Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос № 32Группы интересов: понятие, типология, функции.




Группы интересов — по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.

Участвуя в деятельности групп интересов, граждане делают шаг от социальной к политической активности. Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, трансляции нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация или политического участия их членов, организационные структуры и т. д.

Функции групп интересов

1.Артикулирование интересов — преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств и неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования;

2.Агрегирование интересов — согласование частных потребностей, установление между ними определенной иерархии и выработкой на этой основе общегрупповых целей. Эта функция предполагает отбор не только наиболее политически значимых требований, но и тех, что имеют наилучшие шансы для практического воплощения;

3.Информирования — группы интересов доводят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, то есть трансляция общественного мнения;

4.Формирование политических элит — имеют возможность предлагать своих членов для работы в госорганах, поддерживать определенных деятелей в правительственных и других структурах, влиять на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений.

Типология групп интересов

С точки зрения происхождения и степени организованности:

Анемические — объединения, возникшие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию. Отсутствует постоянная организация;

Институциональные — формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом.

По специализации деятельности:

Неассоциативные — неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (студенческие общества и т. д.). Деятельность непостоянна;

Ассоциативные — добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы).

По характеру деятельности:

Одноцелевые — стремятся обеспечить принятие какого-либо определенного законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только в связи с достижением данной цели. После ее достижения распадаются;

Многоцелевые — многопрофильная деятельность, не ограничена спецификой задач того или иного рода.

По сферам управления обществом, территориальным признакам, уровню и масштабам деятельности.

организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);

организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);

организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.);

организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, молодежи, национальных меньшинств и т.д.).

Вопрос № 33.Политический лоббизм. Природа, формы проявления, методы деятельности.

Понятие для обозначения профессиональной формы деятельности, призванной обеспечить нужное политическое решение. В отличие от иных форм политического давления политический лоббизм - легальный профессиональный вид общественной деятельности (в США он существует в таком качестве с 1946 г., в других странах считается чем-то предосудительным, вроде формы коррупции). Политический лоббизм - не просто закулисная интрига политиков, но система аргументации, механизм подготовки и принятия решений, реализующих интересы лоббирующих групп. Поэтому политический лоббизм есть непартийный цивилизованный и упорядоченный законом способ воздействия и давления сил и интересов гражданского общества на государственный аппарат.

Как необходимый элемент демократии лоббизм появляется, когда возникают необходимые предпосылки: 1) большое много­образие интересов в обществе, обусловленное его социальной диф­ференциацией; 2) расширение доступа к власти на основе полити­ческого плюрализма, многопартийной системы. Поскольку госу­дарство не может удовлетворить интересы всех и сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации его политики в свою пользу.

Можно привести весьма широкий спектр форм и методов цивилизованной лоббистской деятельности, давно и успешно применяемых за рубежом:

 - сбор информации;

 - предоставление информации законодателям;

 - выступления на слушаниях в комитетах конгресса;

 - представление готовых законопроектов;

 - участие в разработке законопроектов;

 - информирование конгрессмена о том, какие последствия вызовет рассматриваемый законопроект в его избирательном округе;

 - неформальные контакты;

 - пропагандистские кампании;

 - кампании писем, телеграмм и телефонных звонков;

 - финансирование избирательных кампаний;

 - участие в ведении избирательных кампаний или предоставление персонала для участия в них;

 - воздействие на законодателя через влиятельных избирателей;

 - воздействие на законодателя через распространение в избирательном органе результатов его голосования;

 -совместное лоббирование несколькими организациями (коллективный лоббизм).

Формы (технологии) лоббизма

· через мобилизацию общественного мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и кампаний в СМИ, а также судебных процессов);

· использование избирательных кампаний (личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование изб. кампаний);

· использование формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти);

· использование неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч);










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...