Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос № 28 «Государство в политической системе общества».




Государство является центральным элементом политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:

· Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная политическая организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.

· Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д.

· Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но именно оно определяет принципы организации политической системы общества и взаимоотношений других субъектов политической системы.

· Государство обладает суверенитетом, является основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие политической системы общества. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.

· Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.

Некоторые авторы подчеркивают - и справедливо, - что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

Значение государства в политической системе не одинаково при различных политических режимах. При антидемократических режимах существует командно-административная политическая система. Для нее характерна ситуация, при которой государство подчиняет себе все остальные субъекты политической системы – партии, общественные объединения, профсоюзы и пр. При такой политической системе существует, как правило, одна правящая политическая партия, аппарат которой срастается с государственным аппаратом.

При демократических режимах возможно существование соревновательной или социопримирительной политических систем. В данных типах политических систем существует политический плюрализм, многообразие политических объединений и их независимость от государства. При соревновательной политической системе преобладает противоборство основных политических сил. Кто побеждает на выборах, тот и определяет политику. В социопримирительной политической системе деятельность государства направлена на формирование социального компромисса между основными политическими силами.

Вопрос № 29. Политические партии и партийные системы в политической жизни современного общества

 

Не менее важными субъектами политической системы являются политические партии. Они являются самым активным из звеньев политической системы. В отличие от многих неполитических образований (общественных объединений, профсоюзов и т.п.), партии выполняют чисто политические функции. Партии создаются специально для участия в политике как особой сфере общественных отношений. От всех иных видов общественных объединений партии отличаются тем, что они пытаются путем политической борьбы завоевать государственную власть для проведения в жизнь своей программы.

Партия - политическая организация, выражающая интересы определенного общественного класса или слоя, объединяющая их наиболее активных представителей, выражающая их интересы и ставящая своей целью завоевание государственной власти.

Признаки политической партии:

- выражает политические интересы определенной части общества;

- является носителем определенной идеологии, которую закрепляет в своих учредительных документах – Уставе и программе;

- основной целью партии является завоевание и осуществление государственной власти;

- ради завоевания государственной власти партия стремится обеспечить себе широкую поддержку населения.

Функции политической партии:

- коммуникативная (обеспечивает взаимосвязь между гражданским обществом и государством);

- идеологическая (формулируют и распространяют определенную систему политических взглядов, убеждений, формирует политическое сознание);

- кадровая (подбирает кадры для выдвижения в органы государственной власти и управления);

- аккумуляционная (объединяет усилия больших масс населения и направляет их на достижение определенных политических целей).

Виды политических партий:

1) по отношению к общественному строю:

· консервативные, стремящиеся сохранить общество в неизменном виде;

· реакционные, ориентирующие на возвращение прошлого;

· реформаторские, ориентирующиеся на изменение общества посредством реформ;

· революционные, стремящиеся радикально изменить общественную систему в целом

2) по отношению к государственной власти:

· правящие (находятся у власти, имеют большинство голосов в парламенте, участвуют в формировании правительства);

· оппозиционные(находятся в оппозиции к официальной власти, проводят противоположные программы, стремятся стать правящими).

Возможны и другие классификации политических партий.

Вопрос № 30 Средства массовой информации в политической жизни современного общества

 

Вопрос № 31 Идеологии

Идеоло́гия — система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии)

Структура идеологии
1. Политические теории и учения. Благодаря им идеология служит целям познания, необходимого для социально-политической и мировоззренческой ориентации.
2. Ценности и нормы, позволяющие не только описать, но и объяснить социальную действительность, оценить ее и выработать к ней определенное отношение. Ценность – это стандарт, посредством которого субъектами отбираются цели своих действий. Норма – это предписание, служащее общим указанием для социального действия.
3. Элементы утопии – совокупность самоценных идеалов, способных влиять на человеческую мотивацию в социальной сфере (коммунизм в марксизме-ленинизме, американская мечта в американском либерализме).
4. Проекты и программы политического действия, служащие сплочению групп вокруг планов воплощения общественных идеалов.
5. Мифологическое начало присутствует в идеологии за счет того, что поведением людей имеет не только предопределяется не только интеллектуальными и рассудочными факторами, но также и психологическими, связанными с чувствами, стереотипами и верованиями.
Функции идеологии:
1. Легитимизационная. Оправдает власть или притязания на власть.
2. Интегративная. Объединяет людей в группы, консолидирует общество.
3. Мобилизационная (организационно-мобилизационная). Приводит социальные силы в движение, превращает идеи в действия.
4. Когнитивная (познавательная). Способствует просвещению участников политики и их более четкой самоидентификации.
5. Нормативная. Очерчивает критерии оценки политических явлений, событий, норм социального поведения.
6. Коммуникативная. Организует общение, взаимопонимание внутри социальных групп и между ними.
7. Конструктивная (прогностическая). Служит постановке целей и задач, являющихся ориентирами для политических действий.
8. Социально-психологическая (компенсаторная). Создает социальный комфорт, компенсирует неудовлетворенность жизнью.

Виды.

либерализм, сформированный на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII–XVIII вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частного владения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. В XX в. тенденции универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан, переориентировали политическую программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления государственной власти (в отличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству) Р. Даль, Ч. Линдбдюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем более оно соответствует принципам либерализма;

-  консерватизм, отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник как отрицательная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда, потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Усиление влияния консерватизма в современном мире связано с реакцией на экономический кризис 1973–1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей. Неоконсерватизм предлагает духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение закона, крепкий государственный порядок и стабильность. Теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средства урегулирования конфликтов;

социализм, перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социалистической идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм.

- социал-демократия –эта линия марксизма связана с деятельностью немецких теоретиков К. Каутского, А. Бебеля, Э. Бернштейна, которые позитивно трактовали роль государства в становлении социально справедливого общества, утверждали приоритет мирных средств достижения целей, классового примирения. Концепция «социального государства», она исходит из того, что общественный прогресс может обеспечиваться лишь сотрудничеством и партнерством между предпринимателями и наемными работниками.

- фашизм :фашистская идеология, возникшая в 20-х гг. XX в., стала одним из знаковых явлений XX столетия. Ее эволюция, способы влияния на политические отношения в разных странах также создали неоднозначное отношение к ней в политической науке. В рамках такого подхода характеристика фашизма непосредственно связывается с описанием разного рода националистических и особенно тоталитарных режимов.

 -анархизм: политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Политическое течение в 40-70-х гг. XIX в. в Западной Европе анархизм никогда не выступал в качестве единой идеологической доктрины. В основу теории индивидуалистического анархизма была положена идея абсолютной свободы человека.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...