Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Соотношение понятий: обучение, воспитание, развитие и социализация.
Основные понятия психологии обучения: обучение, научение, учение, усвоение, освоение. Психологическая сущность учения. Основные положения различных подходов в решении проблемы соотношения обучения и развития. Л.С.Выготский о подходах к проблеме соотношения обучения и развития. Связь обучения и развития в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. «Зона ближайшего развития» в контексте проблемы соотношения обучения и развития (концепции Ж.Пиаже и Л.С.Выготского). Воспитание как целенаправленное формирование личности. Социализация, ее психологические механизмы. Тема 3. Методология как учение о методе. Структурно-функциональный анализ методов психологического исследования. Структура методологии науки: философские знания; общенаучная и конкретно-научная методология; методика и техника исследования. Функции методологического знания. Методологические принципы психологии. Исследовательские возможности различных методов. Понятие о методе научного исследования в психологии. Подходы к определению метода научного исследования в отечественной психологии: метод как способ получения эмпирических данных; как совокупность, организационных, эмпирических, интерпретационных процедур и методов обработки данных; как активное проектирование процесса освоения общественно-исторического опыта, моделирование развития психики, как целенаправленное формирование личностных качеств в процессе экспериментального обучения. Тема 4. Психические процессы: их сущность, психологические механизмы. Ощущение и восприятие как процессы чувственного познания, их виды, свойства, особенности развития в детском возрасте. Внимание, его функции в осуществлении деятельности. Виды внимания. Основные свойства внимания, условия их продуктивности. Память как процесс отражения прошлого и непосредственного опыта. Типы и виды памяти. Приемы запоминания: рациональные и мнемотехнические. Условия эффективности запоминания. Мышление как психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мыслительные операции. Анализ через синтез как основной механизм мышления. Индивидуальные особенности мышления. Воображение как психический процесс создания новых образов. Виды воображения, психологические механизмы создания образов воображения. Развитие воображения у детей. Тема 5. Психологическая характеристика деятельности. Категория деятельности в психологии, ее полифункциональность. Основные характеристики человеческой деятельности – предметность и субъектность. Структура деятельности – мотивы, цели, способы осуществления. Виды деятельности. Содержание и структура профессиональной деятельности. Учебная, игровая деятельность. Познавательная и творческая деятельность. Ведущая деятельность, влияние ее содержания и процесса освоения на психическое развитие. Индивидуальные особенности деятельности. Понятие «стиль деятельности».
Тема 6. Психологическая сущность личности. Индивидуально-психологические свойства личности. Становление понятия «личность» в психологии. Понятие «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность». Человек как индивид. Человек как субъект деятельности, познания, общения. Человек как личность. Общее представление о личности в психологии. Проблема структуры личности. Потребности и мотивы в структуре личности. Самосознание, самооценка как психологические характеристики личности. Цели личности и уровень ее притязаний. Развитие личности в онтогинезе. Темперамент в структуре личности. Основные направления исследования темперамента в отечественной дифференциальной психологии. Характер как совокупность устойчивых психических свойств человека, как единство индивидуального и типического. Структура характера. Черты характера, выражающие отношение человека к действительности, и черты, определяющие готовность управлять своим поведением. Концепция акцентуаций характера, типы акцентуаций. Понятие о способностях и задатках. Общие и специальные способности. Одаренность, ее сущность и виды. Талант и гениальность. Проблема диагностики способностей.
Тема 7. Теории обучения, их психологическое обоснование. Ассоциативно-рефлекторные теории: теория программированного обучения; ассоциативная теория, аналитико-синтетическая теория. Деятельностные теории учения: базовые понятия теории (деятельность, действие, задача), история становления. Теории учения, образующие группу деятельностной теории учения: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). Гипотеза о поэтапном формировании умственных действий. Состав умственного действия и возможные типы его ориентировочной основы. Этапы формирования умственных действий. Возможности и ограничения реализации данной концепции в широкой образовательной практике. Теория проблемного обучения. Содержание основных понятий теории проблемного обучения: проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос, проблемное задание. Способы создания и использования проблемных ситуаций в процессе обучения. Теория учебной деятельности, её сущность, структура, проблемы формирования. Тема 8. Проблема движущих сил психического развития ребенка в отечественной психологии Концепция культурно-исторического развития психики человека Л.С. Выготского. Учение о предмете и методе исследования психического развития. Закон развития высших психических функций и его теоретическое значение. Роль среды в психическом развитии. Проблема взаимосвязи обучения в развитии ребенка. Понятие "зоны ближайшего развития", его теоретическое и практическое значение. Проблема сензитивных периодов. Динамика психического развития как чередование стабильных и критических периодов развития. Возрастные кризисы, их характеристика и значения. Зависимость развития от содержания и структуры деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец). Роль общения в психическом развитии ребенка. Проблема генезиса и развития форм общения в онтогенезе (М.И. Лисина).
Тема 9. Проблема периодизации психического развития в онтогенезе Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социально-исторический характер происхождения и длительности детства, возникновения и последовательности отдельных периодов детства. Проблема акселерации (ускорения) психического развития. Амплификация психического развития, как наиболее полное использование потенциала развития каждой возрастной стадии (А.В. Запорожец). Прерывность -непрерывность характера психического развития в жизненном цикле человека. Проблема периодизации психического развития в трудах Л.С. Выготского. Значение кризисов в психическом развитии ребенка. Проблема Периодизации в зарубежной психологии (А. Гезелл, С. Холл, К. Бюлер, З. Фрейд, Э. Эриксон, Валлон, Ж. Пиаже). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 397. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |