Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических часов




Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических часов по семестрам для очной формы обучения

 

Вид учебной работы

трудоемкость

зач. ед.

час.

по семестрам

1 8
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 4 144    
Аудиторные занятия   75   75
Лекции (Л)   30   30
Практические занятия (ПЗ)        
Семинары (С)   45   45
Самостоятельная работа (СРС)   69   69
в том числе:        
Курсовая работа (проект)        
Контрольная работа (по учебному плану)        
Зачет        

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических часов по семестрам для заочной формы обучения

 

Вид учебной работы

трудоемкость

зач. ед.

час.

по курсам

1 5
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 4 144   144
Аудиторные занятия   14    
Лекции (Л)   6   6
Практические занятия (ПЗ)        
Семинары (С)   8   8
Самостоятельная работа (СРС)   130   130
в том числе:        
Курсовая работа (проект)        
Контрольная работа (по учебному плану)        
Зачет        

 

Тематический план для студентов очной формы обучения

Модули, разделы, темы учебной дисциплины

Всего

Виды учебной деятельности (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

л с СРС
  Модуль 1 46 10 13 23    
1. Тема 1. Понятие и источники права интеллектуальной собственности 19 4 5 10 Презентация лекционного материала Casestudy опрос конспект
2. Тема 2. Авторское право и смежные права 27 6 8 13 Презентация лекционного материала Casestudy опрос конспект
  Модуль 2 74 14 24 36    
3. Тема 3. Патентное право 25 4 8 13 Презентация лекционного материала Casestudy опрос конспект
4. Тема 4. Право на средства индивидуализации участников гражданского оборота и выпускаемой ими продукции (работ, услуг) 24 6 8 10 Презентация лекционного материала Casestudy опрос конспект
5. Тема 5. Правовая охрана нетрадиционных объектов интеллектуальных прав 25 4 8 13 Презентация лекционного материала Casestudy опрос конспект
  Модуль 3 24 6 8 10    
6. Тема 6. Распоряжение исключительными правами. Защита интеллектуальных прав 24 6 8 10 Презентация лекционного материала Casestudy опрос конспект
  ЭКЗАМЕН            
  Итого за семестр 144 30 45 69    
  Итого по дисциплине 144 30 45 69    

Занятияв интерактивных формах по очной форме обучения

Тема учебной дисциплины

Объем аудиторных часов (по РУП) - 45 часов Объем аудиторных часов (по РУП)
на базе СО на базе СПО
  Модуль 1    
1. Тема 1. Понятие и источники права интеллектуальной собственности 5 -
2. Тема 2. Авторское право и смежные права 8 -
  Модуль 2    
3. Тема 3. Патентное право 8 -
4. Тема 4. Право на средства индивидуализации участников гражданского оборота и выпускаемой ими продукции (работ, услуг) 8 -
5. Тема 5. Правовая охрана нетрадиционных объектов интеллектуальных прав 8 -
  Модуль 3 8  
6. Тема 6. Распоряжение исключительными правами. Защита интеллектуальных прав 8 -
  Итого 45 (60%) -

Тематический план для студентов заочной формы обучения

Модули, разделы, темы учебной дисциплины

Всего

Виды учебной деятельности (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

л с СРС
  Модуль 1 46 2 2 42    
1. Тема 1. Понятие и источники права интеллектуальной собственности 22

 

2

 

2

 

20 Презентация лекционного материала Casestudy опрос конспект
2. Тема 2. Авторское право и смежные права 24 22 Презентация лекционного материала Casestudy опрос конспект
  Модуль 2 72 2 4 66    
3. Тема 3. Патентное право 24

 

 

2

 

 

4

22 Презентация лекционного материала Casestudy опрос конспект
4. Тема 4. Право на средства индивидуализации участников гражданского оборота и выпускаемой ими продукции (работ, услуг) 24 22 Презентация лекционного материала Casestudy опрос конспект
5. Тема 5. Правовая охрана нетрадиционных объектов интеллектуальных прав 24 22 Презентация лекционного материала Casestudy опрос конспект
  Модуль 3 26 2 2 22    
6. Тема 6. Распоряжение исключительными правами. Защита интеллектуальных прав 26   2   2 22 Презентация лекционного материала Casestudy опрос конспект
  ЭКЗАМЕН            
  Итого за семестр 144 6 8 130    
  Итого по дисциплине 144 6 8 130    

 

Занятияв интерактивных формах по заочной форме обучения

Тема учебной дисциплины

Объем аудиторных часов (по РУП) - 8 часа Объем аудиторных часов (по РУП)
на базе СО на базе СПО
  Модуль 1    
1. Тема 1. Понятие и источники права интеллектуальной собственности

2

-
2. Тема 2. Авторское право и смежные права -
  Модуль 2    
3. Тема 3. Патентное право

4

-
4. Тема 4. Право на средства индивидуализации участников гражданского оборота и выпускаемой ими продукции (работ, услуг) -
5. Тема 5. Правовая охрана нетрадиционных объектов интеллектуальных прав -
  Модуль 3    
6. Тема 6. Распоряжение исключительными правами. Защита интеллектуальных прав 2 -
  Итого 8 (57%) -

Содержание дисциплины

Модуль 1«Основные аспекты права интеллектуальной собственности. Авторское право и смежные права».

Лекции:

Лекция 1.

Понятие интеллектуальной собственности. Понятие и содержание права интеллектуальной собственности. Основные принципы институтов права интеллектуальной собственности и их общая характеристика.

Источники права интеллектуальной собственности. Международные соглашения как источники гражданско-правового регулирования отношений права интеллектуальной собственности.

Лекция 2.

Понятие и содержание авторского права. Источники авторского права. Объекты авторского права и их виды. Признаки объектов авторского права как критерий охраноспособности. Особенности программ для ЭВМ и баз данных как объекта авторского права. Особенности иных объектов авторского права. Произведения, не являющиеся объектами авторского права.

Субъекты авторского права. Авторское право юридических лиц. Авторское право на служебные произведения. Особенности правового регулирования произведений, созданных в соавторстве. Наследники и иные правопреемники как субъекты авторского права. Другие участники правоотношений в сфере авторского права.

Личные имущественные и неимущественные права автора. Пределы авторских прав. Срок действия авторского права.

Семинары(для очной формы обучения)

Семинар 1. Понятие и источники права интеллектуальной собственности

1. Понятие интеллектуальной деятельности и интеллектуальной собственности. Соотношение понятий «интеллектуальная собственность» и «исключительные права»; «право интеллектуальной собственности» и «право собственности». Задачи права интеллектуальной собственности.

2. Объекты исключительных прав:

- свойства и признаки объектов исключительных прав (нематериальный характер, коммерческая ценность, возможность обособления от других объектов);

- классификация объектов исключительных прав (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции; иная классификация. Примеры).

3. Объекты интеллектуальной деятельности (объекты, для которых приоритетное значение имеет форма результата и объекты, для которых приоритетное значение имеет существо результата).

4. Основания предоставления охраны результатам интеллектуальной деятельности (созидательская система и регистрационная система).

5. Принципы институтов интеллектуальной собственности.

6. Система законодательства об интеллектуальных правах.

Семинар 2.Авторское право

1. Авторское право в системе интеллектуальных прав (функции, принципы, отличие от иных интеллектуальных прав).

2. Объекты авторского права (понятие, критерии охраноспособности и их анализ).

3. Виды охраняемых произведений.

4. Граждане и юридические лица как субъекты авторского права, их права. Автор произведения и пользователь произведения как субъекты авторского права, основные отличия между ними.

5. Возникновение авторского права. Презумпция авторства.

6. Действие авторского права: во времени, в пространстве, по кругу лиц.

7. Использование произведений авторского права.

8. Возможность отнесения к объектам авторского права:

- программ для ЭВМ и баз данных;

- названий произведений, персонажей произведения;

- сайтов в сети Интернет;

9. Особенности некоторых видов объектов авторского права:

- служебные произведения;

- кинофильмы.

10. Виды и характеристика прав авторов произведений.

11. Охрана произведений иностранных авторов на территории России. Основания предоставления такой охраны.

12. Задачи:

1) Управление Октябрьской железной дороги поручило группе работников подготовить к изданию «Расписание движения пригородных поездов с вокзалов г. Санкт-Петербурга».

Составитель расписания движения поездов с Балтийского вокзала Федорова обратилась к юристу за консультацией, можно ли считать подготовленное к изданию «Расписание» объектом авторского права.

Одновременно ее интересовало, распространяется ли авторское право на подготовленную ею небольшую брошюру, в которой излагаются основные права и обязанности пассажиров, пользующихся пригородным транспортом. Она сомневалась в этом, так как брошюра написана на основе действующего законодательства, а в законе об авторском праве сказано, что официальные документы, к которым относятся эти законы, не являются объектами авторского права.

Какое разъяснение должно быть дано по этим вопросам? Какие требования предъявляются законом к объекту авторского права?

2) Художник-любитель купил в магазине картину автора Дремова и сде­лал несколько копий, которые подготовил для продажи. Когда автор явился к покупателю, чтобы воспроизвести свою картину, и увидел сде­ланные покупателем копии с искажением цветного фона, он предложил эти копии уничтожить.

Покупатель не согласился с этим требованием и заявил, что он купил картину в магазине, стал ее собственником, и как собственник может рас­поряжаться ею как угодно. Поэтому он отказывает автору в воспроизведе­нии его картины.

Автор обратился в суд за защитой своих прав.

Какое решение должен вынести суд? Какие различия существуют между объектом права собственности и объектом авторского права?

3)Два автора создали рисунки, которые были использованы при выпуске головных платков. Авторы потребовали от администрации предприятия заключения с ними договора на использование их рисунков, ссылаясь на то, что на все произведения, в том числе и созданные в порядке служебного задания, авторское право принадлежит самим авторам.

Администрация предприятия отвергла требования авторов, указывая на то, что в трудовом договоре прямо записано, что право на использова­ние всех творческих результатов труда авторов принадлежит работодате­лю. Кроме того, администрация считает, что в данном случае авторами созданы промышленные образцы, а не произведения, охраняемые автор­ским правом.

Кто прав в этом споре? Каковы права авторов служебных произведе­ний? Какие произведения считаются выполненными в порядке служебно­го задания?

4) Композитор вместе с поэтом создали несколько свадебных и застольных песен, которые были исполнены в концертном зале. Издательство обратилось к авторам с предложением об издании этих песен.

С кем должен быть заключен договор, если издательство намерено издать ноты с текстом, а также ноты и текст в отдельности? Как следует поступать, если в период подготовки договора один из авторов умрет?      

5) ООО «Мир компьютеров» распространяло программы для ЭВМ, авторские права на которые принадлежат ЗАО «1С». Экземпляры программ были приобретены обществом по договору у ООО «Дарум», являвшегося официальным дилером ЗАО «1С».

При продаже экземпляра программы ООО «Мир компьютеров» вместе с кассовым чеком выдавало покупателю талон, подтверждающий проверку диска продавцом и гарантию отсутствия дефектов. Кроме того, такой талон предоставлял покупателю право в течение неопределенного времени обменять диск на любой другой за 25 руб., а также после совершения пяти обменов право на получение одного диска бесплатно.

ЗАО «1С» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Мир компьютеров» о взыскании с последней 5000 руб. компенсации за нарушение авторских прав, сославшись на то, что данные действия ответчика нарушают исключительное право ЗАО «1С» на сдачу программ в прокат, которое в установленном порядке ответчику не передавалось.

ООО «Мир компьютеров» иск не признало, сославшись на исчерпание правообладателем своих прав после первой продажи программ и допустимость и распространения без согласия автора и выплаты ему вознаграждения. Кроме того, ООО «Мир компьютеров» настаивало на том, что лишь продавало и обменивало экземпляры программ, а договоры проката не заключало.

Оцените доводы сторон и примите решение?

6) По заказу Малого театра г. С.-Петербурга авторы написали либретто оперы, за что получили вознаграждение по минимальной ставке, составляющей 4% от сумм валового сбора, поступающих от продажи билетов за публичное исполнение. Опера неоднократно ставилась в Петербурге и в других городах страны. В связи с этим авторы интересуются:

- вправе ли другие театры, а также радиовещание и телевидение без заключения с ними договора использовать их произведение, которое пе­редано одному театру;

- каким образом и в каком размере они могут получить вознагражде­ние за использование их произведения другими организациями?

Семинар 3. Смежные права

1. Смежные права: понятие и основные признаки. В чем выражается «смежность» прав?

2. Субъекты и объекты права на исполнение

3. Производители фонограмм как субъекты прав, их особенности.

4. Организации эфирного и кабельного вещания как субъекты прав, их особенности.

5. База данных как объект авторского и смежного права.

6. Правовая природа прав изготовителя базы данных и публикатора.

7. Правовой режим продуктов мультимедиа.

8. Задачи

1) При подготовке оперы «Евгений Онегин» к постановке в исполнении главных ролей новыми артистами радиостудия обратилась к театру за разрешением одновременно транслировать данное исполнение по радио. К театру обратилась также фирма «Мелодия» с просьбой создать условия для производства записи исполнения спектакля. Узнав об этом, исполнители заявили администрации театра о своем несогласии, указав, что этим нарушаются их права, и что они не будут возражать против передачи в эфир их исполнения лишь начиная со второго спектакля.

 Какими правами пользуются исполнители и создатели фонограмм и каковы средства их защиты?

2) По заказу телевидения Придворов и Гладкова сделали перевод ряда неохраняемых произведений иностранных авторов на русский язык. Между переводчиками и телевидением возникли разногласия по поводу выплаты вознаграждения и дальнейшего использования переводов. Теле­видение полагает, что поскольку сделаны переводы неохраняемых произ­ведений, постольку переводы тоже не являются охраняемыми. Кроме того, вообще сомнительно, что перевод может носить творческий характер. Поэтому телевидение готово рассчитаться с переводчиками как за тех­ническую работу, т.е. как за «подстрочный» перевод. Что же касается дальнейшего использования переводов, то они подлежат свободному ис­пользованию, и в крайнем случае на их использование может быть полу­чена лицензия у РАО. Переводчики обратились за консультацией в РАО.

Какая должна быть дана консультация по возникшим вопросам? В чем выражается творческая работа переводчика? Отражается ли на охране перевода то обстоятельство, что он может быть сделан с охра­няемого и неохраняемого произведения? При каких условиях РАО выдаст лицензии на использование произведений авторов?

3) ООО «ТРК» на основании договоров с различными юридическими лицами: ОАО «ОРТ», ОАО «Телекомпания НТВ», ОАО «ТВ-Центр», ЗАО «Телесеть РЕН ТВ», ЗАО « Энергия ТВ», ЗАО «ТНТ-Телесеть», ЗАО «Дарья-ТВ», ОАО «Ассоциация спутникового телевещания», ЗАО «ТВ-Сервис» и др. – обладает неисключительными правами на трансляцию (вещание, передачу в эфир) соответствующих каналов.

Предприниматель Хомяков установил входное приемно-преобразовательное устройство системы коллективного приема, при помощи которого жильцы нескольких домов в г.Иваново получили возможность просмотра каналов, транслируемых ООО «ТРК». Посчитав, что данными действиями нарушаются его смежные права, ООО «ТРК» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с предпринимателя компенсации за нарушение своих прав.

Нарушены ли права ООО «ТРК» как организации эфирного вещания и подлежит ли иск удовлетворению?

Семинары(для заочной формы обучения)

Семинар 1.

1. Понятие, система и источники права интеллектуальной собственности.

2. Объекты интеллектуальной деятельности (объекты, для которых приоритетное значение имеет форма результата и объекты, для которых приоритетное значение имеет существо результата). Основания предоставления охраны результатам интеллектуальной деятельности (созидательская система и регистрационная система).

3. Объекты интеллектуальных прав:

- свойства объектов исключительных прав (нематериальный характер, коммерческая ценность, возможность обособления от других объектов);

- классификация объектов исключительных прав (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции).

4. Возможность отнесения к объектам авторского права:

- баз данных;

- названий произведений;

- сайтов в сети Интернет;

- рекламного слогана;

- информации.

5. Являются ли соавторами курсовой (дипломной) работы студент и научный руководитель? Можно ли отнести указанные виды произведений к служебным произведениям?

6. Особенности правовой охраны прав публикатора и прав изготовителя базы данных.

7. Распоряжение авторскими и смежными правами.

Модуль 2.«Право промышленной собственности».

Лекции:

Лекция 3.

Понятие и содержание права промышленной собственности. Источники права промышленной собственности. Объекты права промышленной собственности.

Понятие и содержание патентного права. Источники патентного права. Объекты патентного права и критерии их охраноспособности. Субъекты патентного права: автор, патентообладатель и иные. Оформление прав на выдачу патента: экспертиза заявки и ее виды, выдача патента, срок действия патента.

Личные неимущественные права автора разработки, являющейся объектом патентного права. Имущественные права патентообладателя. Право преждепользования и право послепользования.

Лекция 4.

Понятие и содержание права на средства индивидуализации. Источники права на средства индивидуализации. Объекты права на средства индивидуализации.

Фирменное наименование как объект права на средства индивидуализации. Критерии охраноспособности фирменного наименования. Субъекты права на фирменное наименование и их права.

Товарный знак (знак обслуживания) как объект права на средства индивидуализации. Критерии охраноспособности товарных знаков (знаков обслуживания). Субъекты права на товарный знак (знак обслуживания) и их права.

Наименование места происхождения товара (НМПТ) как объект права на средства индивидуализации. Особенности НМПТ и критерии его охраноспособности.

Субъекты права на НМПТ.

Лекция 5.

Ноу-хау как объект права промышленной собственности. Конфиденциальность и другие критерии охраноспособности ноу-хау. Права обладателя ноу-хау и их защита.

Селекционные достижения как объект права промышленной собственности и критерии их охраноспособности. Субъекты права на селекционные достижения и защита их личных неимущественных и имущественных прав.

Топологии интегральных микросхем и права на них. Защита прав на топологии интегральных микросхем.

Рационализаторские предложения: понятие и правовая охрана.

Семинары(для очной формы обучения)

Семинар 4. Патентное право

1. Патентное право: понятие и источники.

2. Новизна как признак объектов патентного права. Абсолютная и относительная новизна. Одинаков ли данный признак для каждого из объектов патентного права (изобретения, полезной модели, промышленного образца).

3. Промышленная применимость как признак объектов патентного права. Каким образом осуществляется проверка наличие данного признака? Есть ли необходимость в наличии данного признака для промышленного образца как объекта патентного права?

4. Другие признаки объектов патентного права (изобретательский уровень, оригинальность).

5. Авторы и патентообладатели как субъекты патентного права. Личные неимущественные и имущественные права авторов и патентообладателей, возможность передачи этих прав заинтересованным лицам. Является ли право на подачу заявки личным неимущественным правом?

6. Правовая природа права преждепользования и права послепользования.

7. Использование объекта патентного права.

Задача

1. На предприятии художественных промыслов была разработана новая модель чайного сервиза, расписанного по эскизам художника Маркова. В связи с предстоящим запуском модели в производство возник вопрос необходимости обеспечения охраны прав предприятия и художника-дизайнера. Юридическая фирма, к которой предприятие обратилось за консультацией, разъяснила, что наилучшим способом охраны было бы признание данной модели промышленным образцом. Однако сделать это невозможно,. Так как рассматриваемое художественно-конструкторское решение внешнего вида изделия не обладает промышленной применимостью, ибо предполагает ручную роспись каждого изделия.

Впрочем, по мнению юридической фирмы, третьи лица все равно не смогут воспользоваться данной разработкой, которая является произведением декоративно-прикладного искусства и не может быть использована без согласия ее автора, т.е. художника-дизайнера.

Насколько правильна данная консультация?

2. Работники технологического бюро Чернышев и Хромов в установлен­ном законом порядке признаны авторами изобретения - нового способа получения гашеной извести, разработанного ими в период работы на предприятии. В суд поступили иски от Фролова, начальника технологиче­ского бюро, и Власова, сотрудника бюро, которые ставили вопрос о вклю­чении их в число соавторов изобретения. В исковом заявлении Фролова указывалось, что им, как начальником бюро, осуществлялось общее руко­водство всеми работами, которые завершились созданием новой техноло­гии получения гашеной извести. В иске Власова отмечалось, что именно он подсказал Чернышеву и Хромову основную идею нового способа, а также проделал большую работу по поиску и анализу аналогов изобрете­ния, результаты которой он также передал ответчикам.

Подлежат ли удовлетворению заявленные исковые требования?

3. Группа лиц получила патент на способ получения топлива для двига­телей внутреннего сгорания. Первоначально с согласия всех совладельцев патента ими было заключено несколько лицензионных соглашений, воз­награждение по которым распределялось между всеми патентообладате­лями поровну. Однако в последующем между ними возникли разногла­сия, связанные с распределением вознаграждения. В частности, группа патентообладателей, которые активно занимались работой по коммерче­ской реализации разработки, полагала, что их доля вознаграждения долж­на быть увеличена. Кроме того, они указывали, что некоторые лица вклю­чены в состав патентообладателей без достаточных оснований, так как не принимали непосредственного участия в создании разработки.

Их противники, не оспаривая по существу последнего довода, указы­вали, что без их участия в числе заявителей патент на данную разработку вообще не мог быть получен группой физических лиц, так как базой для создания разработки послужили результаты НИР, достигнутые при вы­полнении служебного задания в период их работы в НИИ.

Спорящие стороны обратились к юристу за консультацией.

Какие разъяснения должны быть даны? Как используется запатен­тованная разработка, если между совладельцами патента не может быть достигнуто соглашение?

Семинар5. Патент. Оформление патентных прав.

1. Патент: понятие, свойства, виды.

2. Приоритет и его виды. Льгота по новизне. Какие действия могут опорочить приоритет того или иного объекта патентного права?

3. Что представляет собой процедура оформления патентных прав и из каких этапов состоит?

4. Патентование изобретений за рубежом.

5. В чем выражаются особенности правовой охраны секретных изобретений?

6. Правовая охрана служебных изобретений.

7. Основания прекращения действия патента.

8. Задачи.

1) В Роспатент поступили две заявки. Заявителю по более поздней заявке было выдано свидетельство на полезную модель «Устройство для разработки прессовых соединений». По ранее поданной заявке на получение патента на изобретение «Устройство для выпрессовки наружных колец» решение еще не было принято. Авторы более ранней заявки считают, что техническое решение, охарактеризованное в формуле полезной модели, на которую уже выдано свидетельство не ново, т.к. повторяет совокупность существенных признаков их заявки. Поэтому авторы обратились к патентному поверенному с просьбой оказать им помощь в подготовке возражения.

Владелец свидетельства на полезную модель, узнавший о готовящемся опротестовании выданного ему свидетельства, в письме к авторам более ранней заявки сообщил, что он работал совершенно самостоятельно, с материалами их заявки не знаком, поэтому его свидетельство не подлежит аннулированию, тем более, что тождество предложенных решений исключено, т.к. им подавалась заявка на полезную модель, а не на изобретение.

Назовите основные отличия между изобретение и полезной моделью?Какое решение может быть принято в данном случае? Измениться ли решение в случае установления тождества обоих решений?В каком порядке могут быть признаны недействительными выданные свидетельства и патенты?

2) Мастер и технолог разработали и внедрили у себя на производстве способ изготовления кистей. После пятимесячного использования предложенного способа была выявлена его большая эффективность. Авторы разработки предложили администрации запатентовать разработку в каче­стве изобретения, но, не получив ответа в течение двух месяцев, подали заявку от собственного имени. При этом в целях ускорения приобретения исключительных прав на созданный ими способ они решили запатенто­вать его не в качестве изобретения, а как полезную модель.

Патентное ведомство отказало в выдаче свидетельства на полезную модель, сославшись на нарушение заявителями действующего законодательства.

Правильно ли решение, принятое по заявке? Если заявителями допу­щены нарушения, назовите их и укажите, сохранилась ли возможность их устранении?

3) АО, владеющее патентом на «Способ придания эффекта полупрозрач­ности тканям», обнаружило, что на рынке реализуется ткань, имеющая существенное сходство с выпускаемой им продукцией. Проведенной про­веркой было установлено, что аналогичная ткань изготовляется и постав­ляется в торговую сеть двумя другими предприятиями. АО потребовало прекращения производства тканей по его технологии и возмещения нару­шителями причиненных убытков. Оба предприятия выполнить требова­ния АО в добровольном порядке отказались, в связи с чем АО обратилось с соответствующими исками в арбитражный суд.

В ходе судебного разбирательства один из ответчиков в свое оправда­ние заявил, что он действительно использовал запатентованный АО спо­соб производства тканей, но в значительно усовершенствованном виде, что подтверждается поданной им заявкой на выдачу патента на изобрете­ние «Способ получения крученой нити».

Другой ответчик вообще отрицал свое знакомство с разработкой истца и утверждал, что им используется его собственная оригинальная техноло­гия, с помощью которой достигается тот же эффект, но секрет которой он раскрывать пока не собирается.

Как должны быть разрешены возникшие споры?

Изменится ли решение задачи, если второе предприятие является иностранной фирмой, производящей ткань за рубежом, а на российский рынок ткань поставляется российской торгово-закупочной фирмой?

4) Группе лиц выдали патент на «Систему смазки двигателя внутреннего сгорания». Жуков предъявил к ним иск о признании его автором изобре­тения, на которое ответчикам выдан патент. Жуков мотивировал свой иск тем, что в изобретении ответчиков использован тот же принцип действия, что и в разработанной им системе, на которую им подана заявка на год раньше ответчиков. Но заявка истца была отклонена за отсутствием в ней новизны и промышленной применимости.

Ответчики иска не признали, пояснив, что они ничего не знали о раз­работке, созданной Жуковым, так как сведения о ней автором не обнародовались, а заявка Жукова была опубликована уже после подачи ими заявки. Кроме того, они полагали, что по ряду признаков разработанная ими система смазки принципиально отличается от разработанной Жуко­вым.

Суд признал исковые требования Жукова необоснованными и в иске ему отказал. В кассационной жалобе Жуков указал, что суд не учел весь­ма существенный момент, а именно его приоритет в подаче заявки. Что же касается тождества решений истца и ответчика, то оно подтверждается тем, что при вторичной подаче заявки Жукову было отказано в выдаче па­тента со ссылкой на патент ответчиков. Поэтому Жуков просил кассаци­онную инстанцию отменить решение суда, признать его авторство на изо­бретение, на которое патент выдали ответчикам, и аннулировать выдан­ный им патент.

Какое решение должно быть принято по кассационной жалобе Жуко­ва? В чем различие между спорами об авторстве, приоритете, новизне и о признании патента недействительным?

Семинар6. Правовая охрана средств индивидуализации товаров, работ, услуг и предприятий (I)

1. Средства индивидуализации в системе объектов права интеллектуальной собственности. По каким основаниям средства индивидуализации отнесены к объектам права интеллектуальной собственности?

2. Фирменное наименование как средство индивидуализации. Субъекты права на фирменное наименование.

3. Коммерческое обозначение: понятие, правовая охрана, проблемы. Сравните с фирменным наименованием. Проблемы правовой охраны коммерческого обозначения.

4. Задачи.

1) 25 июня 2000 года было зарегистрировано Общество с ограниченной ответственностью «Сокол». Зарегистрированное ранее Закрытое акционерное общество «Сокол» обратилось в суд с требованием признать неправомерным использование фирменного наименования ООО «Сокол». Однако иск удовлетворен не был. Правильное ли решение принял суд? Обоснуйте свои доводы.      

2) «Платинум-банк» использовал товарный знак «PLATINUM». Банк «Платина» обратился с иском в суд о неправомерном использовании «Платинум-банком» указанного товарного знака, т.к. последний был зарегистрирован на имя банка «Платина». Ответчик против иска возражал, указывая на то, что наименование «Платинум-банк» еще до регистрации товарного знака истцом было зарегистрировано в Центральном банке в качестве фирменного наименования. В связи с этим, в силу принадлежности ответчику права на фирменное наименование и в соответствии с законом «О товарных знаках», в регистрации товарного знака «PLATINUM» истцу должны были отказать. Однако суд принял решение в пользу истца.Правильное ли решение было принято судом? Ответ обоснуйте.

Семинар 7. Правовая охрана средств индивидуализации товаров, работ, услуг и предприятий (II)

1. Правовая охрана товарного знака. Проблемы использования товарного знака. Исчерпание прав. Проблемы передачи прав на товарный знак (знак обслуживания).

2. Понятие и особенности общеизвестных и коллективных товарных знаков.

3. Наименование места происхождения товара как объект права интеллектуальной собственности.

4. Задачи.

1) Общество с ограниченной ответственностью «Диип Д» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Диип 2000» о защите исключительного права на товарный знак в виде наложения запрета ответчику использовать в фирменном наименование ответчика обозначения, сходные до степени смешения с товарными знаками истца по свидетельствам на товарные знаки ДееР (свидетельство № 194938), Диип ДееР (свидетельство 194939).

При рассмотрении спора судом установлено, что 05.10.2000 г. Патентное ведомство РФ зарегистрировало за гражданином Малаховым В.Г. товарные знаки (знаки обслуживания) с логотипом ДееР (свидетельство № 194938), Диип ДееР (свидетельство 194939). По договорам от 23.03.2001 г. об уступке права права в отношении товарных знаков переданы гр-ном Малаховым В.Г. обществу с ограниченной ответственностью «Диип Д», договоры зарегистрированы в Патентном ведомстве.

Фирменное наименование ответчика в соответствии с уставом – ООО «Диип 2000». Данное общество зарегистрировано 07.06.1999 года. Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что ответчиком не допущено нарушений, перечисленных в данной норме; звуковое и смысловое восприятие товарного знака, владельцем которого является истец «Диип Д», и фирменного наименования ответчика «Диип 2000» различны.

О каких объектах интеллектуальной собственности возник спор? Кому принадлежат исключительные права на эти объекты? Как разрешаются споры при конкуренции прав на различные объекты интеллектуальной собственности? Правильное ли решение принял суд?

2. ЗАО «ИД «Экономическая газета» обратилось в арбитражный суд с иском к ГП «Редакция газеты «Экономическая газета» о запрещении последней использовать товарный знак № 122050, а также сходные с ним обозначения в пределах, установленных законодательством РФ и свидетельством на товарный знак, в том числе о запрете обозначать указанным товарным знаком газету «Экономическая газета» (регистрационный номер 012611), изготовлять, предлагать товар, обозначенный этим знаком, продавать его.

ГП «Редакция экономическая газета» обратилась со встречным иском о прекращении использования ЗАО «ИД «Экономическая газета» названия «Экономическая газета», в том числе и в форме товарного знака.

Решением Апелляционной палаты Роспатента от 12 января 2001 г. регистрация № 122050 товарного знака была признана частично недействительной, как противоречащая ст. 6 п. 1 Закона о товарных знаках, и решением Арбитражного суда г. Москвы от 3 мая 2001 г. основной иск оставлен без рассмотрения. Встречный иск удовлетворен, поскольку название «Экономическая газета» было внесено в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» в реестр Минпечати РФ на имя ГП «Редакция экономическая газета», в связи с чем в соответствии со ст. 138 Гражданского кодекса у последнего возникли исключительные права на это название.

При рассмотрении дела Федеральным арбитражным судом Московского округа было обращено внимание на то, что Закон «О средствах массовой информации» регулирует организацию деятельности и распространения средств массовой информации (СМИ). Регистрация СМИ в реестре Минпечати РФ закрепляетправо на издание средства массовой информации с определенным названием и формой распространения и не предоставляет исключительных прав на использование названия СМИ или словосочетания, которое в нем употребляется.

Предоставляет ли какая-либо регистрация обозначения (названия газеты), за исключением регистрации в качестве товарного знака, исключительные права на использование этого обозначения?Какой орган осуществляет регистрацию товарных знаков?Какие последствия возникают при использовании зарегистрированного товарного знака другими лицами без соответствующих полномочий от правообладателя?

Семинар8. Правовая охрана нетрадиционных объектов права интеллектуальной собственности

1. Назовите причины, по которым топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, коммерческая тайна, рационализаторские предложения отнесены к объектам права интеллектуальной собственности.

2. Можно ли отнести к нетрадиционным объектам права интеллектуальной собственности научные исследования и разработки? Ответ обоснуйте.

3. Сравните рационализаторские предложения и изобретения; рационализаторские предложения и полезные модели. В чем сходства и различия?

4. Селекционные достижения как объект права интеллектуальной собственности.

5. Коммерческая тайна как объект права интеллектуальной собственности. Можно ли отнести к объектам права интеллектуальной собственности служебную тайну? Почему?

6. Ноу-хау: понятие, признаки, проблемы правовой охраны. Соотношение с коммерческой тайной.

7. Единая технология: понятие, правовая охрана, применение и передача единой технологии.

8. Правовая охрана доменных имен.

Семинары(для заочной формы обучения)

Семинар 2. Правовая охрана патентных прав и прав на нетрадиционные объекты интеллектуальных прав.

1. Новизна как признак объектов патентного права. Абсолютная и относительная новизна. Одинаков ли данный признак для каждого из объектов патентного права (изобретения, полезной модели, промышленного образца)?

2. Промышленная применимость как признак объектов патентного права. Каким образом осуществляется проверка на наличие данного признака? Есть ли необходимость в наличии данного признака для промышленного образца как объекта патентного права? 

3. В чем выражаются особенности правовой охраны секретных изобретений?

4. Можно ли отнести к нетрадиционным объектам права интеллектуальной собственности научные исследования и разработки? Ответ обоснуйте.

Занятие 3. Правовая охрана средств индивидуализации.

1. Сделайте сравнительный анализ фирменных наименований и товарных знаков (знаков обслуживания) как объектов права интеллектуальной собственности. В чем сходства и различия?

2. Можно ли отнести к объектам права на средства индивидуализации доменное имя? Почему?

3. Можно ли отнести к объектам права на средства индивидуализации рекламу? Почему?

4. Особенности правовой охраны коммерческих обозначений: возникновение права, использование права на коммерческое обозначение, срок охраны.

5. Защита интеллектуальных прав.

6. Задачи:

1. Управление Октябрьской железной дороги поручило группе работников подготовить к изданию «Расписание движения пригородных поездов с вокзалов г. Санкт-Петербурга».

Составитель расписания движения поездов с Балтийского вокзала Федорова обратилась к юристу за консультацией, можно ли считать подготовленное к изданию «Расписание» объектом авторского права.

Одновременно ее интересовало, распространяется ли авторское право на подготовленную ею небольшую брошюру, в которой излагаются основные права и обязанности пассажиров, пользующихся пригородным транспортом. Она сомневалась в этом, так как брошюра написана на основе действующего законодательства, а в законе об авторском праве сказано, что официальные документы, к которым относятся эти законы, не являются объектами авторского права.

Какое разъяснение должно быть дано по этим вопросам? Какие требования предъявляются законом к объекту авторского права?

2. При подготовке оперы «Евгений Онегин» к постановке в исполнении главных ролей новыми артистами радиостудия обратилась к театру за разрешением одновременно транслировать данное исполнение по радио. К театру обратилась также фирма «Мелодия» с просьбой создать условия для производства записи исполнения спектакля. Узнав об этом, исполнители заявили администрации театра о своем несогласии, указав, что этим нарушаются их права, и что они не будут возражать против передачи в эфир их исполнения лишь начиная со второго спектакля.

Какими правами пользуются исполнители и создатели фонограмм и каковы средства их защиты?

3. Начинающий автор Пресняков опубликовал свое произведение «Адский рейд» на страницах районной газеты. Произведение было опубликовано под псевдонимом Генри Д. Престон. Через некоторое время Пресняков обнаружил издание его «Адского рейда» в серии «Шедевры мировой фантастики», выпущенной в свет петрозаводским издательством «Лик». Позже было установлено, что московское издательство «Пилигримм» напечатало повесть Преснякова в сборнике «Мифы Вселенной», указав, что перевод с английского выполнял С.А. Тереженко. Наконец, в Эстонии повесть Преснякова переименовали в «Пятнадцать отважных» и автором указали известного английского фантаста Морфея Лейнстера.

Какие допущены нарушения прав автора и каковы меры их защиты?

4. В РАО поступило заявление от автора романа. В заявлении указывалось, что концертная организация без согласия автора переработала роман в литературную композицию для публичного исполнения с эстрады. Исполнение состоялось уже дважды. Узнав об этом, автор романа категорически запретил дальнейшее использование данной композиции, т.к. чтецы используют произвольно взятые из произведения отрывки детективного плана, не думая о содержании романа, об основных образах и мыслях автора.

Концертная организация считает, что она не допустила нарушения каких-либо прав автора романа, т.к. использует отрывки из романа без их изменений. Роман для того и опубликован, чтобы все могли его свободно читать (целиком или частями – это дело читателя).

Допущены ли в данном случае нарушения прав автора? Если допущены, то каковы способы их защиты?

5. На предприятии художественных промыслов была разработана новая модель чайного сервиза, расписанного по эскизам художника Маркова. В связи с предстоящим запуском модели в производство возник вопрос о необходимости обеспечения охраны прав предприятия и художника-дизайнера. Юридическая фирма, к которой предприятие обратилось за консультацией, разъяснила, что наилучшим способом охраны было бы признание данной модели промышленным образцом. Однако сделать это невозможно, т.к. рассматриваемое художественно-конструкторское решение внешнего вида изделия не обладает промышленной применимостью, ибо предполагает ручную роспись каждого изделия.

Впрочем, по мнению юридической фирмы, третьи лица все равно не смогут воспользоваться данной разработкой, которая является произведением декоративно-прикладного искусства и не может быть использована без согласия ее автора, т.е. художника-дизайнера.Насколько правильна данная консультация?

Модуль 3.«Интеллектуальные права: распоряжение и защита».

Лекции:

Лекция 6.

Договоры об отчуждении исключительного права. Лицензионные соглашения. Требования к содержанию договоров. Исполнение договоров о передаче исключительного права.

Защита авторских и смежных прав.

Защита прав авторов и патентообладателей.

Защита прав обладателей права на средства индивидуализации участников гражданского оборота и выпускаемой ими продукции (работ, услуг).

Семинары(для очной формы обучения)

Семинар9. Распоряжение исключительными правами

1. Договор об отчуждении исключительного права: понятие, правовая природа, содержание. Особенности заключения договора для отдельных результатов интеллектуальной деятельности.

2. Лицензионный договор: понятие, правовая природа, содержание, виды. Принудительная лицензия, открытая лицензия.

3. Особенности заключения и исполнения лицензионного договора для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности.

4. Договор авторского заказа: понятие, содержание, заключение.Договорная ответственность сторон.

5. Иные способы распоряжения исключительными правами.

6. Способы гражданско-правовой защиты смежных прав: понятие, виды и сущность. Контрафактные экземпляры и их судьба.

7. Защита отдельных видов интеллектуальных прав.

8. Условия и порядок применения мер административной ответственности за нарушение интеллектуальных прав.

9. Уголовно-правовые средства борьбы с нарушениями интеллектуальных прав.

10. Международно-правовая охрана исключительных прав.

11. Задачи:

1) В авторском договоре указано: «Автор передает (обязуется создать и передать). Издательству для издания и переиздания на русском языке свои произведения:..». Получил ли в этом случае издатель исключительные или неисключительные права?

2) Автор передал издательству исключительные права на использование произведения. Через некоторое время у автора возникла идея издать свой авторский диск. Но для включения в диск своих произведений, автор должен был обратиться к издателю – обладателю исключительных прав на эти произведения. Издатель же потребовал с автора за разрешение по 500 долларов за каждое произведение.

Как решить возникший спор? Каким образом необходимо было составить договор, чтобы избежать возникшие для автора неблагоприятные последствия?

3) Авторы учебного пособия «Классическая механика» заключили договор с издательством, не указав в договоре срока выпуска произведения в свет и срока действия договора. По истечении года со дня передачи издательству рукописи авторы поинтересовались, когда же их пособие будет выпущено в свет. Не получив определенного ответа, они передали данное пособие другому издательству, оговорив срок издания. Договор с первым издательством они обещали расторгнуть. Когда авторы сообщили издательству о расторжении договора, издательство им ответило, что поскольку срок в договоре не предусмотрен, это означает, что права на данное пособие переданы издательству навсегда, и создатели пособия больше никакими авторскими правами не пользуются.

Кто в этом споре прав, и как он должен быть разрешен, если авторы обратятся с иском в суд? Каковы существенные условия авторского договора?В чем различие между авторскими договорами о передаче исключительных и неисключительных прав?

4) Издательство «Корона» по договору с закрытым акционерным обществом «Центр эстетического воспитания» (далее – Центр) опубликовало альбом, в котором использовало рисунки студентов художественных вузов, экспонировавшиеся на выставке дипломных работ. От продажи альбома Центр получил прибыль. На просьбу издательства заключить с авторами рисунков, включенных в альбом, авторские договоры на воспроизведение рисунков и выплатить студентам гонорар Центр ответил отказом. Свой отказ он мотивировал тем, что рисунки не являются авторскими произведениями, а представляют собой лишь учебные работы, выполненные в соответствии с учебными программами. Все рисунки выполнялись под руководством преподавателей и поэтому не могут считаться объектами авторского права. Кроме того, по мнению Центра, закон допускает свободное использование произведений изобразительного искусства, постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения, а именно таким местом являлась выставка дипломных студентов вузов.Кто прав? Решите дело.

5) Научно-исследовательский институт (НИИ) по договору с издательством «Базис-М» опубликовал без указания имени автора монографию Круглова «Недобросовестная конкуренция». Считая нарушенными свои авторские права, Круглов обратился в НИИ. Представитель института заявил, что нарушения прав нет, так как, во-первых, книга является служебным произведением Круглова и, во-вторых, Круглов не заключал ни авторского договора с издательством, ни договора с НИИ о выплате вознаграждения.

Круглов предъявил в суде иск к НИИ и издательству о признании договора между ними недействительным, выплате ему авторского вознаграждения и опубликовании в периодической печати информации о том, что авторство на книгу принадлежит ему. При этом Круглов ссылался на то, что хотя книга написана им в рамках его служебных обязанностей как сотрудника НИИ, но сейчас он уволился и занимается предпринимательской деятельностью.

Решите дело.

6) Худяков по договору с телестудией написал музыку для телефильма. После создания и демонстрации телефильма композитор обратился к телестудии за вознаграждением. Однако телестудия ответила отказом на том основании, что вся сумма авторского вознаграждения выплачивается режиссеру-постановщику фильма и распределяется им между всеми авторами, включая композитора, сценариста, оператора-постановщика и художника-постановщика.

Решите дело.

7) Крапивин предъявил в суде иск к производственному кооперативу «Художественные изделия» о взыскании авторского вознаграждения за тиражирование созданного им произведения декоративно-прикладного искусства – напольной вазы. В соответствии с договором кооператив обязывался уплатить Крапивину вознаграждение в размере 1% от отпускной цены каждого экземпляра вазы. В исковом заявлении Крапивин указывал, что созданное им произведение ошибочно отнесено к изделиям утилитарного назначения, имеющим декоративно-прикладной характер.

Решите дело.

8) Инженерам казенного предприятия «Старт» Миронову и Шилову было поручено разработать конструкцию подъемного устройства для погрузки автомобилей на железнодорожные платформы. В результате решения поставленной задачи Миронов и Шилов создали изобретение, патент на который был выдан предприятию. Получив патент, предприятие решило предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Стрела» исключительную лицензию сроком на 5 лет на право изготовления запатентованного подъемника. Цена лицензии ориентировочно составляла 50 тыс. рублей паушально и 7% роялти. Часть паушальной суммы в размере 7 тыс. рублей предприятие «Старт» решило выплатить Миронову и Шилову.

Узнав о планах предприятия, Миронов и Шилов заявили, что они возражают против продажи лицензии, а в случае продажи лицензии помимо их воли настаивают на выплате им половины указанной цены лицензии, включая паушальную сумму и роялти, а также на предоставление им безвозмездной исключительной лицензии.

Решите дело.

9) Муниципальное унитарное предприятие «Комета-плюс» (далее – Предприятие) приобрело у дизайнера Андреевой неисключительную лицензию на право использования промышленного образца. По договору лицензиат обязывался уплатить лицензиару единовременно 5 тыс. рублей и возвратить всю предоставленную документацию по окончании 7-летнего срока действия лицензии. Спустя 5 лет после заключения лицензионного договора, Предприятие в качестве одного из учредителей совместного российско-французского предприятия «Болид» передало право на использование промышленного образца в счет своего вклада в уставный капитал данного предприятия, созданного сроком на 10 лет.

Андреева признала незаконными действия Предприятия и потребовала возмещения причиненных ей убытков. Не получив ответа, Андреева обратилась с иском в суд. При рассмотрении дела в суде выяснилось, что лицензионный договор между Андреевой и Предприятием не был зарегистрирован в установленном порядке.

Решите дело.

10) Спустя два года после получения патента на изобретение, Иванов решил наладить выпуск изделий на базе данного изобретения. На этом основании он отказал в заключении лицензионного договора Петрову, пожелавшему также освоить выпуск патентованных изделий. Петров обратился в Федеральный орган по интеллектуальной собственности с ходатайством о предоставлении ему принудительной исключительной лицензии, поскольку он, как и патентообладатель, намерен после необходимой подготовки начать использование изобретения. Узнав о ходатайстве Петрова, Иванов подал в Федеральный орган по интеллектуальной собственности заявление о предоставлении любому лицу, кроме Петрова, открытой лицензии на свое изобретение.

Решите дело.

11) Начинающий автор Пресняков опубликовал свое произведение «Адский рейд» на страницах районной газеты. Произведение было опубликовано под псевдонимом Генри Д. Престон. Через некоторое время Пресняков обнаружил издание его «Адского рейда» в серии «Шедевры мировой фантастики», выпущенной в свет петрозаводским издательством «Лик». Позже было установлено, что московское издательство «Пилигримм» напечатало повесть Преснякова в сборнике «Мифы Вселенной», указав, что перевод с английского выполнял С.А. Тереженко. Наконец, в Эстонии повесть Преснякова переименовали в «Пятнадцать отважных» и автором указали известного английского фантаста Морфея Лейнстера.

Какие допущены нарушения прав автора и каковы меры их защиты?

12) В РАО поступило заявление от автора романа. В заявлении указывалось, что концертная организация без согласия автора переработала роман в литературную композицию для публичного исполнения с эстрады. Исполнение состоялось уже дважды. Узнав об этом, автор романа категорически запретил дальнейшее использование данной композиции, т.к. чтецы используют произвольно взятые из произведения отрывки детективного плана, не думая о содержании романа, об основных образах и мыслях автора.

Концертная организация считает, что она не допустила нарушения каких-либо прав автора романа, т.к. использует отрывки из романа без их изменений. Роман для того и опубликован, чтобы все могли его свободно читать (целиком или частями – это дело читателя).

Допущены ли в данном случае нарушения прав автора? Если допущены, то каковы способы их защиты?

13) На ряде предприятий С.-Петербурга выпускаются изделия с использо­ванием произведений декоративно-прикладного искусства, созданных в одних случаях штатными, а в других — нештатными художниками.

Одни предприятия выплачивают вознаграждение только нештатным художникам, с которыми заключены договоры. Штатным художникам от­казывают в выплате вознаграждения, ссылаясь на то, что они выполняли работу за полученную зарплату. Другие предприятия отказывают в вы­плате вознаграждения и нештатным художникам, ссылаясь на то, что их произведения опубликованы и они уже получили соответствующее воз­награждение.

В соответствии с какими положениями действующего законодатель­ства могут быть защищены интересы художников?

14) В РАО поступило заявление от автора романа. В заявлении указыва­лось, что концертная организация без согласия автора переработала ро­ман в литературную композицию для публичного исполнения с эстрады. Исполнение литературной композиции состоялось уже дважды. Узнав об этом, автор романа категорически запретил дальнейшее использование данной композиции, так как чтецы используют произвольно взятые из произведения куски детективного плана, не думая о содержании романа, об основных образах и мыслях автора.

Концертная организация считает, что она не допустила нарушения ка­ких-либо прав автора романа, так как использует отрывки из романа без их изменений. Роман для того и опубликован, чтобы все могли его сво­бодно читать (целиком или частями – это дело читателя).

Допущены ли в данном случае нарушения прав автора? Если допуще­ны, то каковы способы их защиты?

Учитывая разнохарактерность интеллектуальных прав и возможные случаи их нарушения, необходимо обратить внимание на судебный порядок защиты таких прав и иметь ввиду, что защита может быть осуществлена посредством обращения как в арбитражный суд, суд общей юрисдикции, так и в суд по интеллектуальным правам.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 511.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...