Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос № 38 «Политическая культура: сущность, структура, функции».




В литературе сформулировано несколько десятков опре­делений политической культуры. Она обозначается как особая модель ориентации в политических действиях (Г. Алмонд, С. Верба), как совокупность позиций, ценностей и образцов по­ведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан (Е. Вятр), как модель ориентации и способ политической дея­тельности (У. Розенбаум), как система отношений и однов­ременно процесс производства и воспроизводства составляю­щих ее элементов в ряде сменяющих друг друга поколений (К. С. Гаджиев) и т. д.

Все это свидетельствует о том, что политическая культура представляет собой сложный и многогранный феномен, динамич­ный и одновременно устойчивый в историческом, пространствен­ном и временном измерении. Для уяснения сущности и содержа­тельных черт политической культуры необходимо иметь в виду следующее.

Таким образом, политическая культура — это система цен­ностей, знаний и убеждений, средств и способов, вырабатыва­емых человеком и его объединениями в процессе участия в политической деятельности и отражающих их отношение к по­литической власти.

Характерные особенности:

1). политическая культура предстает как совокупность ориентаций на политическую деятельность, это не сама деятельность, а лишь субъективная установка на неё, она не задает индивиду определенный тип поведения, необходимый для достижения поставленных целей, но предопределяет выбор направленности деятельности.

2). Политическая культура предстает как структура ориентаций, в которую включены: знания о политической системе, её функциях, решениях и действиях, возможностях и способах влияния на принятие политических решений (когнитивные ориентации); чувства относительно политической системы, её структур, ролей, функций и политических деятелей, их исполняющих; суждения, мнения и представления о политической системе, её функциях, состоящие из комбинации ценностных стандартов и критериев, информации и эмоций (оценочные ориентации).

Значение политической культуры для общества и политичес­кой системы проявляется и через ее функции. Они бывают основ­ные и вспомогательные, общие и конкретные, характеризуют по­литическую деятельность индивидов и общественных образова­ний. Можно выделить следующие функции политической культу­ры:

1. Познавательная функция охватывает всю совокупность политических знаний, взятых на вооружение носителями полити­ческой культуры. В ее рамках осуществляются трансляционная (передающая современникам политический опыт прошлых поко­лений), образовательная (включающая в себя все виды и средства политического обучения граждан), информационная (обеспечива­ющая поступление политической информации в диапазоне от орга­низационных институтов СМИ до неформальных источников в виде обычных сведений, документов и в виде цифр, знаков, симво­лов) функции.

2. Социализаторская функция (функция политической со­циализации) раскрывает значение политической культуры как мощ­ного арсенала средств, способных помочь отдельной личности выработать умение ориентироваться в политическом пространстве, выживать в конфликтных (экстремальных) политических ситуа­циях и при соответствующих условиях активно участвовать в политической жизни, выполнять определенные властные полно­мочия и функции. В рамках данной функции можно обозначить идентификационную функцию, помогающую человеку осознать свою принадлежность к определенной социальной группе, выбрать средства и способы участия в защите ее интересов, и адаптацион­ную функцию, которая характеризует способность человека при­спосабливаться к изменившейся политической среде, "осваивать" соответствующие условия и средства при осуществлении своих прав и свобод.

3. Аксиологическая (ценностная) функция Политической культуры отражает все то, что можно считать непреходящим в мире политическом, Разумеется, здесь нужно иметь в виду, что в разные исторические периоды, у различных индивидов, соци­альных групп могут складываться свои представления о поли­тических ценностях. В границах данного направления можно выделить ориентационную функцию, характеризующую стремле­ние человека выбрать соответствующие ценности в качестве иде­ала и реальных средств при осуществлении своих прав и обя­занностей, и мотивационную функцию, раскрывающую значение тех или иных ценностей для политического поведения личнос­ти.

4. Интеграционная (функция отражает влияние системно-орга­низующих характеристик, заложенных в политической культуре, на иные политические явления и общественный организм в це­лом. Она предопределяет существование коммуникативной функ­ции, обеспечивающей связь и взаимодействие элементов полити­ческой системы на основе общепризнанных в рамках данной куль­туры понятий, символов, знаковых обозначений, и регулятивной функции, выражающей способность политической культуры через политические традиции, нормы, образцы поведения оказывать це­ленаправленное воздействие на социально-политические отноше­ния.

5. Воспитательная функция заложена в самой природе по­литической культуры и отражает ее гуманистическую направлен­ность. Человек, овладевая прошлым политическим опытом, совре­менными знаниями в процессе мышления и практической деятель­ности, вырабатывает умения и навыки их рационального исполь­зования, которые постоянно совершенствует в общении с другими людьми. Тем самым он воспитывает себя как субъекта политики и оказывает йлияние на воспитание других. Воспитательное значе­ние политической культуры проявляется в унификационной и пре­образовательной функциях. Первая отражает общие, в какой-то мере одинаковые политические параметры, стандарты, необходи­мые человеку для равного с другими участия в политической жиз­ни, а вторая характеризует творческий, изменчивый потенциал политических явлений и среды в целом, который, с одной стороны, обусловливает необходимость самосовершенствования участников политической деятельности, а с другой — нацеливает их на пре­образовательную деятельность для улучшения условий осуществ­ления своих политических прав, амбиций.

Функции политической культуры носят объективный харак­тер, они выкристаллизовываются в ходе исторического развития общественных систем. Однако сами функции, их набор в конк­ретной политической системе могут изменяться: при различных исторических обстоятельствах одни функции могут исчезать, дру­гие — появляться.

Структура:

Современные политические знания (теории, концепции, идеи, принципы) составляют важный блок политической культуры. Они могут основываться на политических ценностях прошлого, могут быть добыты при помощи других современных отраслей знания (естественных и гуманитарных, фундаментальных и при­кладных). В своей совокупности они составляют науку полито­логию, которая в свою очередь подразделяется на политичес­кую философию, политическую историю, политическую социо­логию и др.

Политическое мышление выступает как форма и способ су­ществования политических знаний. Благодаря политическому мышлению знания выстраиваются в систему, которая вырабаты­вает различного рода компенсаторные и защитные механизмы, позволяющие ему нормально функционировать на индивидуаль­ном и общественном уровнях. '

Политические идеалы и убеждения базируются на знаниях и политических ценностях, нормах и традициях. Они формируют­ся под воздействием идеологических и психологических факто­ров, характеризуют устойчивую, стабильную часть политической культуры.

Политические чувства (эмоции)отражают психологические особенности восприятия политических явлений индивидом, соци­альной группой, классом, обществом. Чувства "очеловечивают" политику, придают политической культуре нравственно-эмоцио­нальное значение.

Политические действия выступают в качестве наиболее динамичного и реального структурного элемента политичес­кой культуры. Они связывают субъекта с политической прак­тикой; посредством действий осуществляются идеалы и убеж­дения, претворяются в жизнь знания, достигаются намеченные цели. В своей совокупности такие действия составляют поли­тическую деятельность, из них формируются политические от­ношения, в обобщенном и системном виде они олицетворяют политику.

Политические средства и способы решения общественных проблем также относятся к структурным элементам политической культуры, ибо действие самого механизма ее реализации практи­чески невозможно без таковых (политических переговоров, кон­сультаций, собраний, выборов, компромиссов и др.).

Важно подчеркнуть, что все элементы политической культуры неразрывно взаимосвязаны, действуют в единстве, последователь­но и системно.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...