Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные новобразования психического развития в подростком возрасте.




1. Центральное новообразование подростничества — «чувство взрослости» —чтобы относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому.

2. Развитие самосознания (формирование «Я—концепции»).

3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, форми­рование самоанализа.

4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные пере­живания, интерес к противоположному полу.

5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, не­уравновешенность.

6. Заметное развитие волевых качеств.

7. Формируется идеал личности.

8. Потребность в самоутверждении и в самосовершенствова­нии, в деятельности, имеющей личностный смысл.

Младший подростковый возраст характеризуется возрастанием познавательной активности (“пик любознательности” приходится на 11 — 12 лет), расширением познавательных интересов.

В отечественной психологии в рамках системно-функционального подхода считается, что в подростковом возрасте центральной функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Изменения в когнитивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей действительности, а также на развитие личности в целом. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения, Увеличивается объем памяти, избирательность. Причины неуспеваемости в средних классах связаны с отсутствием адекватной мотивации учения, со смещением акцентов на формальные элементы учебной деятельности. Решающее значение для развития теоретического мышления и логической памяти имеет организация и мотивация учебной деятельности в средних классах школы, содержание учебных программ, система методов подачи учебного материала и контроля за его усвоением.

Психологические особенности зрелости (взрослости)

Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогенеза Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости: — ранняя взрослость (молодость), — средняя взрослость,

— поздняя взрослость (старение и старость). признаки взрослости:

— новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием; — способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям; — преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других;— некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.); — социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости. Понятия “взрослость” и “зрелость” не тождественны. Зрелость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состояние духа “акме”, что означает “вершина”, высшая ступень, цветущая пора. В теории Э. Эриксона зрелость — это возраст “совершения деяний”, наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе. Главные линии развития человека средних лет — это генеративностъ, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность — стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким. Работа и забота — добродетели зрелых людей. В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека. Чтобы совершенствоваться, продвигаться в направлении самоактуализации, нужно помнить прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упорного труда над собой:

— необходимо стремиться самозабвенно отдаваться переживаниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрации позы, маски, психологической защиты;

— в каждый момент жизни делать выбор, ведущий к личностному росту, через преодоление страха и стремления к безопасности;

— прислушиваться к внутреннему голосу, дать возможность проявиться своей самости, начиная с самых простых вещей (вроде доверия своему собственному вкусу при оценке кушанья или напитка) ;

— быть честным с самим собой и принимать на себя ответственностъ; не бояться не понравиться другим людям; — необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (как бы ни было это болезненно) от психологических защит, понять свои потенциальные возможности и желания.

Психологические особенности старости и процесса старения.

Этот период часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три группы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители.

Геронтология — область знаний о старении человека. Ста­рость есть завершающий этап жизни человека. Переходным со­стоянием от зрелости к старости по возрастной периодизации жизненного цикла человека некоторые авторы считают пожилой возраст. Люди этого возраста уже не так сильны физически, общий за­пас энергии у них становится существенно меньше. Ухудшаются деятельность сосудистой и иммунной систем. Утрачивается жи­вость тканей организма. В развитии когнитивной сферы происходят изменения Больше всего страдают интеллектуальные функции, требующие скорости процессов. Изменения в эмоциональной сфере: неконтролируемое усиле­ние аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погруже­нию в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями. Пожилые мужчины становятся более пассивными, а женщи­ны — более агрессивными, практичными, властными. В аффективной сфере из-за потери красочности и яркости новых впечатлений наблюдается привязанность к прошлому, власть воспоминаний. Пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые, они думают о смерти час­то, но с поразительным спокойствием. Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в общест­ве, оказывая влияние на развитие мотивационной сферы пожи­лых людей.Мотивация 60-летнего человека: потребность в самореализа­ции, созидании и передаче наследства.После 70 лет на передний план выходит другая проблема — поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. Проявляется интерес к коллекционированию, занятиям музы­кой, живописью и т. п.Семейные отношения дают человеку ощущение защищенно­сти, стабильности и прочности, во многом определяют радости и горести пожилого человека. «Я-концепцией» в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между собы­тиями собственной жизни. Позитивная и деятельная «Я-концепция» обеспечивает про­должение личностного развития и оптимистический подход к жизни в поздние годы, позволяет притормозить физическое старение. Резко возрастает в пожилом возрасте интерес к религии. Ведущими факторами развития продуктивного старения явля­ются самоактуализация «Я» и ориентация на творческую актив­ность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...