Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос № 13 «Социальные функции политики. Основные приоритеты российского государства».




Политология изучает не только политическую систему общества, ее важнейшие институты, политический режим, политическую культуру, положение и роль субъектов политических отношений, но и политику, понимаемую как деятельность политико-управленческих структур в различных сферах жизни общества. Она направлена на разрешение проблем внутренней жизни общества (внутренняя политика) и проблем, возникающих во взаимоотношениях с другими обществами и государствами (внешняя политика).

В свою очередь внутренняя политика подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

В узком смысле понятие “социальная политика” рассматривается как разновидность общей политики, имеющая свою специфику, а значит, свой объект воздействия. Объектом социальной политики является социальная сфера жизни общества, которую можно рассматривать как процесс функционирования и развития человека и общества. Все составляющие элементы общества, будь то социальная группа или индивид, по-своему включены в социальную сферу, занимают в обществе свое особое положение. Объектом социальной политики является социальная сфера, то субъектом ее выступают, прежде всего, институты политической системы – государство, партии, профсоюзы и другие общественно-политические объединения.

 

Первоначально считалось, что социальная политика выполняет функцию “регулятора труда и потребления”. Впоследствии к указанной функции были добавлены “функция повышения благосостояния народа” и “функция оказания социальных услуг населению”. В последние десятилетие тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются. Каковы же основные функции социальной политики?

Во-первых, это функция регулирования воспроизводства рабочей силы. В связи с развитием производственных сил, переходом от экстенсивного характера развития производства к интенсивному предъявляются более высокие требования к качеству рабочей силы. Поэтому объективно в развитых странах социальной сфере уделяется огромное внимание.

Во-вторых, функцией социальной политики является поощрение прогрессивных мотиваций к труду. Мировая практика знает несколько видов мотиваций: традиционный (образец, ритуал), этический (долг), административный (поощрение, наказание, иерархия), корпоративный (солидарность, участие), экономический (расчет, вознаграждение, экономический интерес). Практика показывает, что в современном обществе существуют все виды мотиваций, однако основную мотивационную роль играют в разном соотношении вознаграждение и участие.

В-третьих, к числу функций социальной политики относится социальная защита населения. Если социальная политика защищает индивидов от нужды и унижения и одновременно способствует согласию между социальными группами, то она справляется с процессом регулирования социальных интересов.

Социальная политика как регулятор разнообразных интересов социальных групп, эффективна лишь при условии, когда она вбирает в себя не только многообразие интересов, но и учитывает их иерархию, в соответствии с численностью и местом в системе общественного производства той или иной социальной группы. Только при этих условиях социальная политика будет способствовать стабильности общества. Социальная политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими или расходящимися интересами его социальных групп, слоев. В частности федеральные и региональные органы власти должны направлять свои усилия на поддержку социальных групп, способных создать необходимые структуры социального страхования, взаимопомощи и защиты. Такие группы могут включать профессиональные структуры, местные общины, кооперативы, региональные организации, общественные объединения и другие созданные для этой цели институты.

Социальная политика реализуется через государственные “одномоментные” решения – социальные мероприятия и через социальные программы. Социальные программы представляют собой систему социальных мероприятий, направленных на решение той или иной социальной проблемы. В социальной программе определяются: квалификация ситуации, решение, этапы решения задач, конкретные меры и способы реализации каждого этапа. Нередко при реализации социальной программы применяется так называемое “дерево целей”, позволяющее системно представить движение от этапа к этапу, реализацию программы, учесть необходимое количество задач, требующих решение на пути к ее достижению.

Свободное выражение суждений представителей всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики призвано стать важным средством “обратной связи” органов управления с массами, надежным защитным механизмом от разного рода проявлений волюнтаризма и субъективизма в социальной политике. Всеобъемлющий народный контроль над социальной политикой должен стать орудием против коррумпирования должностных лиц, установления социально неоправданных законов, неуплаты или занижения налогов и т.д.

Основные направления реализации социальной политики

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений ее реализации. К ним относятся: социальной страхование, социальная защита работников, политику в области заработанной платы, социальные меры на рынке труда, жилищную политику.

Основные усилия Правительства Российской Федерации сосредоточатся на следующих приоритетах социально-экономической политики, реализация которых будет обеспечена необходимыми бюджетными расходами:

социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал (расходы федерального бюджета на эти цели в прогнозный период составят в среднем 10,1% ВВП или около 50% расходов федерального бюджета);

обеспечение инновационного развития и поддержка высокотехнологичных секторов экономики («инновационные расходы» федерального бюджета в прогнозный период, по оценке Минэкономразвития России, составят в среднем около 4,5-5,2% всех расходов бюджета или около 0.9-1,1% ВВП. При сохранении расходов на поддержку науки будут расти расходы на поддержку высокотехнологичных секторов экономики);

диверсификация экономики и развитие инфраструктуры (расходы федерального бюджета на модернизацию транспортной инфраструктуры составят в среднем около 3,7-4,7% всех расходов бюджета или около 0,8-0,9% ВВП в 2011-2013 годах). В условиях кризиса государство было вынуждено сократить расходы на модернизацию транспортной инфраструктуры, и в связи с жесткими бюджетными ограничениями такая ситуация сохранится как минимум до 2012 года. В то же время транспортная инфраструктура остается в списке важнейших приоритетов и, начиная с 2013 года, расходы на нее будут увеличиваться. Расходы федерального бюджета на стимулирование диверсификации и поддержка отраслей, по оценке Минэкономразвития России, составят в среднем 1,1-1,3% ВВП или около 5,5-6,7% расходов бюджета, при этом по мере минимизации последствий кризиса общий уровень поддержки будет снижаться, а сами расходы переориентируются на стимулирование реализации модернизационных программ;

обеспечение обороны и безопасности(расходы федерального бюджета по 2 и 3 разделу классификации расходов федерального бюджета составят в среднем 5,1-5,4% ВВП в 2011-2013 гг.), при этом предполагается достаточно быстрое наращивание расходов в этой сфере с учетом необходимости масштабного перевооружения, увеличения закупок современного вооружения и военной техники, модернизации армии, перехода к новому облику вооруженных сил. Кроме того, с 2012 года предполагается осуществить реформу денежного довольствия;

сбалансированное региональное развитие (при этом поддержка регионального развития будет постепенно снижаться и в среднем за прогнозный период составит около 1,5% ВВП, что обусловлено улучшением финансового состояния регионов, восстановления экономического роста);

совершенствование бизнес-среды, поддержка малого бизнеса (на эти цели будет направлено в среднем около 0,2% расходов федерального бюджета в 2012 году). При этом общие расходы на поддержку малого бизнеса будут динамично расти с учетом наращивания финансирования в рамках иных квазибюджетных механизмов, в первую очередь Внешэкономбанка.

части социального развития и инвестиций в человеческий капитал:

поддержание в реальном выражении достигнутого уровня оплаты труда в бюджетной сфере, рост пенсионного и социального обеспечения, повышение адресности социальных выплат;

стабилизация ситуации на рынке труда. Сокращение мероприятий антикризисной поддержки, перенос акцента на реализацию мер по стимулированию трудовой мобильности населения, по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики. Будут также реализовываться меры, направленные на упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию условий их пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации;

развитие системы здравоохранения путем реформирования системы обязательного медицинского страхования, введения институтов страхования ответственности медицинских работников и защиты прав пациентов, модернизации используемого оборудования и технологий, формирования сети современных центров высоких медицинских технологий, а также перинатальных центров, продолжения реструктуризации учреждений здравоохранения, развития стационарозамещающих медицинских технологий, использования механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, увеличения доли медицинских учреждений новых организационно-правовых форм, в том числе в форме автономных учреждений;

развитие системы открытости образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;

продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья эконом-класса и малоэтажного жилищного строительства, восстановление снизившихся в условиях кризиса темпов роста покупок жилья на условиях ипотеки.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...