Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Урок 2. «О силе духа и слабости»




Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.

Цель урока: воспитывать у детей понимание приоритета духовных ценностей.

Задачи урока:

- формировать представление о качествах, необходимых для достижения успеха.

Тип урока: беседа.

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций), мозговой штурм (брейнсторм), игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация о жизни Роберта Хога.

 

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.

1. Беседа о том, что такое «успех» и «успешный человек».

Детям предлагается ответить на вопрос:

- Ребята, что такое успех?

- Какого человека можно назвать успешным?

Педагог подводит детей к мысли, что успех - это состояться в профессии, заниматься любимым делом, иметь семью и детей.

2. Игра «Мяч».

Педагог предлагает детям передать друг другу мяч, закончив фразу «Успешный человек должен быть …». Он акцентирует внимание ребят на том, что они должны называть то, что считают необходимым для достижения успеха.

Качества, называемые детьми педагог записывает на доске.

3. Дискуссия «Является ли красивая внешность, стройная фигура, физическая сила залогом успеха?»

Далее детям предлагается порассуждать: «Является ли красивая внешность, стройная фигура, физическая сила залогом успеха?»

Основной этап – 30 минут.

4. Игра «Найди форму»

Педагог делит детей на группы и предлагает каждой группе назвать, где в школе можно видеть форму:

– шара;

– прямоугольника;

– круга;

- квадрата.

После ответов детей им предлагается ответить на вопрос: «В поисках ответа вам было важнее быстро бегать или быстро вспоминать? Ловко двигаться или хорошо думать?»

5. Прослушивание рассказа о жизни австралийца Роберта Хога[8].

Рассказ.

Когда австралиец Роберт Хог (RobertHoge) появился на свет, его мама с трудом заставила себя посмотреть в лицо сыну. Целую неделю женщина оставалась в больнице, отказываясь брать сына на руки и забирать его домой. «Он такой уродливый,» — со слезами говорила она сестре. Она решила, что откажется от него. Она даже жалела, что сын не умер до рождения…

Роберт родился с гигантской опухолью на лице, недоразвитыми ногами и несколькими другими врожденными дефектами. С тех пор прошло 44 года. И кто бы мог подумать, что отношения сына и матери, начавшиеся с того, что она сама желала ему смерти, так изменятся. Всю жизнь Роберт благодарил маму за то, что та нашла в себе силы справиться с потрясением. Для него она стала вдохновением.

Около месяца Роберт был отказником. Только когда вся семья собралась вместе, чтобы поговорить с матерью, та решила забрать домой своего пятого ребенка, который стал для нее таким разочарованием. Но годы шли, мальчик рос. Вскоре женщина разглядела за неприятной внешностью своего сына. И полюбила его.

Это было задолго до расцвета пластической хирургии, и вся семья понимала, что из-за своей внешности Роберт всю жизнь будет предметом неприязни и насмешек.

Вся семья защищала своего младшего, они старались не давать Роберта в обиду никому. При первой возможности они нашли хирурга, который согласился удалить опухоль на лице мальчика. Для этого врачам пришлось полностью удалить его нос, который они восстановили, используя хрящевую ткань из больших пальцев ног Роберта.

Недоразвитость обеих ног была одним из врожденных дефектов Роберта, который врачам так и не удалось исправить. Семья приняла решение ампутировать обе ноги сына, чтобы он научился ходить на протезах.

Однажды Роберт нашел дневник матери, в котором она когда-то записывала свои собственные мысли, советы врачей. Когда-то в отчаянии она написала все, что думала о новорожденном сыне. «Я ничего к нему не чувствую!» — прочитал Роберт. Эти слова тогда поразили его в самое сердце. Мысль, что мать хотела избавиться от него, не давала Роберту покоя.

Много лет спустя он скажет, что долгое время мучился, понимая, что был обузой для родной матери. Но однажды заставил себя посмотреть на все с другой стороны: «В какой-то момент все вдруг встало на свои места. Я подумал: моя жизнь похожа на кино. В ней есть несколько грустных моментов. Но конец обязательно будет счастливым».

Сегодня 44-летний Робрерт, известный и успешный человек, говорит о своей матери только самые теплые слова. Он навсегда запомнил ее «замечательной, любящей, заботливой».

Роберт и его жена Кэти живут в Виннаме, Австралия. Они воспитывают двух дочерей, которых папа просто обожает.

Несмотря на свою внешность и отсутствие ног, Роберт никогда не давал себе поблажек. Он получил образование, работал журналистом. Сегодня он известный писатель.

В 2013 году вышла автобиография Роберта под названием «Ugly» — уродливый. В своих книгах и выступлениях Роберт пытается на собственном примере показать, насколько мы зависим от того, что подумают другие о нашей внешности, и как эта зависимость губит нас. «Владей своим лицом» — так называется выступление Роберта в знаменитом проекте TEDx.

Роберт признается, что ему часто предлагали «подправить» внешность. Но успешный писатель и счастливый отец недоумевает, зачем ему это. Он и без этого добился в жизни всего, о чем мечтал. Главное, уверяет Роберт, это поддержка близких — с ней возможно все! Он бесконечно благодарен своей матери за то, что она не пошла на поводу у своего страха, забрала его домой и дала ему шанс написать счастливый конец к закрученному сюжету своей жизни.

После прослушивания рассказа педагог предлагает детям ответить на вопросы: Как вы думаете, можно ли Роберта Хога назвать успешным человеком? Какие качества помогли ему стать успешным?

Заключительный этап 5 минут

6. Игра «Волшебный клубочек».

Дети стоят в кругу, педагог предлагает, кладя руку на плечо рядом стоящему, рассказать о том, что он сегодня узнал и какие выводы для себя сделал.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что достижение успеха зависит от силы духа человека, его стремления быть полезным людям.

 

Урок 3. «Слышать глазами»

Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.

Цель урока: формировать у детей представления об особенностях людей с нарушениями слуха и способах общения с ними.

Задачи урока:

- формировать представление о способах общения с помощью языка жестов;

- обучать этикету общения с людьми с инвалидностью по слуху;

- практическое овладение умением здороваться, представляться на языке жестов.

Тип урока: беседа.

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, мастер-класс, игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, видеозапись (при необходимости) урока жестового языка.

 

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.

1. Мини-лекция.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о тех людях, которые частично или полностью утратили возможность слышать мир вокруг них.

Человек может потерять слух частично или полностью в любом возрасте. Это может быть, как врожденный дефект, так и приобретённый. По данным Всемирной федерации глухих, число неслышащих людей в мире около 70 миллионов (или 0,1 процент от населения), однако лиц со сниженным слухом, например, по возрасту, значительно больше – до 10%. Причины, приводящие к частичной или полной потере слуха разнообразны.

Причинами нарушения слуха могут послужить особенности строения слухового анализатора, химические отравления, родовые травмы, а также механические травмы - ушибы, удары, акустические воздействия сверхсильными звуковыми раздражителями, контузии при взрывах, заболевания.

Если у человека имеется остаточный слух, его называют слабослышащим, а в случае практически полного отсутствия слуха – относят к глухим. При нарушении слуха у ребёнка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью.

Многие слабослышащие школьники для более полного понимания обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых.

Самостоятельная речь людей с нарушением слуха тоже имеет особенности. Из-за того, что они не слышат речь окружающих и не могут услышать изменения в интонации, паузы, логические остановки часто их речь монотонная и эмоционально невыразительная. А иногда и трудная для восприятия. Но вслушиваясь в их речь, проявив терпение постепенно человек привыкает к такой речи и уже не испытывает затруднений при общении с человеком с нарушением слуха.

Чтобы слабослышащий человек мог вас понять, нужно говорить четко, не быстро, не прикрывая рот, чтобы ваше лицо было видно собеседнику.

Также педагог рассказывает о том, что людям с потерей слуха помогают врачи, для них изобрели протезы – слуховые аппараты, которые внешне почти незаметны и человек выглядит практически здоровым. Но с этим аппаратом нужно очень аккуратно обращаться и ни в коем случае его не мочить.

Основной этап – 30 минут.

2. Игра «Ты и я вместе».

Детям предлагается прочувствовать ограничения, которые испытывает человек с инвалидностью по слуху. Для игры класс разделяют на пары. В каждой паре детей один из них надевает беруши, а второй получает задание, которое должен донести до своего напарника.

По окончании игры проводится обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

- Что ты чувствовал?

- Что ты делал?

- Было ли тебе трудно?

- Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало?

- Нужна ли тебе была помощь?

Педагог подводит детей к выводу о том, что при общении с людьми с нарушениями слуха важно смотреть в глаза, не следует прикрывать лицо и рот руками, чтобы глухой человек смог видеть артикуляцию, следует говорить спокойно и четко, короткими, простыми фразами, не следует кричать, так как крик искажает артикуляцию и воспринимать речь становиться тяжелее. При привлечении внимания неслышаших следует помнить о том, что безрезультатно кричать глухому «Вернись» или звать по имени. Для привлечения внимания можно использовать махание рукой, но не близко перед лицом.

Также педагог акцентирует внимание детей на том, что иногда людям бывает трудно понять друг друга и для того, чтобы лучше понять друг друга существует язык жестов.

3. Практикум. Знакомство с жестовым языком.

Педагог сообщает детям, что язык жестов состоит из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Владение языком жестов помогает людям быть ближе и лучше понимать друг друга.

Далее детям предлагается изучить некоторые общеупотребительные жесты, которые можно использовать при общении с человеком с нарушением слуха.

Дети упражняются в приветствии и представлении себя в коротком рассказе о том, что они любят делать, на языке жестов с помощью педагога.

4. Игра «Подарок» (вариант игры в «Ассоциации»)

Дети стоят в кругу спинами к центру. Одному из детей предлагается задумать, что он хочет подарить другу. Он «задуманное» показывает жестами своему соседу справа, не произнося ни слова. Тот также жестами – своему соседу справа и так до тех пор, пока подарок не вернется к дарящему. Тогда даритель говорит, что он задумал и что к нему пришло.

Далее педагог формулирует вывод о том, как важно точно передавать смысл сказанного, чтобы тебя точно поняли.

Заключительный этап 5 минут.

5. Игра «Волшебный клубочек».

Дети стоят в кругу, педагог предлагает, кладя руку на плечо рядом стоящему, рассказать о том, что он сегодня узнал и какие выводы для себя сделал.

Педагог подводит детей к выводу о том, что инвалидность по слуху создает ограничения, но применение технических приспособлений, использование жестового языка помогает людям лучше понимать друг друга.

 

Домашнее задание дается для группового выполнения (5-4 детей): составить памятку по общению с людьми с нарушениями слуха.

 

КЛАСС

Урок 1. «Верить в себя»

Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.

Цель урока: формировать у детей представления об особенностях людей с инвалидностью.

Задачи урока:

- формировать представление о возможностях людей с инвалидностью;

- формировать представление о том, что люди с инвалидностью могут добиваться значительных успехов благодаря своим личностным качествам.

Тип урока: беседа.

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций), игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация о жизни Алексея Ашпатова.

 

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.

1. Дискуссия «О мечте».

Детям предлагается порассуждать над словами Гарриет Табмен, слабовидящей американской аболионистки (борца против рабства) - «Не позволяйте проблемам управлять вами. Будьте ведомыми вашими мечтами».

Педагог подводит детей к мысли, что для того, чтобы мечта осуществилась необходимо упорно работать и верить в свои силы несмотря на трудности, которые встречаются на пути к мечте.

Основной этап – 30 минут.

2. Прослушивание рассказа о жизненной истории Алексея Ашпатова[9].

Рассказ.

«Лёша Ашпатов был настоящим богатырём. В 18 лет «вымахал» под 2 метра ростом, стал профессионально заниматься спортом. Он мечтал стать олимпийским чемпионом. Тренеры тоже пророчили ему прекрасную карьеру.

Но однажды на свадьбе у друзей Алексея был ранен ножом в ногу. Он потерял много крови и в результаты из-за гангрены нога была ампутирована. Известие о том, что он остался без ноги, сперва повергло его в шок. Но он ещё в больнице он начал думать, что необходимо собраться с духом и продолжать жить полноценно: «Ведь с этой потерей жизнь не закончилась! Я остался жив!». В этом ему помогли близкие люди и люди, которые просто оказались с ним рядом.

Несмотря не неутешительные прогнозы врачей о долгой реабилитации Алексей уже через месяц участвовал в соревнованиях по армрестлингу.

Восстановление действительно было очень долгим и трудным, но Алексеем двигала мечта – стать олимпийским чемпионом и вера в собственные силы. Алексей пробовал по очереди разные виды спорта – плавание, настольный теннис, армрестлинг. На соревнованиях по армрестлингу выступил очень удачно, стал серебряным призёром чемпионатов мира в Японии и Южной Африке.

Но выбрал Алексей легкую атлетику. Благодаря вере в себя, упорному труду и стойкости характера он стал чемпионом и рекордсменом летних Паралимпийских игр, чемпионом мира, чемпионом Европы, десятикратным чемпионом России по лёгкой атлетике».

После прослушивания рассказа педагог предлагает детям ответить на вопросы: Как вы думаете, какую роль сыграли окружающие Алексея люди на его пути к званию паралимпийского чемпиона? Какие качества помогли ему достичь своей мечты? Каких еще людей с инвалидностью вы знаете, которые несмотря на трудности достигли своей мечты и изменили мир к лучшему? Кто из вас умеет ездить на велосипеде? А кататься на коньках? … как вы думаете, смогли бы вы научиться, если бы не перестали бояться и сомневаться, а поверили, что вы сможете? В каких еще делах важно верить в свои силы? …

Верить в себя, в свои силы важно не только паралимпийским чемпионам. Ведь многие люди добиваются гораздо больших успехов в жизни и без титулов.

Человека с инвалидностью называют еще человеком с ограниченными возможностями. Как вы думаете, если бы Алексей смирился со своими ограничениями и с тем, что не сможет их преодолеть, он добился бы успеха в жизни?

Каких еще людей с инвалидностью вы знаете, которые, несмотря на трудности, достигли своей мечты и изменили мир к лучшему?

Заключительный этап - 5 минут

3. Подведение итогов.

Дети стоят в кругу, педагог предлагает рассказать о том, что они сегодня узнали и какие выводы для себя сделали.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что наличие инвалидности не влияет достижение мечты. Многие люди с инвалидностью являются примером для других людей, благодаря своей силе духа и стойкости характера. Они вдохновляют других людей!

 

Домашнее задание: просмотр фильма «Через тернии к звездам», режиссер Павел Родионов.

 

Урок 2. «Видеть руками»

Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.

Цель урока: формировать у детей представления об особенностях людей с нарушениями зрения и способах общения с ними.

Задачи урока:

- формировать представление о взаимодействия и сопровождения человека с нарушение зрения;

- обучать этикету общения с людьми с инвалидностью по зрению;

- практическое ознакомление с особенностями восприятия окружающего мира слабовидящими людьми и осуществлением ими бытовых действий.

Тип урока: беседа.

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, мастер-класс, игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация, раскрывающая особенности зрения слабовидящих, очки-симуляторы по комплекту на каждую группу обучающихся, плакаты (при необходимости) для рассматривания.

 

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.

1. Мини-лекция.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о тех людях, которые частично или полностью утратили возможность видеть мир вокруг них.

В зависимости от остроты зрения одни из инвалидов по зрению совсем ничего не видят, другие могут видеть только свет, третьи – свет и цвета окружающих предметов, четвертые – только движения руки перед лицом, пятые – могут видеть на очень близком расстоянии предметы.

Бывает и так, что у человека такое нарушение зрения, что они видит все как будто через трубочку (трубчатое зрение) или видит только то, что справа или слева (половинчатое зрение) или только то, что находится ниже/выше их поля зрения, иногда не видят то, что расположено посередине, или не видят отдельные участки.

Такие проявления нарушений зрения часто требуют от людей с инвалидностью по зрению значительных усилий при выполнении повседневных действий и часто являются причиной своеобразного поведения инвалидов по зрению (потряхивания головой, постоянные повороты головы и т.д.). Своеобразное поведение инвалидов по зрению, вызванное необходимостью дополнить картину видимого, часто со стороны воспринимается как «странное поведение» незрячих людей, их ненормальность, даже как интеллектуальная недостаточность. При этом сами инвалиды, как правило, не знают о внешних проявлениях последствий своего нарушенного зрения, если кто-то об этом не сказал.

Но, например, для того чтобы не упасть, человек с трубчатым зрением при входе в комнату опускает голову, чтобы посмотреть себе на ноги, или человек с половинчатым зрение начинает поворачивать голову вправо/влево или вверх/вниз, пытаясь заполнить пропущенные в восприятии участки.

Хотя, например, человек с трубчатым зрением видя все как будто сквозь узенькую трубочку в тоже время может рассмотреть даже мелкие детали чего-либо, если он близко стоит и взгляд инвалида упал именно на них. Например, пуговицы на блузке собеседника, серьги. Однако все остальное пространство человек не увидит, если не будет интенсивно поворачивать голову.

Многие из людей с нарушением зрения страдают либо светобоязнью (их глаза просто закрываются при ярком свете, очень белом снеге, ярком солнце), либо куриной слепотой (нарушением темновой адаптации, то есть при хорошем освещении плохо, но видят, а в сумерках ничего не видят, кроме огоньков). Это приводит к ухудшению зрительного восприятия и трудностям передвижения в темное время суток, при плохом освещении, в пасмурную погоду.

Основной этап – 30 минут.

2. Практикум «Имитация».

Детям предлагается прочувствовать ограничения, которые испытывает человек с инвалидностью по зрению. Для этого класс разделяют на группы по 4-5 человек. Каждой группе детей выдаются очки-симуляторы нарушений зрения. Внутри группы каждый из детей должен надеть разные виды очков, чтобы на себе ощутить тот или иной дефект зрения и особенности восприятия пространства при нем. Задача остальных детей понаблюдать за изменением поведения товарища и обратить на появление своеобразного поведения, направленного на изучение воспринимаемого объекта.

При выполнения данного упражнения рекомендуется создать максимально новую обстановку для организации изучения окружающего пространства.

По окончании практикума проводится обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

- Что ты чувствовал?

- Что ты делал?

- Было ли тебе трудно?

- Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало?

- Нужна ли тебе была помощь?

Педагог подводит детей к выводу о том, что при общении с людьми с нарушениями зрения важно давать словесные пояснения, предметы для осязания, всегда называть себя и представлять своих собеседников, а также остальных присутствующих, при желании пожать руку инвалиду по зрению, необходимо сообщить ему об этом.

Он также акцентирует внимание ребят на том, что наличие очков у инвалида по зрению облегчает восприятие, но не решает проблем, вызванных низким зрением, поэтому на все просьбы, связанные с использованием зрения, следует отвечать так же, как и тотально слепому человеку.

3. Игра «Слепой скульптор».

Педагог делит детей на команды по три человека. Первому из детей завязывают глаза. Второй должен из третьего «слепить» скульптуру. Затем ребенок с завязанными глазами должен из второго «слепить» то же, что тот слепил из третьего.

4. Игра «Слушаем тишину».

Педагог предлагает детям закрыть глаза и прислушаться к тишине и попытаться услышать малейшие звуки (в течение 2 минут).

Затем детям предлагается рассказать о том, что они услышали и о своих ощущениях от игры.

5. Игра «Я могу».

В ходе этой игры дети на себе ощущают трудности, с которыми сталкиваются люди с нарушением зрения в быту, при выполнении простейших действий.

Педагог предлагает детям с завязанными глазами: налить воду в стакан, найти нужный продукт, определить положение других людей в комнате, требуемый предмет среди других.

Далее педагог предлагает детям подумать, что помогает людям с нарушениями зрения ориентироваться в быту. Рассмотреть различные устройства, которые предназначены для помощи в быту людям с нарушениями зрения.

Он также акцентирует внимание ребят на применение технических средств реабилитации, помогающих людям с нарушением зрения самостоятельно передвигаться (очки, трости).

Заключительный этап - 5 минут

6. Подведение итогов.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что инвалидность по зрению создает ограничения, но применение технических средств реабилитации, использование других анализаторов помогает людям вести обычную жизнь.

 

Домашнее задание дается для группового выполнения (4-5 детей): составить список игр, в которые можно играть с ребятами с нарушением зрения.

 

Урок 3. «Учиться вместе»

 

Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.

Цель урока: воспитывать у детей человеколюбие, чувство доброты и сопереживания, внимания к окружающим.

Задачи урока:

- формировать представление о возможностях людей с инвалидностью;

- дать представление об инклюзивном образовании.

Тип урока: беседа

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций), дебаты, игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация о жизни Дженнет Базаровой.

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети стоят в кругу.

1. Игра «Передай движение по кругу»

Педагог предлагает детям «передать» друг другу рукопожатие и сказать: «Привет!», затем жестами сообщить что-нибудь о том, что происходило с ним сегодня. Игра продолжается до тех пор каждый не выполнит движение.

Далее педагог предлагает детям ответить на вопросы:

- Было ли тебе приятно и весело играть в эту игру с друзьями?

- Что вам особенно понравилось?

- Как бы отнесся к тому если бы у тебя не было возможности играть и учиться вместе с друзьями?

Педагог подводит детей к выводу, что учиться и играть вместе это весело и увлекательно.

2. Игра «Сходство -различие»

Педагог предлагает детям разбиться на пары, внимательно рассмотреть друг друга в течение 1 минуты и найти не менее трех различий. Затем каждый ребенок должен назвать имя своего партнера по игре и выявленные отличия, закончив фразу «(Имя ребенка) я отличаюсь от тебя…».

Затем детям опять предлагается посмотреть друг на друга в течение 1 минуты и найти сходства. По окончании времени каждый из детей рассказывает о том, что ему удалось отметить.

Далее педагог предлагает детям ответить на вопросы:

- Было ли тебе приятно и весело играть в эту игру с друзьями?

- Что вам особенно понравилось?

В конце игры педагог подводит детей к выводу о том, что все люди разные, но им все равно приятно быть вместе, играть, учиться.

Основной этап – 30 минут.

3. Дебаты

Класс делится команды по 4-5 человек.

Каждой команде даются таблички с надписями «верю» и «не верю».

Далее педагог произносить разные утверждения, например: «У всех девочек длинные волосы»

Задача детей обсудить предлагаемый тезис и принять решение – какую табличку поднять «Верю» или «Не верю». Свой выбор ребята должны обосновать.

Утверждения:

Неслышащие могут петь.

Люди на колясках могут танцевать.

Незрячий человек может работать на компьютере.

Незрячий человек может ходит по городу один.

Только высокие люди могут играть в баскетбол.

Человек с ментальной инвалидностью никогда не получит профессию.

Инвалид, передвигающийся на коляске не может быть моделью.

У всех девочек длинные волосы.

У мальчиков серые глаза.

Только высокий человек может играть в баскетбол.

Педагог подводит детей к выводу о том, что все люди разные и имеют разные возможности. В том числе и люди с инвалидностью имеют разные возможности и могут сделать очень много.

4. Прослушивание истории о жизни Дженнет Базаровой[10].

«Дженнет родилась в Туркмении. У Дженнет несовершенный остеогенез. При этом генетическом заболевании ребенок рождается c хрупкими костями, которые чуть что ломаются — от неловкого движения или неудачного прикосновения. К 14 годам у Дженнет десятки переломов, она и сама не помнит, сколько именно. У нее одна рука очень тоненькая — из-за того, что мало двигается, а вторая неестественно широкая — из-за разрастания костной ткани. То же самое с ногами. Дженнет с двух лет она не ходит, а только ползает или передвигается на инвалидной коляске.

Таких людей как Дженнет в мире всего 12 человек.

Несмотря на «хрупкие» кости Дженнет ходит в обычную школу. С первого класса пока Дженнет была на уроках мама ждала ее в коридоре, чтобы на переменах поднимать и спускать коляску с этажа на этаж. Тогда еще не было школ с лифтами и подъемниками, специально оборудованными туалетами и т.д.

Сейчас Дженнет учится в школе с художественным уклоном рядом с домом и пишет картины для благотворительных аукционов.

Дженнет проводит в школах «Уроки доброты» в школах. Такие какой сегодня у нас с вами. На них она рассказывает о себе, о своем заболевании и о том, как важно ребятам с инвалидностью быть рядом со своими сверстниками.

Дженнет говорит: «Мне всегда задают очень много вопросов. И в школе, и на «уроках доброты». Спрашивают — что случилось, почему я в коляске? А как я сплю? Как я моюсь? Спрашивают с интересом и удивлением. На улице маленькие дети показывают на меня пальцем, подходят и толкают коляску. Родители сразу одергивают их, шепчут им что-то на ушко. Мое заболевание очень редкое. Никто о нем не знает. А я всегда все объясняю. Про хрупкость костей, про операции, про то, что сплю я как все люди».

После прослушивания рассказа педагог предлагает детям ответить на вопросы: Почему Дженнет хочет учиться в обычном классе? Почему для ребят, не имеющих инвалидности важно, чтобы в их классе учились ребята с инвалидностью? Что надо сделать, чтобы всем было комфортно учиться вместе?

Заключительный этап - 5 минут

5. Игра «Снежный ком».

Дети стоят в кругу, педагог предлагает, ребенку, стоящему рядом, продолжить фразу «Учиться вместе хорошо, потому что …». Затем ребенок, стоящий рядом с ним повторяет уже сказанное и добавляет слова во фразу.

6. Подведение итогов.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что наличие инвалидности не является преградой в получении образования. Каждый ребенок вместе с родителями может выбрать, где ему лучше учится: в обычной школе, в интегрированном классе или в специальной школе. Важно, помнить, что инвалидность не являются помехой для дружбы и общения между людьми.

 

Домашнее задание дается для группового выполнения (4-5 детей): составить список игр, в которые можно играть с ребятами с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 

КЛАСС










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...