Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бывший хозяин получает право на наследство вольноотпущенника при любых видах освобождения.




Например, хозяин освободил своего раба сиюминутно, сказав ему: «Ты свободен!»Или освободил его при определенных условиях, сказав, например: «Если Аллах исцелит моего больного родственника, то ты свободен».Если это условие претворяется в жизнь, то раб становится свободным.

Или, например, хозяин говорит своему рабу: «Ты свободен после моей смерти».Или, например, рабыня рожает ребенка от своего хозяина и после его смерти становится свободной.

Или, например, раб был освобожден на основании договора о выкупе. [Например, хозяин сказал ему: «Если ты выплатишь мне 1000 дирхемов, то ты свободен»].

Аллах Всевышний сказал: «Заключайте(договор об освобождении)с ними[с рабами], если знаете, что в них есть добро».—[Сура ан-Нур, аят 33].

Или, например, хозяин сделал что-то дурное в отношении раба [бил его по лицу или мучил огнём], затем он освобождает раба* и получает право на его наследство.

*[Сказал ан-Науауи, да помилует его Аллах: «Мусульмане единогласны в том, что необязательно освобождать раба после причинения ему увечий. Однако это желательно, чтобы нанесший увечья получил надежду на искупление своего греха». См. «Шарх Сахих Муслим», 6/143].

Сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Искуплением греха человека, который ударит своего раба в наказание за то, чего тот не совершал, или даст ему пощёчину, должно послужить освобождение этого раба». — [Муслим, 1657].

Также указание на это содержится в хадисе Му‘ауии ас-Сулями, который приводится в достоверном сборнике имама Муслима (№ 537).

Или, например, хозяина попросили освободить своего раба за деньги, и тот согласился. Например, ему сказали: «Освободи своего раба, а я заплачу тебе за это столько-то и столько-то».

Или, например, человек захватил в рабство своего родственника [например, определенного своего потомка или предка], а затем освободил его.

Передают, что Самура ибн Джундуб, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если раб является близким родственником своего хозяина, то он свободен». — [Этот хадис передали Ахмад (5/15, 20), Абу Дауд (3949), ат-Тирмизи (1/255), ан-Насаи и Ибн Маджах (2524). Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «аль-Ируа», 6/169].

Разъясняя вопрос обязательности освобождения своего родственника, сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Это – мнение большинства обладателей знания. Это мнение передаётся от ‘Умара ибн уль-Хаттаба и ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, да будет доволен ими Аллах. Неизвестно, что кто-то из сподвижников им противоречил. Также это мнение аль-Хасана аль-Басри, Джабира ибн Зейда, ‘Ата, аш-Ша‘би, аз-Зухри, Суфьяна ас-Саури, Ахмада ибн Ханбаля и Исхака ибн Рахауейха». — [См. «Тафсир аль-Куртуби», 5/6].

Или, например, хозяин освобождает своего раба за какую-то услугу. Например, говорит: «Ты свободен, если прослужишь мне год».

Или, например, хозяин освободил своего раба в своём предсмертном завещании. Или, например, хозяин освободил своего раба после того, как дал обет Аллаху. Или, например, хозяин освободил своего раба в качестве искупления за непреднамеренное убийство, за половую близость в дневное время Рамадана, и так далее.

Следовательно, бывший хозяин получает право на наследство вольноотпущенника при любом виде освобождения. Он имеет право на его наследстве даже тогда, когда освобождает его со словами: «Ты свободен и мне не нужно твоё наследство».Даже в такой ситуации бывший хозяин получает право на наследство. В хадисе сказано: «Право покровительства принадлежит тому, кто освободил раба». — [аль-Бухари, 2561; Муслим, 1504].

Сообщается также со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, покровительство[право на наследство] над вольноотпущенником – это кусок плоти подобно родственным связям, поэтому его невозможно продать или подарить». —[Ибн Хиббан, 4950; аль-Хаким, 4/341. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным (сахих). См. «аль-Ируа», 1668].

Сообщается также со слов ‘Абдуллаха ибн Шаддада, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выделил дочери Хамзы долю из наследства раба, которого она когда-то освободила. — [Передали Са‘ид ибн Мансур в «ас-Сунан», № 173; ан-Насаи в «аль-Кубра», 6399; ибн Маджах, 2734. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим (хасан). См. «аль-Ируа», 6/134-135].

Но бывший хозяин не наследует имущество своего вольноотпущенника, если у них разные религии. Передают со слов Усамы ибн Зейда, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Мусульманин не наследует от неверующего, а неверующий не наследует от мусульманина». — [аль-Бухари, 6764; Муслим, 1614].

Однако если у бывшего хозяина есть родственники, которые исповедуют религию этого вольноотпущенника, то эти родственники имеют право на его наследство.

Если же один из них примет ислам, после чего они оба будут на одной религии, то бывший хозяин имеет право на наследство своего вольноотпущенника. Это – мнение большинства обладателей знания.

Имущество вольноотпущенника могут унаследовать две категории людей:

1 ― Бывший хозяин[или хозяйка] ― женщина, освободившая раба, также имеет право на его наследство, так как она оказала ему милость, отпустив его на волю.

Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, хотела выкупить рабыню Бариру, для того чтобы освободить её, но хозяева Бариры поставили условие, что право на наследство [покровительство] будет принадлежать им, а не ‘Аише. Тогда ‘Аиша поведала об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на что он сказал: «Купи её и освободи, но поставь им условие, что право покровительства останется за тобой, ибо право покровительства принадлежит только тому, кто освободил раба». — [аль-Бухари, 2561; Муслим, 1504].

Сказал ибн Батталь: «Этот хадис указывает на то, что право на наследство принадлежит любому освободителю: и мужчине, и женщине. Относительно этого существует единогласное мнение». — [См. «аль-Фатх», 12/49].

2 ― «‘Асаба би-н-нафс»*бывшего хозяина[или хозяйки] ― «‘асаба би-н-нафс» — это только мужчины. [Они имеют право на наследство, если самого освободителя уже нет в живых]. Женщины же могут получить наследство только от тех вольноотпущенников, которых они лично освободили.

*[‘Асаба би-н-нафс – это все наследники мужского пола, иначе говоря, наследники мужского пола из предков покойного, из его потомков, и из его боковых линий(хауаши). Исключением являются лишь братья по матери, которые не наследуют путем «та‘сыба», а наследуют по конкретным долям, установленным в Коране. Подробнее о том, кто наследует от покойного см. в приложении № 1 в конце книге].

«‘Асаба би-н-нафс» освободителя – это [в порядке убывания (То есть: если остались сразу двое представителей «‘асабы» или более, то наследство получает именно тот, кто выше в списке)]:

  • Сын освободителя;
  • Внук со стороны сына и ниже по родословной;
  • Отец освободителя – согласно мнению большинства ученых отец освободителя может претендовать на наследство вольноотпущенника, только если у освободителя не осталось наследников из числа потомков. Это – мнение шафи‘итов, маликитов и ханафитов.
  • Дед со стороны отца и выше по родословной;
  • Кровный брат освободителя;
  • Брат освободителя по отцу;
  • Сыновья кровного брата;
  • Сыновья брата по отцу;
  • Дядя освободителя со стороны отца [кровный брат отца];
  • Другой дядя освободителя со стороны отца [брат отца по отцу];
  • Сыновья кровного брата отца [сыновья дяди, двоюродные братья];
  • Сыновья брата отца по отцу [сыновья дяди, двоюродные братья];

И так далее по порядку родства…

В каких случаях освободитель[бывший хозяин]имеет право на наследство своего вольноотпущенника?!

Бывший хозяин наследует имущество своего вольноотпущенника только в двух случаях:

1 ― Когда у вольноотпущенника полностью отсутствуют представители «‘асабы би-н-нафс», «‘асабы би-ль-гъайр» и «‘асабы ма‘а-ль-гъайр».

2 ― Если у вольноотпущенника есть представители «‘асабы», но они не могут получить от него наследство из-за препятствующих обстоятельств. [См. главу о препятствующих обстоятельствах в начале книги]

Освободитель имеет больше прав на наследство вольноотпущенника, чем его дальние родственники. Это – мнение большинства сподвижников и их последователей. Также это мнение четырёх имамов. Некоторые даже сказали, что относительно этого существует единогласное мнение [иджма‘]. Большинству ученых в этом вопросе противоречил ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах. — [См. «аль-‘Азб», 2/138].

Лишение наследства [хаджб].

Лишение наследства [хаджб] – это самая важная и великая глава в вопросах наследства.

Сказал аш-Шаншури: «Это – великая глава в вопросах наследства. Некоторые сказали: ″Тому, кто не знает вопросов ″хаджба″, запрещено давать фетвы*в вопросах наследства″».

*[Фетва – правовое заключение, сделанное авторитетным ученым для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шариата].

″Хаджб″ — это ситуация, когда человека, обладающего определенными правами на наследство [1], лишают этого наследства либо полностью [2], либо частично [3].

[1]― права на наследство возникают по трём причинам: брачные узы, освобождение раба и родственные связи.

[2] ― это именуют термином ″хаджб уль-хирман″[полное лишение].

[3] ― это именуют термином ″хаджб ун-нуксан″[частичное лишение].

 

Виды ″хаджба″.

″Хаджб″ бывает двух видов:

1 ― Лишение наследства из-за определенных причин ― таких причин три: рабство, убийство и различие религий.

Этот вид лишения [хаджба] может коснуться любого наследника. Если какой-то наследник лишён наследства, то его как будто бы нет. Он становится подобным постороннему человеку, которого вообще никак не учитывают при делении наследства.

Например, свободный человек умер, оставив после себя сына, который является рабом, и брата, который является свободным человеком. Всё имущество достаётся брату, а сын здесь не оказывает никакого влияния на деление наследства, так как он является рабом, а рабство – это препятствующий фактор при получении наследства.

2 ― Лишение наследства определенных людей ― это ситуация, когда одни наследники лишают наследства других. В данном случае различают два вида лишения наследства:

  • Частичное лишение (хаджб ун-нуксан);
  • Полное лишение (хаджб уль-хирман).

 

 

Частичное лишение наследства [хаджб ун-нуксан]*.

*[Если читатель желает понять данный вопрос, то ему следует хорошо запомнить, какие доли полагаются каждому из наследников. Этот вопрос был очень подробно разобран выше].

Это ситуация, когда человек лишается определенной части своего наследства, получая лишь малую часть. Частичное лишение наследства может коснуться всех наследников покойного. Оно возникает по двум причинам:

  1. Переход с одной доли на другую, которая меньше первой – бывает трёх видов:

а) переход с одной конкретной доли на другую конкретную долю, которая меньше первой ― это может коснуться пяти наследников: муж, жена, мать, внучка со стороны сына и сестра по отцу.

Например, муж иногда получает половину имущества, а иногда – четверть. Жена иногда получает четверть имущества, а иногда – восьмую часть. Мать иногда может получить треть имущества, иногда – шестую часть, а иногда – треть оставшегося имущества. Внучка со стороны сына и сестра по отцу иногда получают половину имущества, а иногда – шестую часть.

б) переход с одной конкретной доли на другую долю, которая конкретно не определена ― это может коснуться четырех наследниц: дочь, внучка со стороны сына, кровная сестра и сестра по отцу.

Каждая из них, оставшись одна, получает половину имущества. Но если какой-то мужчина уводит её на «та‘сыб», то женщина получает в два раза меньше мужчины.

в) переход с неопределенной доли [та‘сыб] на конкретную долю ― это может коснуться отца и деда.

Каждый из них, оставшись один, забирает всё имущество покойного. Но если вместе с ними у покойного остались либо сын, либо внук со стороны сына, то отец и дед получают только шестую часть.

  1. Частичное лишение из-за тесноты – бывает трёх видов:

а) на одну конкретную долю претендуют сразу несколько человек ― это может коснуться многих наследников:

  • У покойного сразу несколько жен, поэтому они делят между собой долю, полагающуюся жене. [Иначе говоря, если жена была бы одна, то она получила бы, например, четверть. Но так как у покойного сразу несколько жен, они делят между собой эту четверть, в результате чего каждая из жен получает меньше того, что она могла получить, если бы осталась одна].
  • У покойного сразу несколько бабушек, поэтому они делят между собой долю, полагающуюся бабушке.
  • У покойного сразу несколько внучек со стороны сына, поэтому они делят между собой долю, полагающуюся внучке.
  • У покойного сразу несколько сестёр по отцу, поэтому они делят между собой долю, полагающуюся сестре по отцу.
  • У покойного сразу несколько дочерей, поэтому они делят между собой долю, полагающуюся дочери.

б) наследники теснят друг друга, так как их доли превысили размер наследства ― это касается наследников, которые наследуют по долям, установленным в Коране [асхаб уль-фуруд]. В таком случае каждый из наследников лишается какой-то части из своей доли.

Например, женщина скончалась, оставив после себя супруга, кровную сестру и сестру по отцу. В данном случае, супругу покойной полагается половина имущества. Что касается кровной сестры, то ей также полагается половина*.

*[Кровные сестры покойного получают половину имущества при соблюдении четырёх условий: Первое условие: у покойного не должно быть наследника мужского пола из числа предков. Второе условие: у покойного не должно быть наследника из числа потомков. Третье условие: сестра покойного получает половину, только если она одна единственная его сестра. Четвертое условие: сестра покойного получает половину, только если у нее нет родного брата. См. главу о наследстве кровных сестёр].

Что же касается сестры по отцу, то в данной ситуации ей полагается шестая часть наследства. Что же получается:

Так как их доли превышают размер наследства, каждый лишается определенной части своей доли.

в) наследники теснят друг друга в правах на «та‘сыб» ― эта ситуация может возникнуть во всех трёх видах «та‘сыба».

‘Асаба би-н-нафс ― например, человек скончался, оставив после себя десятерых сыновей. Получается, что сыновья мешают друг другу забрать всё имущество покойного, поэтому они вынуждены делить его между собой по равным долям.

‘Асаба би-ль-гъайр ― например, человек скончался, оставив после себя пятерых сыновей и пятерых дочерей. В данном случае наследство делится так, что сыновья забирают в два раза больше дочерей.

‘Асаба ма‘а-ль-гъайр ― например, человек скончался, оставив после себя дочь и пятерых кровных сестёр. Дочери полагается половина, а все оставшееся имущество сестры вынуждены делить между собой.

Полное лишение наследства [хаджб уль-хирман].

Это ситуация, когда один из наследников полностью лишает другого наследника его доли.

Следует заметить, что по единогласному мнению обладателей знания шесть наследников никогда не могут быть полностью лишены наследства другими людьми:

  • Отец и мать;
  • Сын и дочь;
  • Муж и жена.

Что же касается всех остальных наследников, то каждый из них может быть лишен наследства в определенных ситуациях.

Полное лишение наследства [хаджб уль-хирман] строится на двух правилах.

1 ― Любой наследник, который доходит до покойного в родословной через другого наследника, лишается наследства, если тот другой наследник жив и сам получает наследство.

Например, внук покойного со стороны сына лишается наследства, если сын покойного жив и получает наследство. Например, сын кровного брата [племянник] лишается наследства, если кровный брат покойного жив и получает наследство. Например, сын брата по отцу [племянник] лишается наследства, если брат покойного по отцу жив и получает наследство. Например, сын дяди [двоюродный брат] лишается наследства, если дядя покойного жив и получает наследство.

Также, например, бабушка покойного со стороны матери лишается наследства, если мать покойного жива и получает наследство.

Также, например, внучка покойного со стороны сына лишается наследства, если сын покойного жив и получает наследство.

Два исключения:

  • Брат и сестра по матери получают наследство даже при присутствии матери. Относительно этого единогласны все обладатели знания.
  • Бабушка со стороны отца получает шестую часть наследства даже при присутствии отца по более правильному мнению ученых.

2 ― Если присутствуют сразу несколько представителей «‘асабы», то предпочтение отдаётся тому, чья ветвь родословной ближе к покойному.

Например, внуку или правнуку покойного со стороны сына отдаётся предпочтение перед отцом покойного. Также, например, сын, внук и правнук покойного лишает наследства родных братьев покойного и его дядей, а также племянников покойного и его двоюродных братьев. Также, например, братья покойного лишают наследства дядей покойного.

Далее это правило гласит: «Если все представители «‘асабы» доходят до покойного по одной ветви, то предпочтение отдаётся тому, кто более близок к покойному в родословной».

Например, сын брата по отцу лишает наследства внука кровного брата, так как тот дальше по родословной.

Далее это правило гласит: «Если все представители «‘асабы» доходят до покойного по одной ветви и оба одинаково близки к покойному, то сильному отдаётся предпочтение над слабым».

Например, кровному брату отдаётся предпочтение перед братом по отцу. [Сильным считается тот, кто доходит до покойного по двум линиям родства, а слабым – тот, кто доходит до покойного по одной линии. Предпочтение отдаётся кровному брату, так как его связывают с покойным сразу две линии: отец и мать. Что же касается брата по отцу, то его с покойным связывает только отец].

В заключении можно подвести следующий итог: «Никто не может лишить наследства предков покойного, кроме самих предков.

Никто не может лишить наследства потомков покойного, кроме самих потомков.

Что же касается представителей боковых линий (хауаши), то их могут лишить наследства как потомки, так и предки, так и другие представители боковых линий (хауаши)». [Подробнее см. в приложении № 2 в конце книги].










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...