Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 16. Государство как субъект политики.




Особенности становления национального государства. Важнейшим институтом  политической системы, от нормального функционирования которого в решающей степени зависит ее самосохранение и адаптация, является государство. Понятие «государство» (Staat, stati, etat, state) появляется в период итальянского Ренессанса и до XIX века распространяется в Европе. Это касается и России, в русском языке понятие "государство" производно от слова "государь" т.е. хозяин, владелец "русской земли".

· В научной литературе существуют два основных значения этого термина:

o государство трактуется как совокупность государственных учреждений, т.е. аппарат управления обществом;

o как особый вид политико-правовой организации власти общества.

В политологии распространено второе определение. Государство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и ее население и располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем.
Признаки и сущность государства:1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев.2. Территориальное деление населения. Законы и полномочия государственных органов распространяются на людей, проживающих в контуре границ государственной территории. Государство строится на основе территориальной общности людей, а не по принципам кровного родства или религиозным принципам.3. Суверенитет. Выделяют внутренний суверенитет, что означает право власти принимать или изменять законы, обязательные для всего населения, и внешний суверенитет (в контексте международных отношений), который предполагает свободу государства от контроля извне. 4. Монополия на легальное применение силы, физическое принуждение. 5. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения.6. Организация общественной жизни на правовых началах. 7. Претензия на представительство общества в целом и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация не может представлять и защищать всех граждан, поскольку не обладает для этого необходимыми средствами.
Сущность государства - главное, что обусловливает объективную необходимость существования государства , а также то, чьим интересам оно служит. Традиционно исследователи обращают внимание на две главные причины - классовую и общесоциальную. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса (классовая сущность), оно одновременно является организатором "общих дел", т.е. обеспечивает безопасность, экономические, политические и культурные условия жизнедеятельности людей (общесоциальная сущность). Как свидетельствует опыт современной демократии, сфера проявления общесоциального назначения государства существенно расширилась. Государство выступает в роли надклассового арбитра, пытаясь в своей политике учитывать многообразные, порой антагонистические интересы, делая акцент на регулировании потенциальных и реальных конфликтов как внутри государства , так и вне его. "Снятие" функций классового насилия и расширение функций регулирования отношений между социальными группами, выражение их интересов через механизмы демократии позволяет говорить о тенденции становления правового и социального государства.

1. К внутренним функциям относятся следующие:

o экономическая - защита существующего способа производства, регулирование через правовые механизмы взаимоотношений между субъектами рынка, стабилизация экономики и создание стимулов для экономического роста, регулирование "естественных монополий" (связь, энергетика).

o социальная - удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, предоставление социальных гарантий социально незащищенным группам населения (молодежи, пенсионерам, безработным, сиротам, инвалидам, многодетным семьям и др.).

o правовая - обеспечение законности и правопорядка;

o политическая - обеспечение политической стабильности, выработка политического курса,

o образовательная и культурно-воспитательная - эти функции направлены на формирование условий для получения общедоступного общего и среднего профессионального образования, а также условий для удовлетворения культурных потребностей населения;

o экологическая - охрана природной среды.

2. К внешним функциям относят следующие:

o защита интересов государства на международной арене;

o обеспечение обороны страны;

o развитие сотрудничества и интеграции с другими странами.

Формы государственного устройства и правления. Государство обладает сложной структурой — обычно выделяют три группы государственных учреждений: органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.

Структура и полномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие "форма государства" раскрывается через категории "форма правления" и "форма государственного устройства".

1. Государство выступает прежде всего в качестве альтерна­тивы бесплодной борьбе между различными социальными группа­ми, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на са­мой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает его сегод­ня. В этом смысле оно "дало" жизнь политической системе обще­ства в современном ее понимании.

В то же время не что иное, как государство, на протяжении всей истории человечества тысячекратно ввергало своих поддан­ных в междоусобные и региональные вооруженные конфликты, войны, включая две мировые. В одних случаях (как агрессор) государство было и есть орудие определенных политических груп­пировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества. В других случаях (как защитник) оно зачастую выра­жает общенародные интересы.

2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного прожи­вания. Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством получают концентрированное выражение в политико-правовой категории "гражданство". Каж­дый из членов "государственной общины" заинтересован в ее су­ществовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопас­ности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются госу­дарством. Как гражданин индивид приобретает устойчивые пер­вичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности обществен­но-политических объединений и движений, политических партий и т. п. Иначе говоря, прежде всего через государство индивид "включается" в политическую систему общества.

Вместе с тем между государством и отдельными гражданами (независимо от того, к какому классу они принадлежат) суще­ствует комплекс противоречий, который в целом характеризуется как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. Это противоречия между демократией и бю­рократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденцией развития самоуправления и ограниченными возмож­ностями его осуществления и др. Противоречия эти резко обо­стряются, когда государство проводит ярко выраженную классо­вую, национальную, расовую политику по отношению к гражда­нам, не принадлежащим к политически господствующим соци­альным группам.

3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политической органи­зацией экономически господствующего класса.

И все же марксистско-ленинская характеристика классовой сущности государства как органа подавления верно отражает толь­ко такое особое состояние в развитии общества, когда в нем воз­никает классовая напряженность (вызванная, как правило, воен­ными конфликтами, экономическим и духовным кризисом), кото­рая способна взорвать общество, привести его в состояние хаоса. В обычные же нормальные периоды в классовом обществе прева­лируют общесоцйальные связи, более сильные и созидательные, чем классовые антагонизмы. Достойной внимания остается мысль Ф. Энгельса о том, что в действительном мире метафизические полярные противоположности существуют лишь во время кризи­сов, что весь великий ход развития происходит в форме взаимо­действия. Государство в силу своего социального назначения не может постоянно функционировать в режиме господства и наси­лия. Как свидетельствует история, деятельность государств по­добного типа (деспотических, авторитарных) имеет свои времен­ные пределы, которые по мере развития цивилизации все более сужаются.

Классовый характер государства связывает его с иными по­литическими явлениями. Поэтому перед государством и полити­ческой системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классо­вую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, осно­ванной на принципах демократии и права; направить усилия про­тивоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновре­менно и классовых проблем.

4. Государство стало первым результатом политической дея­тельности людей, определенным образом организованных и пред­ставляющих интересы конкретных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сде­лали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Государственность — форма бытия классового обще­ства.

В этой связи государство играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке оно устанавливает "правила игры" для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, порой ан­тагонистически противоречивых интересов. Демократическое го­сударство стремится обеспечить не только нормальное, мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникнет такая историческая необходимость. Госу­дарство как форма политического общежития по территории со­впадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом по­литической системы.

5. Государство — важнейший интегрирующий фактор, свя­зывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами — от строительства домов для престарелых, средств связи, транспортных артерий до энергети­ческого, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и произ­водства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, уп­равляющего общественными делами, государство посредством ап­парата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т. п.) сохра­няет определенную целостность политической системы, обеспечи­вает правопорядок в обществе.

6. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязы­вая, согласовывая интересы разных социальных групп, вырабаты­вая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изме­няется форма правления или политический режим), государству в их разрешении отводится особая роль. Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявле­нии — государственной власти. Только законная государствен­ная власть может обеспечить относительно безболезненный и бес­кровный переход к новому состоянию общества.

Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государства. Но аксиомой является то, что квинтэссенцией, результатом политичес­кой деятельности людей и их объединений выступает государствен­ная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления дек­ларативных или тайных целей. Самое существенное в государ­стве — не возможность объединения людей, не территория, а об­ладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего обще­ства является создание четкого, бесперебойно работающего право­вого механизма образования и осуществления государственной власти.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 413.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...