нормального функционирования;

во-вторых, роль и место органов прокуратуры в функционировании государственно-правового механизма России исключительно велики. Более того, с усложнением задач в государственном управлении, экономике, проявлением ряда негативных явлений (терроризм, экстремизм, коррупция и др.) роль и значение правоохранительной деятельности прокуратуры будут возрастать.

Прокурорский надзор, вся многогранная правоохранная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.

Важнейшими предпосылками успешного осуществления прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры являются прочные знания прокурорами специфики и особенностей разносторонней работы прокуратуры, своих полномочий применительно к конкретным направлениям деятельности, умение правильно, на научной основе организовать работу на порученных участках, мастерское владение тактикой и методикой осуществления прокурорского надзора и иной деятельности.

Прокурорский надзор -- специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории. Из этого определения вытекают следующие принципиально важные для усвоения положения. Прокурорский надзор -- самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства -- Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов РФ или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.

Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности какой-то одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.

Органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они, тем не менее, не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве позволяет уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.

Надзорная деятельность прокурорского надзора выражается в выявлении нарушений законов, установлению обстоятельств (причин, условий), способствующих их совершению. Установлении виновных лиц, принятию установленных законов мер к устранению выявленных нарушений законов, способствующих им обстоятельств и привлечению к ответственности виновных лиц.

Теория и практика прокурорского надзора выработала ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности. Не все из них учеными и практиками воспринимаются однозначно, и это в определенной мере негативно сказывается на эффективности прокурорского надзора. Поэтому необходимым условием прочного усвоения курса настоящего учебника является освоение терминологии прокурорского надзора, необходимое для изучения всего последующего материала.

Коренным для всех остальных является понятие «прокурор». Прокурор -- это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Законом о прокуратуре и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом или приказом вышестоящего прокурора. Понятие «прокурор» -- собирательное, так как охватывает такие должности, как Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Кроме того, это же понятие охватывает должности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников и помощников, заместителей и помощников всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров, управлений и отделов.

Помимо прокуроров в системе прокуратуры работают прокурорские работники. К ним относятся работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания -- в органах и учреждениях военной прокуратуры). Прокурорскими работниками обычно являются научные и педагогические работники учреждений прокуратуры и некоторые иные работники подразделений органов и учреждений прокуратуры.

Предмет прокурорского надзора.

Из рассмотренного выше понятия прокурорского надзора как вида государственной деятельности, отрасли юридической науки и учебной дисциплины вытекает, что каждое из них имеет свой предмет, которые в теории нередко путают. В соответствии с задачами настоящего издания будет рассмотрен лишь предмет прокурорского надзора как вида государственной деятельности.

В этом смысле под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Из сущности прокурорского надзора вытекает, что деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с исполнением требований законов. Поскольку эти требования обязательны для всех юридических и физических лиц, то предметом прокурорского надзора можно считать исполнение законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Объекты и субъекты прокурорского надзора.Эти два понятия тесно связаны между собой, хотя и существенно различаются по содержанию, поэтому на практике, да и в юридической литературе нередки случаи неправильного применения каждого из них, когда объект называют субъектом и наоборот.

Под объектом прокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации и другие органы, в которых проводятся прок ур орс кие проверки исполнения законов. В качестве примера можно назвать любое федеральное министерство, в котором могут быть проведены проверки исполнения законов.

Субъектомпрокурорского надзора следует считать участников прокурорско-надзорных отношений. Ими являются как сам прокурор, осуществляющий надзор, так и физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором. На одном объекте прокурорского надзора может быть несколько объектов и субъектов надзора. Так, в том же федеральном министерстве может проводиться проверка и исполнения законов в счетно-бухгалтерской службе, в контрольных и иных подразделениях (объекты надзора) и законность актов, принятых должностными лицами (субъектами надзора).

Полномочия прокурора -- это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре. Для осуществления различных видов деятельности или осуществления надзора в различных направлениях законом определяются различные по объему и содержанию полномочия прокурора. Так, для осуществления надзора за исполнением законов в ст. 22Закона о прокуратуре определены такие полномочия, как требование от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений и др. Для осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, прокурору предоставлено полномочие отмены незаконных решений названных органов и ряд других. Полномочия определяются не только Законом о прокуратуре, но и уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Правовые средства прокурорского надзора. Это понятие тесно связано с предыдущим понятием полномочий прокурора. Нередко и в литературе, и на практике они понимаются как однозначные. Различие между ними состоит в том, что в Законе о прокуратуре определяются полномочия прокурора при осуществлении надзора, однако прокурор не только осуществляет надзор, но и выполняет иные функции. Прок ур орс кий надзор как вид государственной деятельности осуществляется путем проведения различного рода действий, в числе которых есть предусмотренные законом, но есть и законом не регулируемые (организационные и некоторые другие). К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора. Они носят процессуально значимый характер. В применении этих правовых средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть прокурорского надзора.

Правовые средства прокурорского надзора, предоставленные прокурору Законом о прокуратуре, по своему содержанию могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 310.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...