Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психоанализ и другие методы психотерапии в решении проблемы невроза




Лечением неврозов занимаются и врачи, и психиатры, и психотерапевты различных направлений. Количество этих направлений таково, что точной цифры никто не назовет. Если вы возьмете в руки «Психотерапевтическую энциклопедию» под редакцией Б. Д. Карвасарского, то, скорее всего, вы просто растеряетесь в этом море названий. Их уже невозможно ни сосчитать, ни классифицировать. В одной статье называлась цифра более 200. Все время происходит «изобретение» какого-то нового психотерапевтического метода лечения. И это тоже не случайность. Это говорит о том же самом, о чем нам говорит успешное развитие фармацевтической промышленности. Очевидно, что проблема не находит решения. И причина тому, что мы не имеем целостной концепции ее возникновения.

Для прояснения вопроса нам следует хотя бы немного рассмотреть несколько широко известных психотерапевтических направлений.

Психоанализ , в сущности, видит в неврозе результат психодинамических процессов. Психоаналитик, в соответствии с этим, пытается лечить человека, приводя в действие новые психодинамические процессы, например, перенос. (Под этим названием понимается перенос пациентом на психоаналитика чувств, испытываемых им к другим людям в раннем детстве, то есть проекция ранних детских отношений и желаний на другое лицо). Таким образом, выявляются и прорабатываются внутренние конфликты, приводящие к невротическим расстройствам.

Все аналитически ориентированные психотерапевтические методы направлены главным образом на то, чтобы прояснить в сознании пациента первичные условия возникновения условного рефлекса – именно внешнюю и внутреннюю ситуацию при первом проявлении невротического симптома. Предполагается, что корни проблемы коренятся в детских, вытесненных на бессознательный уровень переживаниях. Поэтому психоаналитическая терапия невротических расстройств может длиться годами. В этом процессе происходит медленное и последовательное исследование причин их возникновения. К сожалению, длительность процесса не всегда является гарантией результата. Далеко не всегда проведенный психоанализ освобождает человека от невротических симптомов.

Есть даже такой анекдот, который любят рассказывать психоаналитики, осознающие ограничения своего метода; Встречаются два психоаналитика, они не виделись 10 лет. Завязывается разговор, как обычно о работе, о клиентах. Один спрашивает другого: «Слушай, а как тот твой пациент, которого ты так долго лечил от энуреза (ночного недержания мочи)? Поправился?» На что другой уверенно отвечает: «Нет, но теперь он этим может гордиться!»

Трудности в лечении неврозов навязчивых состояний и фобий обусловлены еще и тем, что эти состояния усугубляются стремлением избежать ситуаций, вызывающих тревогу. Бегство от собственного страха путем избегания вызывающей страх ситуации, играет решающую роль в фиксации невротического паттерна реагирования по типу фобии. Такое представление о неврозе находит подтверждение, как в психоаналитическом подходе, так и у поведенчески ориентированных терапевтов.

Поведенческая психотерапия, связанная с теорией научения, определяет невроз как результат процессов научения или обусловливания. И в соответствии с этим предлагает воздействовать на невроз, организуя своего рода переучивание, переобусловливание. Сложности возникают в том, что невроз, как таковой – явный, фиксированный невроз – порождается не только первичными условиями, но и (вторичным) закреплением. Закрепляется же условный рефлекс страхом ожидания возникновения симптома. И если мы хотим, так сказать, «разомкнуть» закрепившийся рефлекс, важно, прежде всего, устранить страх ожидания. Сама терапия осуществляется, как медленное переучивание.

Поведенческий терапевт выстраивает свою терапию, определяя с клиентом иерархию фобий. К примеру, клиент боится ездить на лифте. Работа производиться т.о., что начинается с преодоления самого слабого страха. Человеку дается задание подойти к лифту, открыть, зайти, выйти. Если с этим заданием клиент справляется, то ему предлагается подняться сначала на один этаж. И так далее. Понятно, что такой способ тоже имеет свои ограничения.

Логотерапия или лечение смыслом – это направление в лечении неврозов, фобий и депрессий, которое разработал австрийский психотерапевт Виктор Франкл (1905-1997 г.)

На этом методе лечения следует остановиться подробнее, поскольку нам еще предстоит подойти к вопросам смысла, но не так, как это понимал Франкл, а так, как на этот вопрос отвечает святоотеческая антропология.

Рядом с датами 1942-1945 в биографии Франкла стоит короткая строчка: пребывание в нацистских концлагерях. Этот период жизни для него был настолько важным личным опытом, что послужил основанием для создания им нового направления в психотерапии. Названия его статей говорят сами за себя: «Человек перед вопросом о смысле», «Экзистенциальный вакуум: вызов психиатрии».

Мы можем только догадываться о том внутреннем опыте, который пережил В. Франкл. Несомненно, этот его личный опыт связан с «пробудившейся» духовностью, с его верой, с молитвой, с размышлениями о смысле жизни.

Западное материально пресыщенное общество столкнулось с типом неврозов, связанных с утратой смысла жизни в середине прошлого века. Именно в этом направлении развивалась мысль Франкла с 60-х годов прошлого столетия. До нашей страны эхо его славы докатилось на рубеже 80-х.

Работы Франкла сразу же завоевали внимание в нашей стране. Русский человек не может обойти такую важную «деталь» жизни, как поиск в ней смысла.

Подвижники православной веры тоже ставили этот вопрос перед собой. И давали вполне точные и исчерпывающие ответы. Ответы, которые наполняли их ежедневное бытие подвигом веры. Их опыт и знание в настоящее время нам просто необходимы. Развитие православной психотерапии без опытного изучения этих знаний просго невозможно.

Метод, который был предложен Франклом, получил название метода парадоксальной интенции. Терапевт, практикующий этот метод, требует от пациента, чтобы он захотел осуществления того (при фобии), или соответственно сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается. В этом случае идет переоценка смысла происходящего. Франкл указывает на то, что парадоксальное намерение (интенция) должно быть сформулировано в юмористической форме. Юмор дает человеку возможность занять дистанцию по отношению ко многим ситуациям, в том числе и к самому себе. И обрести тем самым, больший контроль над собой. Там где есть юмор, там не может быть страха. А как мы помним, именно страх от ожидания возникновения симптома является тем мучительным состоянием, которым характеризуется невротическое расстройство.

Благодаря возможности посмотреть на себя со стороны, человек как бы переводит фокус внимания со своего эго, убирая чувство собственной значимости, перестает тревожиться о впечатлении, какое он производит на окружающих. В психологии это носит название – децентрация. В православной аскетике этот процесс сродни освобождению от тщеславия (тщетная слава). Также можно сказать, что в этот момент человек лишен страсти человекоугодия. Он в доверчивой простоте смиряется перед Богом.

Франкл приводит ряд примеров, когда этот метод дает быстрые результаты.

Однако далеко не во всех случаях метод парадоксальной интенции срабатывает. Есть ряд невротических проявлений, к которым применить его невозможно. К примеру, работая с паническими атаками, которые могут возникнуть во время езды в автомобиле, я не могу сказать человеку: «Вам надо постараться захотеть, чтобы ваше сердце сейчас разорвалось». Мне приходилось использовать этот метод, но «модифицировано». В моей работе во многих случаях включался, если так можно выразиться, «ресурс веры». Опираясь только на себя, мы далеко не продвинемся. Опытно мы в этом убеждаемся постоянно.

Виктора Франкла, в более широком плане, относят к экзистенциально ориентированным психотерапевтам. Экзистенциальная психотерапия (англ. existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии, которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе).

Главу под названием «Человек перед вопросом о смысле», Франкл начинает со слов: «У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия. Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты». [ Франкл В., 1990, с.24]

Со времени написания этих строк прошло более 40 лет. И они по-прежнему актуальны. А возможно, еще и в большей степени. Именно Франкл обозначил особенность невроза нашего времени, как невроза ноогенного. НУС — (греческое nus – ум, мысль, разум), одно из центральных понятий древнегреческой философии: дух, разум, смысл, мысль.

Нас уже не удивляет растущее количество подростковых суицидов, ранний алкоголизм, наркозависимость, зависимость от компьютерных игр…. Все это приметы времени, напрямую связанные с отсутствием смысла в жизни у подростков и молодежи.

Находясь в бездуховном пространстве, душа не может найти выхода из этого тупика. И появляются суррогатные радости, появляются ложные идолы.

Радость от человеческого общения утрачивается. Мы разучились общаться. Созданный по Образу и Подобию Святой Троицы, человек призван к общению.

Он всегда пребывает в общении. Это общение происходит или с самим собой, или диалог с другими людьми, или это общение с Богом. Более того, наше общение полифонично. Одновременно могут присутствовать все три формы общения. Однако расплывчатые представления о Боге ограничивают возможности психотерапевтов экзистенциального направления. Истинное изучение, а соответственно и исцеление человека, не может происходить отдельно от процесса познавания Бога. Возможный полный ответ на проблему невротического проявления, находится не в плоскости земного бытия, в которой работает психотерапевт, а в вертикали духовности.

Новизна подхода Франкла заключается в том, что он предлагает человеку обратиться к изменению на ценностном уровне. К изменению сформировавшейся установки человеку приходится прибегать, когда он находится во власти обстоятельств, на которые не в силах повлиять. Однако в любых обстоятельствах человек свободензанять осмысленную позицию по отношению к ним.

Опыт показывает, что при психотерапии неврозов, так или иначе мы всегда выходим на вопросы смысла жизни. Этого необходимо касаться в том случае, если мы хотим получить устойчивый долгосрочный результат.

Есть еще такая форма работы, как групповая психотерапия. Групповая работа имеет свою динамику. Но, характерно то, что хорошо работающая группа постепенно переходит к вопросам о смысле жизни. Я это замечала много раз. И тут очень важно, какой концепции придерживается психотерапевт. Как бы мы ни старались проводить терапию, мировоззрение психотерапевта обязательно сказывается на группе. И для развития групповой динамики лучше, если психотерапевт заявит о своем мировоззрении участникам группы предельно ясно, и в самом начале групповой работы.

Правильной постановкой вопроса, согласно Франклу, является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. Каждая ситуация согласно его теории, несет в себе новый смысл, разный для разных людей. Но для каждого он является единственно истинным. Не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации этот смысл может меняться. В нахождении и отыскании смыслов человеку помогает совесть. Совесть Франкл определяет как смысловой орган, как интуитивную способность отыскивать единственный смысл, кроющийся для человека в каждой ситуации.

Этот момент, безусловно, очень важен в психотерапевтической работе. Поскольку далеко не все внутриличностные конфликты были сформированы так называемыми детскими травмами. При внимательной работе с клиентом начинают всплывать моменты, когда человек отказывался внимать голосу совести и совершал поступки исходя из соображений выгоды или безопасности. В христианстве это сопряжено с нарушением заповедей. Все более очевидным для меня, как для практикующего православного психолога, становится тот факт, что духовные законы существуют, хотя далеко не всегда очевидны (видимы нашими очами). И нарушение их не остается без последствий. Иногда, а возможно гораздо чаще, чем мы думаем, возникают ситуации или внутренние состояния, которые не объясняются детскими травмами. Или, если точнее выразиться, детскими травмами не дается исчерпывающего объяснения невротического состояния человека. Есть что-то еще, что остается «за кадром» жизненной хроники человека. Иногда эти состояния можно разрешить, только проанализировав моменты «отпадения человека от Бога». Зачастую невротические состояния «лечатся» глубоким покаянием.

Таким образом, несмотря на притягательность учения Франкла, мы видим ограничения в его понимании смысла человеческого бытия, по сравнению с тем, как это представлено в православной антропологии. С одной стороны, Бог занимает почетное место в теории Франкла, а религиозная вера – в практике логотерапии. С другой стороны, понятие религии используется им в столь широком смысле, что оно включает в себя и агностицизм Агностицизм (от греческого agnostos — недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности.(от греч. недоступный познанию – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания), и даже атеизм.

Чтобы полнее ответить на вопрос, в чем ограниченность учения Франкла о смысле, нам необходимо вопрос о сиуюминутном смысле, о смысле для каждой конкретной ситуации, перевести в рассматривание смысла вообще – в целом смысла человеческой жизни.

Ведь если мы не имеем ответа на этот вопрос, тогда вряд ли мы можем рассчитывать на истинное полное исцеление от невроза. В этом случае нам просто придется смириться, что невротическое состояние – это нормальное состояние человека. И все зависит только от степени его тяжести. Если состояние не очень беспокоит, то значит, его можно считать условно нормой. А начинать работать только тогда, когда оно причиняет неудобства. Примерно так рассуждают секулярные психотерапевты.

Однако есть точка зрения, согласно которой то, что мы принимаем за условную норму, это не норма. Таким видит человека православная антропология.

Таким образом, вопрос о том есть ли исчерпывающий ответ на вопрос о смысле человеческой жизни для лечения неврозов совсем не праздный. Именно от верного ответа на него зависит и результат психотерапии.

Нам важно увидеть, как легко может произойти подмена смыслов, каким образом и почему происходит эта подмена. И как реально на практике обретается этот истинный и безусловный смысл.

И тут мы снова обращаемся к православию. Но теперь уже к православным русским философам. Агностицизм (от греческого agnostos — недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...