Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос № 11 «Политика и право. Правовая политика».




Древнеримские мыслители считали, что право — Богом дан­ное искусство добра и справедливости. По сути, в приведенной формуле дается нравственная характеристика права. В идеале взаимодействие политики и права должно приводить к их взаимо­усилению, а политику подпитывать, облагораживать началами добра и справедливости.

В нашей стране на протяжении десятилетий право рассмат­ривалось как инструмент политики, как способ юридического оформления политических решений, а не как самостоятельная социальная и культурная ценность. Незыблемым был тезис о примате политики над правом, политической власти над зако­ном.

В общественном сознании насаждалась мысль о второсте­пенной и малозначимой социальной роли права. Главными при­знавались экономика, политика, идеология, а не какие-то там правовые ценности, юридические начала. Бытовало упрощен­ное восприятие права как команды, идущей сверху, как указа­ний политических вождей. Предназначение права как норм, спо­собных оградить гражданина от произвола, защитить его честь, достоинство и неприкосновенность, замалчивалось.

В Западной Европе к решению проблемы соотношения поли­тики и права подходили по-другому. Так, еще французские фило­софы-материалисты XVIII в. Гольбах и Гельвеций утверждали, что право, законодательство играет в жизни решающую роль. Основоположник нормативистской теории права Г. Кельзен рас­сматривал право как самодостаточное и более высокое, чем эко­номика или политическая власть, явление. Согласно раннебуржуазной естественно-правовой теории право важнее и выше госу­дарства и политики. Именно положения этой теории стали актив­но утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы.

Думается, оба направления в определенной степени противо­поставляют эти явления друг другу. На практике же противопоставление, столкновение права и государства, политики и права неизбежно приводит к их взаимному ослаблению.

В действительности взаимосвязь политики и права достаточ­но сложна, многопланова. Их оптимальное взаимовлияние и бла­готворно, и социально полезно.

Позитивное право не существует там, где нет политики и са­мого главного политического института — государства. Как уже отмечалось, стратегический политический курс страны, поддержан­ный на выборах народом, становится концептуальной основой за­конотворческой деятельности. Государство юридически оформля­ет его, возводит в закон.

Еще более значительна роль государства в деле реализации права, проведения его в жизнь. Ведь неработающее, не реализующееся право мертво. И тут во многом справедливо утверждение, что "право есть ничто без аппарата, способного принудить к со­блюдению норм права"'. Правда, действие правовых норм нельзя сводить к государственному принуждению: на практике их реа­лизация происходит, как правило, без обращения к государству. Активно развивающееся, к примеру, договорное право, основанное на согласии сторон, не сможет играть сколько-нибудь важной роли в обществе, если для исполнения каждого договора придется идти в суд. Государственное принуждение приводится в действие, ког­да субъекты права действуют противоправно. Словом, действен­ность, жизненность права состоит не столько в государственном принуждении, сколько в совпадении воль, интересов общества и государства и конкретных индивидов, вступающих в правовые отношения.

Право, несомненно, имеет политическое содержание. Поэтому положение "Закон есть мера политическая, есть политика" в пер­вой своей части соответствует действительности. Однако для отож­дествления закона и политики нет оснований. Политика может быть неправовой, авантюристической и т. д.

Право воздействует на политику по различных направле­ниям. Прежде всего, посредством права конституционно зак­репляется общественно-политический строй общества, определя­ется правовой статус (законодательные границы) всех струк­турных элементов политической системы. В результате воздей­ствия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права и обязанности соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств.

Право придает легитимность политической власти и полити­ческим решениям, обеспечивает органам власти поддержку насе­ления даже в случаях принятия ими непопулярных решений. В правовую форму облекаются отношения по поводу государствен­ной власти, взаимоотношения между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и граж­данами, взаимосвязи с другими государствами.

Основные направления государственной политики также опос­редованы правом. Право делает политику более эффективной, гу­манной и социально ориентированной.

 

Право и политика – две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: с одной стороны, государство санкционирует и констатирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом.
Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. [c.17]
Отличие между политикой и правом состоит в том, что нормы права достаточно определенны и «устойчивы», а политика более изменчива и непостоянна. У разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по-разному. Политика является более гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей.

Можно выделить следующие основные варианты взаимодействия между политикой и правом:
1) подчинение политикой права (например, в силу «революционной» или иной «политической целесообразности»);
2) абсолютизация права и приписывание ему нереальных возможностей;
3) сохранение разумного взаимодействия политики и права: совпадение курса демократических реформ и задач формирования правового государства.
Гармоничное взаимодействие политики и права благотворно отражается как на самих рассматриваемых феноменах, так и на обществе в целом. Правовое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно демократической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием, для соответствующего совершенствования правовых норм в установленном порядке.
В современную эпоху вопрос о взаимосвязи и взаимодействии государственной политики с правом приобретает важнейшее значение еще и потому, что юридическое право только тогда справедливо и гуманно, когда оно одинаково обязательно, а права и обязанности равны для всех граждан, в том числе и для чиновников госаппарата, депутатов, руководителей государства. А действовать такое право будет только в условиях реального политического курса подлинно демократических и социальных реформ.
Принципиальным условием прогрессивного, демократического развития современной России является соблюдение требований ее Конституции, других законов, норм международного права, реализации «духа и буквы» эти документов в политической практике. «Государство должно их неукоснительно соблюдать во всех политических решениях. Такова самая важная и очевидная грань соотношения политики государства с правом, юридически воплощенном в законах»3.
Только политика, основывающаяся на праве, будет подлинно разумной, стабилизирующей и объединяющей общество. Вне права и морали нет места для гуманистической и демократической политики. Идеал – это правовая, высокоморальная политика.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...