![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос № 38 «Политическая культура: сущность, структура, функции».
В литературе сформулировано несколько десятков определений политической культуры. Она обозначается как особая модель ориентации в политических действиях (Г. Алмонд, С. Верба), как совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан (Е. Вятр), как модель ориентации и способ политической деятельности (У. Розенбаум), как система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов в ряде сменяющих друг друга поколений (К. С. Гаджиев) и т. д. Все это свидетельствует о том, что политическая культура представляет собой сложный и многогранный феномен, динамичный и одновременно устойчивый в историческом, пространственном и временном измерении. Для уяснения сущности и содержательных черт политической культуры необходимо иметь в виду следующее. Таким образом, политическая культура — это система ценностей, знаний и убеждений, средств и способов, вырабатываемых человеком и его объединениями в процессе участия в политической деятельности и отражающих их отношение к политической власти. Характерные особенности: 1). политическая культура предстает как совокупность ориентаций на политическую деятельность, это не сама деятельность, а лишь субъективная установка на неё, она не задает индивиду определенный тип поведения, необходимый для достижения поставленных целей, но предопределяет выбор направленности деятельности. 2). Политическая культура предстает как структура ориентаций, в которую включены: знания о политической системе, её функциях, решениях и действиях, возможностях и способах влияния на принятие политических решений (когнитивные ориентации); чувства относительно политической системы, её структур, ролей, функций и политических деятелей, их исполняющих; суждения, мнения и представления о политической системе, её функциях, состоящие из комбинации ценностных стандартов и критериев, информации и эмоций (оценочные ориентации). Значение политической культуры для общества и политической системы проявляется и через ее функции. Они бывают основные и вспомогательные, общие и конкретные, характеризуют политическую деятельность индивидов и общественных образований. Можно выделить следующие функции политической культуры: 1. Познавательная функция охватывает всю совокупность политических знаний, взятых на вооружение носителями политической культуры. В ее рамках осуществляются трансляционная (передающая современникам политический опыт прошлых поколений), образовательная (включающая в себя все виды и средства политического обучения граждан), информационная (обеспечивающая поступление политической информации в диапазоне от организационных институтов СМИ до неформальных источников в виде обычных сведений, документов и в виде цифр, знаков, символов) функции. 2. Социализаторская функция (функция политической социализации) раскрывает значение политической культуры как мощного арсенала средств, способных помочь отдельной личности выработать умение ориентироваться в политическом пространстве, выживать в конфликтных (экстремальных) политических ситуациях и при соответствующих условиях активно участвовать в политической жизни, выполнять определенные властные полномочия и функции. В рамках данной функции можно обозначить идентификационную функцию, помогающую человеку осознать свою принадлежность к определенной социальной группе, выбрать средства и способы участия в защите ее интересов, и адаптационную функцию, которая характеризует способность человека приспосабливаться к изменившейся политической среде, "осваивать" соответствующие условия и средства при осуществлении своих прав и свобод. 3. Аксиологическая (ценностная) функция Политической культуры отражает все то, что можно считать непреходящим в мире политическом, Разумеется, здесь нужно иметь в виду, что в разные исторические периоды, у различных индивидов, социальных групп могут складываться свои представления о политических ценностях. В границах данного направления можно выделить ориентационную функцию, характеризующую стремление человека выбрать соответствующие ценности в качестве идеала и реальных средств при осуществлении своих прав и обязанностей, и мотивационную функцию, раскрывающую значение тех или иных ценностей для политического поведения личности. 4. Интеграционная (функция отражает влияние системно-организующих характеристик, заложенных в политической культуре, на иные политические явления и общественный организм в целом. Она предопределяет существование коммуникативной функции, обеспечивающей связь и взаимодействие элементов политической системы на основе общепризнанных в рамках данной культуры понятий, символов, знаковых обозначений, и регулятивной функции, выражающей способность политической культуры через политические традиции, нормы, образцы поведения оказывать целенаправленное воздействие на социально-политические отношения. 5. Воспитательная функция заложена в самой природе политической культуры и отражает ее гуманистическую направленность. Человек, овладевая прошлым политическим опытом, современными знаниями в процессе мышления и практической деятельности, вырабатывает умения и навыки их рационального использования, которые постоянно совершенствует в общении с другими людьми. Тем самым он воспитывает себя как субъекта политики и оказывает йлияние на воспитание других. Воспитательное значение политической культуры проявляется в унификационной и преобразовательной функциях. Первая отражает общие, в какой-то мере одинаковые политические параметры, стандарты, необходимые человеку для равного с другими участия в политической жизни, а вторая характеризует творческий, изменчивый потенциал политических явлений и среды в целом, который, с одной стороны, обусловливает необходимость самосовершенствования участников политической деятельности, а с другой — нацеливает их на преобразовательную деятельность для улучшения условий осуществления своих политических прав, амбиций. Функции политической культуры носят объективный характер, они выкристаллизовываются в ходе исторического развития общественных систем. Однако сами функции, их набор в конкретной политической системе могут изменяться: при различных исторических обстоятельствах одни функции могут исчезать, другие — появляться. Структура: Современные политические знания (теории, концепции, идеи, принципы) составляют важный блок политической культуры. Они могут основываться на политических ценностях прошлого, могут быть добыты при помощи других современных отраслей знания (естественных и гуманитарных, фундаментальных и прикладных). В своей совокупности они составляют науку политологию, которая в свою очередь подразделяется на политическую философию, политическую историю, политическую социологию и др. Политическое мышление выступает как форма и способ существования политических знаний. Благодаря политическому мышлению знания выстраиваются в систему, которая вырабатывает различного рода компенсаторные и защитные механизмы, позволяющие ему нормально функционировать на индивидуальном и общественном уровнях. ' Политические идеалы и убеждения базируются на знаниях и политических ценностях, нормах и традициях. Они формируются под воздействием идеологических и психологических факторов, характеризуют устойчивую, стабильную часть политической культуры. Политические чувства (эмоции)отражают психологические особенности восприятия политических явлений индивидом, социальной группой, классом, обществом. Чувства "очеловечивают" политику, придают политической культуре нравственно-эмоциональное значение. Политические действия выступают в качестве наиболее динамичного и реального структурного элемента политической культуры. Они связывают субъекта с политической практикой; посредством действий осуществляются идеалы и убеждения, претворяются в жизнь знания, достигаются намеченные цели. В своей совокупности такие действия составляют политическую деятельность, из них формируются политические отношения, в обобщенном и системном виде они олицетворяют политику. Политические средства и способы решения общественных проблем также относятся к структурным элементам политической культуры, ибо действие самого механизма ее реализации практически невозможно без таковых (политических переговоров, консультаций, собраний, выборов, компромиссов и др.). Важно подчеркнуть, что все элементы политической культуры неразрывно взаимосвязаны, действуют в единстве, последовательно и системно. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 300. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |