Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания по подготовке к государственному междисциплинарному экзамену




     по специальности 080502 – «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

 

Государственный междисциплинарный экзамен студенты сдают по утвержденным экзаменационным билетам.  Междисциплинарный характер экзамена обусловил специфику составления экзаменационных билетов. Каждый экзаменационный билет содержит три теоретических вопроса. Первый вопрос билета соответствует какой-либо дисциплине первого или второго разделов программы (например, сущность фундаментальных экономических категорий, факторы производства, кругооборот капитала и т.п.). Второй вопрос билета соответствует какой-либо дисциплине второго раздела программы (управление производством).Третий вопрос билета соответствует одной из дисциплин третьего раздела программы (стратегическое планирование на предприятии).

При ответе на вопросы билета студент должен:

    - назвать нормативные документы: законы, Указы Президента, Постановления Правительства, нормативные и инструктивные материалы, регламентирующие деятельность менеджера по вопросу билета;

     - четко формулировать ответы, не допускать бессистемности в изложении, основное время ответа отводить главным, а не второстепенным проблемам вопроса;

     - использовать знания общеэкономических дисциплин;

- формулировать выводы, и делать при этом краткие заключения;

     - не допускать в ответе оговорок, не делать ошибок в произношении слов и специальных терминов (следует иметь в виду, что культура речи имеет большое значение при оценке знаний студента).

     На подготовку ответа отводится 30-40 минут. Ответ не должен превышать 15-20 минут. При ответе студент должен так распределить время, чтобы достаточно полно ответить на все вопросы билета.

   При подготовке к  государственному междисциплинарному экзаменунеобходимо пользоваться современной учебной литературой, а также публикациями в изданиях периодической печати. Подготовку к экзамену следует вести в два этапа. На первом этапе необходимо повторить материал соответствующей дисциплины по учебнику, учебному пособию или конспекту лекций. Это поможет восстановить полученные во время обучения знания. На втором этапе целесообразно, пользуясь указанной или более новой литературой, сделать краткий конспект с ответами на приведенные вопросы, а также составить список основных законов, нормативных и инструктивных материалов по отдельным вопросам. Особое внимание, при этом, необходимо обратить на точное и полное название нормативного документа и дату его вступления в законную силу.

Вопросы

 для подготовки к государственному междисциплинарному экзамену

     по специальности 080502 – «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

 

Раздел 1.   Экономическая теория

1. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. 

2. Выбор и ограничения в экономике, проблема рационального экономического выбора.

3. Закон предложения, закон спроса, равновесие на рынке, устойчивость рынка, равновесная цена.

4. Затраты: сущность, классификация.

5. Капитал: сущность и формы, теории капитала, кругооборот капитала.

6. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе.

7. Кругообороты благ и доходов.

8. Неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды; риски, страхование, экономическая безопасность организации.

9. Несовершенная конкуренция: олигополия, монополистическая конкуренция. 

10. Основные положения теории совершенной конкуренции.

11. Отношения собственности в рыночной экономике: виды собственности, влияние на организацию производственных отношений.

12. Полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ.

13. Понятие отдачи от масштаба, закон убывающей предельной производительности. 

14. Понятие производительности факторов производства.

15. Понятие производства в экономической теории, производственные ресурсы и факторы производства.

16. Понятие производственной функции, ее характеристики и типы.

17. Понятие субъекта хозяйствования, классификация, диверсификация, концентрация и централизация производства.

18. Понятие и виды эффекта и эффективности.

19. Предельные и альтернативные величины в экономике.

20. Прибыль: сущность, основные теории, виды.

21. Производственная функция.

22. Рынок: сущность, функции, типы рынка, агенты экономической деятельности, классификация рыночных структур, совершенная и несовершенная конкуренция.

23. Типы и модели экономических систем: традиционная экономика, чистый капитализм, административно-командная экономика, смешанная экономика, современная рыночная экономика, закрытая и открытая экономика.

24. Экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательская способность. 

25. Экономические агенты (рыночные и нерыночные).

26. Экономические блага и их классификации.

27. Экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом.

28. Экономические потребности и экономические блага: сущность, классификация.

29. Экономические риски и неопределенность.

30. Понятие налога, классификация налогов.

31. Налоговая система Российской Федерации: разграничение федеральных, региональных и местных налогов и сборов в налоговом и бюджетном законодательстве.

 

 

Раздел 2. управлениЕ  производствОМ

Экономика предприятия

1. Понятие и сущность предприятия, организационно-правовые формы коммерческих организаций.

2. Конкурентоспособность предприятия и производимой им продукции (работ, услуг). Факторы конкурентоспособности.

3. Основные фонды предприятия: понятие, состав, показатели использования основных производственных фондов.

4. Понятие и виды износа основных фондов, способы определения амортизационных отчислений.

5. Виды стоимостной оценки основных фондов, переоценка основных фондов.

6. Понятие оборотных средств предприятия, их состав и классификация, стадии кругооборота оборотных средств.

7. Нормирование оборотных средств предприятия. Виды и назначение запасов.

8. Показатели использования оборотных средств.

9. Трудовые ресурсы предприятия: сущность, классификация, показатели численности персонала.

10. Производительность труда: сущность, виды, резервы повышения.

11. Имущество (активы) предприятия и источники его формирования.

12. Себестоимость: сущность, виды, методы расчета.

13. Классификация затрат предприятия.

14. Доходы предприятия: источники формирования, факторы, определяющие величину доходов.

15. Прибыль: сущность, виды, формирование и использование. Показатели рентабельности.

 

Менеджмент

1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека.

2.  Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.

3. Эволюция менеджмента: школы менеджмента.

4. Особенности российского менеджмента.

5. Интеграционные процессы в менеджменте.

6. Внешняя и внутренняя среда организации.

7. Понятие и содержание основных функций менеджмента.

8. Типы организационных структур управления и возможности их совершенствования.

9. Понятие управленческого решения и этапы их разработки.

10. Методы управления.

11. Управление персоналом и формирование человеческого капитала.

12. Требования, предъявляемые к менеджерам и качество менеджеров.

13. Лидерство и стиль управления.

14. Основы власти и формы ее проявления.

15. Понятие группы и групповая динамика.

16. Причины производственных конфликтов, их предупреждение и преодоление последствий.

17. Совершенствование управления и его эффективность.

18. Информационное обеспечение управления.

19. Развитие персонала организации и профессионализация менеджмента.

20. Законы организации.

21. Значение управленческих решений в организации.

22. Концепции мотивации.

23. Система управления по целям.

24. Содержание деятельности менеджера и организация труда.

25. Виды коммуникаций в организации и коммуникационные барьеры.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...