Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине




Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к зачету, экзаменам, в том числе государственной аттестации. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.

Наиболее важные вопросы тем или разделов курса выносятся на семинарские занятия. Семинары проводятся после цикла лекций в целях проверки контроля уровня подготовленности студентов, закрепления ими изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов и сообщений по правовой проблематике, а также приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые положения и тезисы.

Самостоятельная работа студента предшествует семинарским занятиям. Такая работа связана с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в рекомендованной преподавателем тематической литературе.

Семинары могут проводиться в форме учебных конференций, включающих в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным темам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Римское право» является самостоятельная работа, которая должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на знание лекционного материала и обсужденных тем семинарских занятий, необходимо закрепить и расширить знания в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т.е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Чтобы добиться высокой результативности самостоятельной работы, важно тщательно спланировать и согласовать ее с преподавателем, ведущим соответствующую дисциплину. При возникновении проблемных вопросов, не поддающихся самостоятельному разрешению, следует обратиться за дополнительной консультацией к преподавателю.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Самостоятельную работу целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, следует изучить материал учебника, затем ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них) – работами выдающихся философов, историков и правоведов. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.

Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения дисциплины рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.

Самостоятельная работа студентов организуется в формах индивидуальных и коллективных занятий. Применяются различные виды учебных занятий, в том числе, творческие задания, тестирование, консультации.

Самостоятельная работа реализуется:

- непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях и семинарских занятиях;

- в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

- в электронной образовательной среде;

- в библиотеке, дома, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся – как начинающему, так и имеющему определенный опыт.

Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:

- подготовку и написание эссе, докладов, сообщений и других письменных работ на заданные темы,

- выполнение домашних заданий разнообразного характера;

- поиск и отбор информации по отдельным разделам дисциплины в сети Интернет;

- работу с нормативными документами, их конспектирование;

- текущее и итоговое тестирование.

Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи.

Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня.

Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (экзамену).

Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении.

Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям.

Семинар – форма занятия, на котором обсуждаются и прорабатываются теоретические вопросы курса.

Цель этих занятий – помочь студентам глубже освоить теоретический материал, приобрести навыки самостоятельной и творческой работы над документами и первоисточниками.

Подготовка к семинару состоит не только в чтении и конспектировании указанной преподавателем литературы, но и в проработке конспекта лекций, изучении соответствующих разделов учебника.

Написание эссе требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Эссе, обсуждаются на семинарском занятии аудиторией, в связи с чем помогают сформировать у студентов навыки работы в коллективе, принятия совместных решений, способность вынесения коллегиальных решений.

Для эффективной организации СРС необходимо:

последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме занятия, творческая работа и т.д.);

постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиление их самостоятельного характера;

систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.

Для студентов очной и заочной форм обучения возможно проведение интернет-тестирования через портал дистанционного образования ФГБОУ ВО ВГУЮ.

Существуют приемы, помогающие лучше подготовиться к тестированию. Они касаются управления своим вниманием и памятью, рациональным использованием ресурсов своей работоспособности, волевой мобилизации.

При прохождении теста необходимо обратить внимание на следующие моменты:

-концентрация внимания влияет и на общее время прохождение теста, и на количество случайных ошибок;

-выработка привычки дважды перечитывать задание: определение значимых слов в заданиипоможет избежать ошибок, связанных с неверным пониманием вопроса из-за пропуска, например, частицы «не»;

-исключение заведомо неверных ответов используется, когда вы точно не знаете правильный ответ: исключив несколько заведомо неподходящих вариантов, вы увеличиваете свои шансы;

-контроль времени: пропустите вопрос, на который не можете дать ответа – вернитесь к нему после того, как все остальные задания будут выполнены. Всегда помните, в результаты теста входит общий бал.

Образцы тестовых заданий

1. Законодательство в сфере интеллектуальных прав находится в ведении;

а) в ведении Российской Федерации;

б) в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

в) в ведении субъектов Российской Федерации;

г) в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но органы местного самоуправления также в праве принимать правовые акты, в пределах предоставленных им полномочий.

д) нет правильных ответов.

2. Интеллектуальное право включает:

а) исключительные права;

б) исключительные права и личные неимущественные права;

в) исключительные права, личные неимущественные права и иные права;

г) исключительные права и иные права, предусмотренные законом;

д) личные неимущественные права, право следования, право доступа.

3. Правообладатель вправе разрешить использовать результаты интеллектуальной деятельности другому лицу на основании:

а) лицензионного договора;

б) договора концессии;

в) договора дарения;

г) договора купли-продажи;

д) нет правильных ответов.

4. В соответствии с законодательством авторское право возникает:

а) на основании официального заявления автора о создании им произведения, сделанного в официальном бюллетене Роспатента;

б) после депонирования экземпляра произведения в архиве Российского авторского общества;

в) в силу факта создания произведения;

г) в силу факта получения авторского свидетельства;

д) нет правильных ответов.

5. Объектами охраны авторским правом являются:

а) сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер;

б) официальные документы международных организаций;

в) официальные символы и знаки;

г) программы для ЭВМ;

д) нет правильных ответов.

6. Разрешение на использование коллективного исполнения или постановки выдаётся:

а) режиссером-постановщиком спектакля;

б) каждым исполнителем спектакля самостоятельно;

в) руководителем коллектива исполнителей;

г) лицом, оказавшим материальное содействие при постановке спектакля;

д) нет правильных ответов.

7. Исключительное право на прокат оригинала и экземпляров фонограммы принадлежит:

а) автору произведения;

б) исполнителю произведения, записанного на фонограмму;

в) изготовителю фонограммы;

г) организации, управляющей имущественными правами производителей фонограмм на коллективной основе;

д) нет правильных ответов.

8. Самостоятельное право на переработанную запись приобретает лицо:

а) впервые осуществившее запись;

б) распространяющее экземпляры записи;

в) впервые опубликовавшее запись;

г) правомерно осуществившее переработку записи;

д) нет правильных ответов.

9. Право доступа – это:

а) право автора произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения;

б) право автора произведения изобразительного искусства в случае публичной перепродажи его произведения на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи;

в) право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора;

г) право отслеживать все случаи публичного воспроизведения объекта авторского права;

д) нет правильных ответов.

10. Критериями патентоспособности полезной модели являются:

а) новизна, промышленная применимость;

б) новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость;

в) новизна, оригинальность;

г) оригинальность, изобретательский уровень, промышленная применимость;

д) нет правильных ответов.

11. Авторское право не распространяется на:

а) необнародованные произведения, существующие в письменной форме;

б) произведения, обнародованные в устной форме, если они доведены до сведения неопределенного круга лиц;

в) произведения архитектурного, градостроительного и садово-паркового искусства;

г) фонограммы;

д) нет правильных ответов.

12. Авторское право охраняет:

а) идеи;

б) изобретения;

в) произведения;

г) любые объекты интеллектуальной деятельности;

д) нет правильных ответов.

13. Одним из авторов аудиовизуального произведения является:

а) костюмер;

б) оператор-постановщик;

в) композитор;

г) исполнитель главной роли;

д) нет правильных ответов.

14. Исполнителем признается:

а) сценарист;

б) режиссер-постановщик спектакля;

в) оператор-постановщик спектакля;

г) художник - постановщик спектакля;

д) нет правильных ответов.

15. Передачей организации эфирного и кабельного вещания является передача, созданная: 1) самой организацией, 2) по заказу организации эфирного и кабельного вещания другой организацией за свой счет 3) по заказу организации эфирного и кабельного вещания за счет её средств другой организацией, 4)другой организацией за свой счет:

а) 1 и 3

б) 2 и 3;

в) 1 и 2

г) 3 и 4;

д) нет правильных ответов.

16. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняется в течение:

а) 70 лет;

б) неограниченного срока;

в) 50 лет;

г) 100 лет.

д) нет правильных ответов.

17. Личные неимущественные права автора:

а)  после смерти автора переходят к его работодателю;

б) после смерти автора переходят к его наследникам;

в) могут передаваться путем заключения лицензионного договора;

г) сохраняются за автором в случае передачи прав на использование произведения;

д) нет правильных ответов.

18. Произведение переходит в общественное достояние:

а) после опубликования;

б) после истечения срока действия авторского права;

в) после обнародования;

г) после вынесения решения суда об этом;

д) нет правильных ответов.

19. Правовая охрана объектов смежных прав осуществляется по одной из следующих систем:

а) созидательской системе;

б) регистрационной системе;

в) уведомительной системе;

г) разрешительной системе;

д) ни по одной из указанных систем.

20. Товарный знак – это

а) зарегистрированное в установленном порядке словесное, графическое, звуковое, световое или объемное обозначение, а также иные обозначения или их комбинации;

б) любой знак, нанесенный на товар или его упаковку;

в) только зарегистрированное в установленном порядке словесное и графическое обозначение или комбинации таких обозначений;

г) знак соответствия качества товара;

д) нет правильных ответов.

21. После смерти автора произведения к его наследникам переходит:

а) право авторства произведения;

б) право на неприкосновенность произведения;

в) исключительное право на произведение;

г) право на имя автора;

д) все вышеперечисленные права.

22. Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав:

а) автора сценария;

б) авторов исполняемых произведений;

в) режиссера-постановщика;

г) оператора-постановщика;

д) нет правильных ответов.

23. Права автора и исполнителя на имя и на защиту исполнения от искажений охраняются в течение:

а) 100 лет;

б) 70 лет;

в) 50 лет;

г) неограниченного срока;

д) нет правильных ответов.

24. После реорганизации организации эфирного и кабельного вещания право разрешать использование записей радио- и телевизионных сигналов, переданных в эфир или по кабелю, переходит к:

а) автору произведения, переданного в эфир или по кабелю;

б) исполнителю произведения, переданного в эфир или по кабелю;

в) собственнику помещения организации эфирного и кабельного вещания;

г) правопреемнику;

д) нет правильных ответов.

25. Изготовителю базы данных принадлежат следующие права:

а) право на указание имени или наименования на экземплярах базы данных;

б) право признаваться автором базы данных;

в) право на обнародование базы данных;

г) ни одно из указанных прав;

д) все указанные выше права.

26. Исключительное право публикатора на произведение действует в течение:

а) 15 лет;

б) двадцати пяти лет;

в) пятидесяти лет;

г) неограниченного срока;

д) нет правильных ответов.

27. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации программы для ЭВМ охраняются как объекты:

а) специального законодательства о нетрадиционных объектах интеллектуальной собственности;

б) авторского права;

в) патентного права;

г) смежных прав;

д) нет правильных ответов.

28. Критериями патентоспособности изобретения являются:

а) новизна, промышленная применимость;

б) новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость;

в) новизна, оригинальность;

г)оригинальность, изобретательский уровень, промышленная применимость;

д) нет правильных ответов.

29. Основной функцией товарного знака (знака обслуживания) является:

а) защита товаров от подделки;

б) индивидуализация товаров, выполняемых работ либо оказываемых услуг юридических или физических лиц;

в) реклама товаров, выполняемых работ либо оказываемых услуг юридических или физических лиц;

г) все варианты правильные;

д) нет правильных ответов.

30. Коммерческое обозначение используется для индивидуализации:

а) индивидуальных предпринимателей;

б) коммерческих организаций;

в) некоммерческих организаций;

г) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

д) нет правильных ответов.

Методические рекомендации для написания тестовых заданий.

Написание тесовых заданий завершает изучение дисциплины «Право интеллектуальной собственности» и направлено на выявление уровня подготовки студентов к промежуточной аттестации.

Тестовые задания предполагают ответы на вопросы и раскрытие предложенных понятий или правовых категорий, а также тестирование.

Тестовые вопросы содержат пять возможных ответов. Однако студенту необходимо выбрать только один.

Положительная оценка может быть получена при правильном ответе минимум на 50% предложенных вопросов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...