Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1. Характеристика профессионально-педагогической деятельности.
Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности.Основные виды педагогической деятельности. Функции и цели педагогической деятельности. Профессионально-значимые качества личности педагога, пути их развития и совершенствования. Понятие профессиональной компетентности в деятельности педагога. Профессиональное становление педагога. Факторы профессионального становления.
Тема 2. Педагогика как наука. Становление и развитие педагогики как науки. Педагогика в системе знаний и наук о человеке. Объект, предмет и функции педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики (образование, обучение, воспитание, педагогическая система, педагогическое взаимодействие и др.). Связи педагогики с другими фундаментальными науками. Структура педагогической науки. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки.
Тема 3. Методология и методологические основы педагогической науки. Понятие методологии и методологических основ науки. Методология и мировоззрение. Функции методологического знания. Философские положения и идеи как методологическая основа педагогических наук. Основные методологические принципы научно-педагогических исследований. Научное познание в педагогике, его специфика и характеристика. Уровни научно-педагогического познания. Многообразие методов научно-педагогических исследований, их содержательная и сравнительная характеристики. Комплексное использование методов в процессе проведения научно-педагогических исследований.
Тема 4. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Сущность образования как педагогической категории. Различные трактовки феномена «образование». Современная система отечественного образования. Образовательная политика в России. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Основные направления модернизации российского образования. Непрерывное образование: сущность, функции, принципы и пути реализации. Вариативные типы и виды образовательных учреждений в современной системе образования. Государственный образовательный стандарт и образовательные программы. Научные подходы к организации управления образованием. Государственно-общественный характер управления образовательными системами.
Тема 5.Содержание образования. Содержание образования, зависимость его от общественного развития, социальных, экономических и политических условий. Различные подходы к конструированию содержания образования. Критерии отбора содержания образования. Государственный образовательный стандарт общего образования. Базовая, вариативная составляющие содержания образования. ФГТ и ФГОС НОО. Многообразие и вариативность образовательных программ.
Тема 6. Педагогический процесс. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Теории целостного педагогический процесса: сущность, движущие силы, структура и логика. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Сущностные характеристики педагогического процесса: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность. Цели, содержание, способы, формы организации и результаты педагогического процесса как его составляющие. Процессы воспитания, обучения и развития в педагогическом процессе.
Тема 7. Воспитание в целостной структуре образовательного процесса. Сущность процесса воспитания, его характерные особенности. Личность как объект и субъект воспитания. Цели и задачи воспитания. Основные направления воспитания. Принципы воспитания как отражение воспитательного процесса, их историко-педагогический анализ (принципы природосообразности, культуросообразности, комплексности, связи воспитания с жизнью и др.). Методы воспитания и их основные классификации. Организационные формы воспитания. Воспитательные системы, их сущность, функции, этапы становления и развития. Классические и авторские воспитательные концепции (Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, И.П. Волков, М.Л. Щетинин, И.П. Иванов и др.).
Тема 8. Теория обучения. Характеристика дидактики как науки. Категориально-понятийный аппарат дидактики. Объект и предмет дидактики. Задачи и функции дидактики. Характеристика обучения как дидактического процесса. Структурные компоненты процесса обучения: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Функции и закономерности обучения и его принципы. Методы обучения и их классификация. Формы и средства обучения. Их классификация, связь с содержанием и методами. Типы, виды, методы, формы контроля в обучении. Оценка результатов в обучении.
Тема 9. Современные педагогические технологии. Эволюция понятия «педагогическая технология», современные подходы к его определению». Компоненты педагогической технологии: цели, средства (содержание, формы, методы), способы действия, условия, управление, результат. Уровни педагогических технологий. Критерии технологичности. Типология педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Развивающие технологии. Технология оценки учебных достижений. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса. Критерии выбора педагогической технологии. Тема 10. История образования и педагогической мысли Исторический подход в изучении педагогических явлений. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Основные авторские педагогические системы прошлого. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX в. Основные реформы образовательной политики XX в. Тенденции развития образования в мире и его реформы в начале XXI века. Идеи Болонского процесса. Значение зарубежного опыта для реформ системы образования в России. РАЗДЕЛ II: ПСИХОЛОГИЯ Тема 1. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе. Категория развития в психологии. Источники, движущие силы и условия психического развития. Теории психического развития: биогенетическое, социогенетические, психоаналитические теории, теории конвергенции двух факторов, эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона, женевская школа генетической психологии Ж. Пиаже. Стадии интеллектуального развития ребенка. Становление мышления и нравственности в работах Л. Колберга. Концепция научения. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Теория развития высших психических функций: опосредованность и интериоризация в психическом развитии, понятие «идеальной формы». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 262. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |