Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания к занятиям




Катастрофа — это любое происшествие, влекущее за собой разрушения, подрыв экономики, гибель людей или ущерб их здоровью. Это любое происшествие, при котором более 10—15 чел. пострадавших, более 2—4 чел. погибших, у 50 человек и более одновременно групповые заболевания.

Медицина катастроф — это система преодоления последствий катастрофы и оказание всесторонней лечебной, санитарно-гигиенической помощи людям, находящимся в ее зоне.

Последствия катастроф зависят:

1) от особенностей поражающего фактора;

2) характера местной промышленности;

3) климатогеографических особенностей;

4) биологического характера населения (процента детей, женщин, пожилых людей);

5) социальных факторов;

6) иммиграционных процессов;

7) параметров населенного пункта, сезона года и времени суток.

Неблагоприятные санитарно-гигиенические условия в зонахбедствия, особенно при землетрясении и сильном наводнении,приводят к резкому осложнению санитарно-эпидемической обстановки. Потери среди населения могут возрастать с увеличением возможности возникновения и распространения инфекционных болезней, экологическими и другими проблемами, отрицательно влияющими на здоровье населения в районах бедствия. Катастрофы классифицируют следующим образом:

1) природные катастрофы — землетрясения, наводнения, ураганы, смерчи, извержения вулканов, снежные обвалы, засуха, морозы;

2) катастрофы, связанные с деятельностью человека (техногенные) — взрывы, разрушения, пожары, утечка сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), обвалы на шахтах, рудниках, обвалы зданий, транспортные крупные аварии на воде и суше;

3) социальные, специфические катастрофы — эпидемии, голод, беспорядки, война.

При ликвидации последствий катастроф возникают санитарно-эпидемиологические проблемы:

1) водоснабжения;

2) обеспечения населения продуктами питания (их хранение, приготовление и раздача);

3) загрязнения окружающей среды (почвы, воздуха, водоемов):

• утилизации пищевых и бытовых отходов;

• временных туалетов и канализации;

4) временного размещения пострадавших;

5) психических расстройств пострадавших;

6) обеспечения лекарствами и медицинским оборудованием.

7) санитарного просвещения и информирования.

В районе катастрофы проводят профилактические мероприятия. Решают проблемы загрязнения почвы и воздуха окружающей среды, удаления твердых отходов, захоронения трупов. Следует защитить коммунальные системы водоснабжения от загрязнения, очистить воду. Для удаления бытовых сточных вод допускается временно использовать поглощающие колодцы, которые одновременно являются и резервуарами жидких отходов. Свалки должны быть расположены на расстоянии не менее 1 км от жилых районов. В полевых условиях твердые отходы в идеале следует сжигать. Места размещения пострадавших должны быть отдалены от зоны загрязнения.

В обязанности медицинских работников входят:

1) проведение медико-санитарной разведки;

2) контроль за состоянием внешней среды и решение экологических проблем;

3) предотвращение опасности возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

4) предотвращение микробиологического заражения воды ипищи;

5) определение необходимости вакцинации населения;

6) решение проблемы обработки и обеззараживания воды;

7) контроль за гигиеническим состоянием временного жилья пострадавших;

8) проведение санитарно-просветительной работы среди населения;

9) решение проблем хранения и раздачи пищевых продуктов;

10) оказание первичной медико-санитарной помощи пострадавшим в местах катастроф.

В экстремальных условиях возникают следующие факторы риска:

1) механические факторы:

• механическая травма;

• электротравма;

2) физические факторы:

• ионизирующая радиация;

• шум;

• вибрация;

• баротравма;

3) химические факторы;

4) термические факторы:

• высокая и низкая температура;

• инфракрасное излучение;

5) биологические факторы (патогенные бактерии, вирусы, гельминты, простейшие);

6) антропогенные (техногенные) факторы (транспортные, производственные катастрофы);

7) социальные факторы:

• безработица;

• голод;

• общественные конфликты.

Сточные воды — это воды, которые были использованы для тех или иных нужд и получили при этом дополнительное загрязнение и примеси, изменившие их первоначальный состав.

Бытовые хозяйственные сточные воды могут ухудшать органолептические свойства воды (цвет и запах) и значительно бактериально загрязнять водоисточники (увеличивать количество возбудителей кишечных заболеваний и яиц гельминтов). Производственные сточные воды, кроме того, изменяют химический состав и рН воды, увеличивают количество вредных примесей в ней.

Источниками сточных вод являются бытовые жидкие отходы; вода, поступающая от жилых, общественных и лечебных зданий; производственные и промышленные жидкие отходы; вода, которая была использована в технологическом процессе; атмосферные воды, образующиеся в результате выпадения осадков. В составсточных вод входят пищевые отходы, химические вещества и патогенные и непатогенные микроорганизмы.

Целями обработки сточных вод являются уменьшение действия неприятных запахов и защита почвы и водоисточников от загрязнения. На самоочищение сточных вод оказывает влияние степень разбавления и скорость движения жидкости, в результате которых повышается процесс аэрации и ускоряется биологическое потребление кислорода.

Жидкие отходы собирают и удаляют, а затем очищают и обеззараживают. Очищают их следующим образом: отделяют тяжелые примеси или осаждают более легкие взвешенные вещества. Существует и биологическая переработка (освобождение сточной воды от органических загрязнений), которая основана на использовании микробиологических процессов окисления органических веществ; естественная биологическая очистка в природных условиях (почвенный метод очистки); искусственная биологическая очистка. При экстремальных ситуациях можно использовать почвенные методы очистки (естественные), где процесс происходит в верхнем слое почвы (толщиной до 40 см). В нем задерживается основное количество микробов (99,9 %) и происходит полная очистка от яиц гельминтов.

После механической очистки в специальных отстойниках для обеззараживания сточной воды можно использовать хлор (30—50 мг/л в течение 1 ч). Промышленные сточные воды обрабатывают только механическими методами. Метод подземной фильтрации следует использовать, только если общее количество сточных вод, поступающих на очистные сооружения, не превышает 25 м3/сут и если почва обладает достаточной фильтрационной способностью (мелко- и среднезернистые пески).

В состав твердых отходов входят бытовой мусор, пищевые отходы и промышленные отходы. В среднем на одного человека накапливается от 0,5 до 2 кг мусора в день. С гигиенической точки зрения большое значение имеют отбросы с содержанием органических веществ. Отрицательное влияние твердых отходов на здоровье в основном зависит от концентрации органических веществ, способных загнивать. Они являются хорошей средой для существования патогенных микроорганизмов и яиц гельминтов, вследствие чего представляют серьезную эпидемиологическую опасность (распространяют инфекцию), загрязняют почву и подземные воды и являются средой для размножения насекомых и грызунов.

На характер и состав отходов влияют климатические и географические условия и экономический характер населенного пункта. Мусор собирают и перевозят в назначенные места (на расстояние не менее чем 500 м от жилой зоны). Обеззараживают твердые отходы с помощью биотермического метода, основанного на способности твердых отбросов самонагреваться за счет деятельноститермофильных бактерий, что приводит к гибели микрофлоры. Участок для свалок в этом случае должен быть удален от жилого участка не менее чем на 1 км, уровень грунтовых вод — на глубине 1 м от поверхности земли. Также мусор можно сжигать.

Защищают окружающую среду от твердых отходов, контролируя санитарное состояние территории вокруг столовых, рынков, больниц и частоту и состояние почвы, воздуха и воды.

Санитарное состояние почвы в местах временного размещения оценивают по общему содержанию числа бактерий в 1 г почвы, титру кишечной палочки и санитарному числу (табл. 6.1).

Таблица 6.1. Показатели санитарного состояния почвы

Состояние почвы Коли-титр, г почвы Санитарное число Общее число бактерий в 1 г почвы
Чистая 1 и выше 0,98-1,0 До 2,5 млн
Загрязненная:      
слабо 1,0-0,1 0,85-0,98 То же
умеренно 0,01-0,001 0,75-0,85 Свыше 3 млн
сильно 0,001 и ниже Меньше 0,70 То же

Людей размещают в загородной зоне, т.е. на территории вне пределах зоны катастроф вблизи зеленого массива или открытого водоема с учетом расстояния от временных свалок и мест сбора мусора.

Ситуационная задача 6.1

Условие.В городе П. Владимирской области с численностью населения 100000 чел. находятся комбинат по производству медицинского оборудовании (термометров и манометров) и склады для хранения хлорной извести (около 50 тыс. т). Основным источником водоснабжения города является река, протекающая вблизи промышленной зоны.

Во время весеннего паводка, причиной которого явились сильные дожди и ураган, была затоплена значительная часть города, что привело к разрушению части комбината, городских складов и канализации. В результате сточные воды в реку стали спускать без предварительной обработки, что создало дополнительную угрозу для здоровья местного населения. Пострадало более чем 5 тыс. чел. Органы здравоохранения зарегистрировали более 50 случаев кишечных инфекционных заболеваний.

Задание.Дайте анализ ситуации, возникшей в городе П., и ее гигиеническую оценку.

Ответьте на вопросы и выполните задания.

1. Перечислите санитарно-эпидемиологические и экологические проблемы, возникающие в зоне катастроф.*

2. Оцените санитарно-эпидемиологическую и гигиеническую обстановку в зоне.*

3. Назовите заболевания, передающиеся водным путем, и перечислите характерные признаки водных эпидемий.*

4. Назовите особенности химических аварий и факторы, которые влияют на возможные потери среды населения.

5. Чем проявляется отрицательное влияние отходов производства на здоровье населения?

6. Определите перечень экстренных мероприятий по ликвидации последствий катастрофы.

7. Какие мероприятия следует осуществлять при возникновении ЧС, связанных с химическими веществами?

8. Перечислите основные принципы готовности к катастрофам.

9. Назовите пути решения проблемы временного водоснабжения и питания в случае возникновения катастроф (в полевых условиях).

10. Какова роль врача в решении проблем временного водоснабжения и питания?

Вариант ответа

Ситуация, возникшая в городе П. в результате стихийного бедствия, должна быть оценена в санитарно-гигиеническом и эпидемиологическом отношении как неблагоприятная. В результате частичного разрушения жилого фонда без крова осталось 5 тыс. чел., нуждающихся во временном расселении. Для этой цели могут быть использованы сохранившиеся гостиницы и общежития, а также школы, спортивные залы и другие свободные помещения. В них следует обеспечить условия проживания, питание и водоснабжение. Учитывая факт разрушения канализационной системы, что уже привело к возникновению острых кишечных инфекционных заболеваний, следует решить вопрос об ужесточении режима обработки воды на водопроводной станции, если она не повреждена, или перейти на водоснабжение с обеззараживанием индивидуальными средствами. Можно организовать завоз воды в цистернах из другой местности. Следует обратить внимание на возможность химических отравлений в результате разрушения комбината, работающего со ртутью, и складов хлорной извести. Следует организовать охрану и восстановление разрушенных участков подручными средствами.

1. Основными санитарно-эпидемиологическими и экологическими проблемами при возникновении катастроф являются:

а) загрязнение окружающей среды (почвы, воздуха и водоисточников) химическими, радиоактивными и другими веществами (в зависимости от вида катастрофы);

б) обеспечение населения доброкачественной питьевой водой;

в)      обеспечение населения продуктами питания (хранение, приготовление и раздача);

г) утилизация пищевых и бытовых отходов;

д) организация временных туалетов и канализации;

е) возможное скопление трупов погибших людей и животных, что может привести к вспышке инфекционных заболеваний и их распространению на пострадавшей территории.

2. В городе возникла ЧС в результате природной катастрофы(землетрясения), сопровождающаяся техногенным загрязнением среды. Результатом катастрофы может явиться:

а) занос и распространение инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения;

б) загрязнение среды обитания людей химическими веществами, в частности, ртутью;

в) социальный и экономический ущерб, связанный с разрушением жилья и других инфраструктур населенного пункта;

г) отсутствие специально подготовленного персонала, а также необходимого оборудования;

д) дефицит вакцин, лабораторно-диагностических и медицинских материалов и дезинфекционных средств.

3. Водным путем могут передаваться такие заболевания, как холера, брюшной тиф, паратифы, серозный менингит, инфекционный гепатит (болезнь Боткина), полиомиелит, дизентерия и ряд зоонозных заболеваний (заболевания животных, которыми может поражаться и человек). Для водных вспышек характерно одновременное заражение большого числа людей.

4. Химические аварии характеризуются:

а) внезапным загрязнением окружающей среды;

б)      массовостью поражения населения;

в)      большим количеством тяжелых поражений.

Существуют следующие факторы, которые влияют на возможные потери среди населения:

а) высокая плотность населения — свыше 9 чел./км2;

б)      класс токсичности промышленного яда;

в)      неблагоприятные метеорологические условия;

г) несвоевременность оповещения населения;

д)      недостаточный уровень подготовленности медицинского и технического персонала.

5. Отрицательное влияние отходов производства на здоровье населения зависит от их состава и концентрации входящих в них веществ. Они могут загрязнять почву и водоисточники, являться средой для размножения микроорганизмов, в том числе патогенных, субстратом для массового размножения насекомых и грызунов, источником распространения неприятных запахов. Также отходы могут вызвать отравление населения.

6. Экстренными мероприятиями по ликвидации последствий данной катастрофы являются:

а) своевременное оповещение населения с указанием источников опасности;

б) проведение углубленной санитарно-эпидемиологической разведки и максимально раннее определение факторов риска;

в) контроль всех гигиенически значимых объектов:

• систем водоснабжения и канализации;

• объектов пищевой промышленности и общественного питания;

• лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждений;

• объектов внешней среды;

• промышленных объектов, которые могут стать источниками вторичного поражения;

• мест временного расселения населения;

г) обеспечение контроля за состоянием окружающей среды;

д) оказание первичной медико-санитарной помощи пострадавшим (инфекционным больным и пострадавшим от ядовитых веществ);

е) координирование деятельности всех звеньев здравоохранения и обеспечение единого подхода к решению всех вопросов;

ж) обеспечение выполнения норм и правил размещения, питания, водоснабжения населения;

з) обеспечение своевременности и правильности захоронения трупов людей и животных;

и) обеспечение постоянного взаимодействия служб здравоохранения и служб Министерства по делам гражданской стороны и чрезвычайных ситуаций и катастроф Российской Федерации, а также других служб, задействованных в данной ситуации.

7. При возникновении ЧС, связанных с химическими ядами, осуществляют следующие мероприятия:

а) оперативное оповещение персонала, граждан, местных органов и службы здравоохранения;

б) использование средств индивидуальной и коллективной защиты;

в) эвакуация граждан из опасного сектора;

г) сбор зараженных материалов, грунта и их дегазация;

д) оценка пригодности источников водоснабжения и имеющихся в наличии продуктов питании;

е) медицинская помощь пострадавшим;

ж) химическая разведка в зоне аварии;

з) контроль санитарной обстановки в зоне заражения;

и) оценка состояния здоровья людей.

8. Основными принципами готовности к катастрофам являются:

а) наличие национального плана оказания помощи при катастрофах;

б) необходимость обучения правилам оказания первой медицинской помощи и организации групп взаимопомощи;

в) наличие в лечебных учреждениях плана мероприятий на случаи возникновения катастроф и периодическое проведение учений персонала;

г) подготовка медперсонала к оказанию первой медицинской и специализированной помощи;

д) подготовка транспорта и особенно авиатехнических средств для решения задач медицины катастроф;

е) обучение учащихся в школах и институтах основным принципам оказания первичной медико-санитарной помощи населению.

9. Пути решения проблемы времени водоснабжения и питаниянаселения в полевых условиях включают:

а) разведку и установление санитарного контроля над источниками;

б) отбор проб для лабораторного исследования;

в) выбор методов обработки питьевой воды в полевых условиях (использование метода гиперхлорирования, кипячения);

г) использование табельных средств очистки и обеззараживания воды в полевых условиях;

д) установление минимальной нормы потребности в воде длянаселения — 10 л в день, для больниц — 50 л в день на койку идля спасателей и военнослужащих — 14,5 л в день.

В полевых условиях медицинский персонал организует и осуществляет систематический контроль за качеством питания (санитарная экспертиза), условиями хранения и транспортировки пищевых продуктов, санитарным состоянием пищевых объектов, состоянием здоровья и личной гигиеной персонала службы питания. Подозрительные пищевые продукты подлежат изъятию. Пищу пробуют для оценки ее готовности, внешнего вида и вкуса. Выполняются основные требования по профилактике пищевых токсикоинфекций и бактериальных токсикозов.

10. Роль врача в решении проблем временного водоснабжения и питания заключается:

а) в проведении медико-санитарной разведки;

б) оказании первичной медико-санитарной помощи пострадавшим;

в) проведении санитарно-просветительной работы среди населения;

г) профилактике инфекционных заболеваний;

д) контроле хранения, обработки, приготовления и раздачипищевых продуктов;

е) контроле обработки и нормирования питьевой воды;

ж) участии во временном размещении пострадавших.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 6.2










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...