Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормативные возрастные кризисы развития в и подростковом возрастах: особенности протекания.




Кризис новорожденности

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период кризисам новорожденности.Причины кризиса новорожденности:— физиологические (отделяет­ся от матери. попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность— психологические (психика новорожденного ребенка пред­ставляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, кото­рые помогают ребенку в первые часы его жизни).Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими («цеплятельный») Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни.

Кризис первого года жизни

С появлением первых слов и ходьбы начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрас­том (0—1) и ранним детством (1—3) существует переходный пе­риод, который называется «кризис 1 года».Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффектив­ные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запре­щает делать. Ребенок становится беспокойным, появляются про­явления самостоятельности.Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возмож­ностями, которыми ребенок обладает. Возможности пока явля­ются недостаточными для удовлетворения потребностей.Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, которую Л. С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает «взрослые» слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав — собака, тити — часы).

Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни.

Кризис трех лет

Кризис трехлетнего возраста— этап онтогенеза, сопровождаю­щийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.Одной из характерных особенностей этого возраста являются возникающие у ребенка после двух лет негативизм, упрямство, непослушание, строптивость, т. е. симптомы, которые составля­ют кризис трехлеток. Проявление этих реакций можно, по всей видимости, рассматривать как зарождение потребности в призна­нии, уважении, так как, по словам Л. С. Выготского, ребенок на­стаивает не по содержанию желания, а потому, что он сказал. Действительно, одним из первых слов детского словаря в этом возрасте является слово «нет». Оно позволяет ребенку выразить свое несогласие, нежелание, дает ему возможность сопротив­ляться желанию родителей делать все за него, выразить свое пра­во на самостоятельность, автономию.Отделение себя от других людей, сознание собственных воз­можностей через чувство овладения телом, ощущение себя ис­точником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка к взрослому. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выпол­нять такие же действия, быть таким же независимым и самостоя­тельным. Ощущать себя источником своей воли — важный момент в развитии самопостижения.Л. С. Выготский описывает характеристики кризиса 3 лет.Первая из них — негативизм. Ребенок дает негативную реак­цию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек .Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реак­ция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрос­лым и требует, чтобы с его мнением считались. Третья характеристика— обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого рань­ше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать люби­мую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются ста­рые привязанности к вещам), и т. п. строптивость —направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков).Своеволие — т. е. ребенок хочет делать все сам; Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с роди­телями; Деспотизм диктует свое поведение.

Кризис подросткового возраста

В 12—14 лет в психологическом развитии многих детей насту­пает переломный момент, известный под названием «подростко­вого кризиса». Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор жела­нию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замк­нутости и т. д. Подростковый кризис — пик переходного периода от детства к взрослости. Следует оговориться, что бывают случаи бескри­зисного развития ребенка. Чаще всего это происходит тогда, ког­да взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения их потребностей перестраивают свои от­ношения с ними таким образом, чтобы те могли удовлетворить свои новые потребности. Иногда же бескризисное развитие яв­ляется лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, и также в силу тех или иных причин смеща­ется во времени. Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет) большей продолжительностью. Л. И. Божович считает, что это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подрост­ков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные.На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы: постоянный конт­роль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых под­росток всеми силами стремится освободиться, считая себя доста­точно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и дей­ствовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние за­преты, привычка подчиняться взрослым и др.).В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью про­исходить изменения, связанные с ростом организма. В этом слу­чае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем случае он взывает о помощи, обращаясь к близким взрослым.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...