Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стадии формирования страсти.
Процесс формирования страсти условно разделяют на четыре стадии. Первая стадия – увидеть в себе возникновение прилога. Прилог возникает в сознании человека от впечатлений от увиденного, по какой-либо другой причине или как образ, навязанный врагом – дьяволом. Но прилог приходит помимо воли человека, без его соизволения и участия. Человек сам волен принять прилог в сердце или отринуть его. Вторая стадия – прилог принят, он уже обдумывается, делается своим. Отцы называют это также сочетанием или собеседованием с помыслом. Третья стадия – это склонение к помыслу, или сосложение, когда воля человека уже подчинилась влиянию греховной мысли и человек уже готов перейти к действиям. Мы помним слова Господа в Евангелии: «Из сердца исходят злые помыслы…(Мф. 15:19HYPERLINK "http://azbyka.ru/biblia/?Mt.15:19&cr&rus"). Грех начинается «со злого помысла» о нем. И апостол Иаков пишет:«Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть» (Иак. 1:15HYPERLINK "http://azbyka.ru/biblia/?Jac.1:15&cr&rus"). Четвертая стадия – пленения помыслом. Греховный помысел переходит в действие (поступок, слова). Для человека неискушенного в духовной брани заражение страстными помыслами происходит намного быстрее. Начальные этапы развития помыслов (прилог-сочетаниесосложение) часто проходят вообще не замеченными, и только на уровне пленения, если начинается борьба с развивающимися страстями, выходят наружу. Мы говорили уже, что мысли наши далеко не всегда наши, а приходят от «врага». Зная это, Святые отцы предлагают не пугаться их, и не впадать в уныние от собственной греховности. Это и есть один из моментов духовной брани. Помыслов не нужно бояться, но и не нужно беседовать с ними. А также следует себя ограждать от искушений. Ведь каждый человек сам хорошо знает, что для него является ситуацией искушения. Вот очень важный момент, на который обычные психологи не обращают внимания и даже не рассматривают. Нам же следует пристальнее вглядеться в него. То, о чем сказано ниже, открывается нам только святоотеческим опытом. Необходимо воспринимать помыслы как что-то внешнее, не имеющее к нам отношения. Необходимо помнить, что самому без Божией помощи с искушением не справиться. А внутренне спокойно, трезво наблюдать за развитием помысла может человек, уже имеющий некоторый духовной опыт и очищенное покаянием сознание. В этом случае ему даются благодатные силы противостоять им. Итак, желающему освободиться от страстей надо обучаться тому, чтобы умерщвлять дурные помыслы в зародыше, «разбивать младенцев их о камень» (см.: HYPERLINK "http://azbyka.ru/biblia/?Ps.136:9&cr&rus"Пс. 136: 9HYPERLINK "http://azbyka.ru/biblia/?Ps.136:9&cr&rus"). А зародыш помысла есть (как уже было сказано выше) – прилог. Начинать борьбу с помыслами необходимо с молитв ко Господу, святым и ангелу-хранителю. Это важно для того чтобы мы удерживались приписывать успехи духовной брани нашим собственным стараниям, а только помощи Божией. Пример работы по самонаблюдению с помыслом блуда. Пример тот же. Человек испытывает сильное искушение войти в порносайт…. Прилог Я сегодня очень устал, пойду включу компьютер и расслаблюсь… Что необходимо сделать, чтобы страсть не развивалась дальше: я же знаю, что обязательно зайду в порносайт. Господи, помоги мне удержаться! Сочетание Да ничего особенного, я просто включу и посмотрю почту, это ведь ничего не значит… Чтобы помысел не развивался дальше надо переложить мысли на благое. Да, но ведь я себя знаю, лучше, если я попробую расслабиться иначе. Пойду – покатаюсь на велосипеде… Я знаю, что для меня лучше избегать пока искушений. Сосложение Да ничего страшного, все сидят в этих сайтах. Никто от этого не умер. Да и вообще, почему именно сегодня. Ведь я сейчас устал и какой… вообще мне нужен велосипед? Тут необходимо до наступления пленения суметь посмотреть на себя со стороны. Увидеть свою духовную слабость и как, по сути во внутреннем диалоге происходит общение и разговор с бесом. И тогда реально задать себе вопрос: что я выбираю Христа или дьявола? (Господи, помоги мне не предавать Тебя!) Пленение Да и вообще, причем здесь Христос? Я думать об этом не хочу… Приведенный пример не может служить идеальной схемой во всех случаях. Внутреннюю жизнь человека конечно нельзя ограничивать схемами и алгоритмами. Но для лучшего понимания сути процесса нам приходится к этому прибегнуть. По-настоящему работа с помыслами – это и есть суть православной аскетики – науки из наук. В монастырях монашествующие исповедовали свои помыслы старцу. Нам, мирянам, многим, лишенным духовного руководства, необходимо не только избавляться от греховных помыслов и не допускать их в свою душу, но и заполнять ее мыслями другими – и все это осваивать личным опытом духовной брани. В идеале эта работа является частью аскетической практики, выработанной Восточным христианством. Она приводит к чистому сознанию, внутреннему безмолвию, к постоянному молитвенному предстоянию перед Богом – тому, что именуется в православной аскетике ИСИХАЗМОМ. Но это уже совсем другая тема для разговора. И нам следует здесь остановиться…. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 271. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |