Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие невроза. Медицинский подход




Очерки православной психотерапии

Легостаева Марина Вениаминовна

Оглавление

 

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493518"Введение

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493519"Часть 1

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493520"О месте православной психотерапии при лечении невротических HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493520"расстройств

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493521"1.1. Как возникла идея совместить психотерапию в ее HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493521"современном понимании со святоотеческим подходом к человеку

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493522"1.2. Понятие невроза. Медицинский подход

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493523"1.3. Психоанализ и другие методы психотерапии в решении HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493523"проблемы невроза

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493524"1.4. Понятия смысла в русской православной мысли. Небольшое HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493524"лирическое отступление

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493525"1.5. Возникновение невротических проявлений, как возможность HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493525"обретения Истины

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493526"1.6. Покаяние, как внутренний творческий акт, приводящий к HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493526"исцелению

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493527"1.7. О пятой заповеди и о прощении обиды

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493528"1.8. Несколько слов о понятии смирения и результатах, к HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493528"которым оно приводит

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493529"1.9. Взгляд на психотерапию, как попытку науки обрести Истину, HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493529"которая существует, но была утрачена вследствие рационального, HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493529"материалистического подхода к проблеме человека

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493530"1.10. Возникновения духово-ориентированной психотерапии как HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493530"дальнейший эволюционный процесс развития HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493530"психотерапевтического опыта

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493531"1.11. Основополагающие принципы православной психологии и HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493531"психотерапии, отличающие ее от других направлений

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493532"1.12. Требования к специалисту. Чем отличается православный HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493532"психолог и психотерапевт от своих секулярных коллег HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493533"•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493533"1.13. Задачи православной психологии и психотерапии HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493534"•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493534"1.14. Перечень проблем, по которым проводится HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493534"консультирование

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493535"1.15. Методы и подходы, которые использует православный HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493535"психолог

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493536"1.16. Случаи из практики православной психотерапии

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493537"ЛИТЕРАТУРА

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493538"Часть 2

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493539"Современные аспекты блудной страсти. Взгляд психолога HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493540"•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493540"2.1. Святоотеческое понимание блудной страсти

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493541"2.2. Отношения мужчины и женщины.

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493542"2.3. Каковы источники возникновения и развития блудной HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493542"страсти?

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493543"2.4. Как же развивается блудная страсть?

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493544"2.5. Блуд как следствие гордости

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493545"2.6. Блудная страсть и любовь

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493546"2.7. Суть блудной страсти в контексте смысла и назначения HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493546"любви, исходя из Нового Завета

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493547"2.8. О целомудрии

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493548"2.9. Проблема супружеской неверности

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493549"2.10. Обычные заблуждения, характерные для нарушения HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493549"супружеской верности

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493550"2.11. Духовный аспект нарушения супружеской верности HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493551"•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493551"2.12. Психологический подход к проблеме нарушения HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493551"супружеской верности

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493552"2.13. Невротическая сексуальная зависимость как страх перед HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493552"смертью

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493553"2.14. Психологические аспекты избавления от блудной страсти HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493553"на основе аскетического учения борьбы с помыслами

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493554"2.15. Как вести работу по самонаблюдению

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493555"2.16. Для достижения успеха необходимо сформировать крепкое HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493555"намерение

2.17. Стадии формирования страсти

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493557"2.18. Пример работы по самонаблюдению с помыслом блуда HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493558"•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493558"2.19. О перспективах развития православной психологии и HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493558"психотерапии HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493560"•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493560"Заключение

•HYPERLINK "http://azbyka.ru/ocherki-pravoslavnoj-psixoterapii#_Toc328493559"ЛИТЕРАТУРА

 

 

Введение

Новое направление психотерапии начинает активно развиваться в России. Это не может быть просто случайностью или совпадением. Весь исторический контекст, в котором существует наша страна последние 100 лет является этому предпосылкой. Трудности и испытания, выпавшие на долю моих соотечественников, приводят к пробуждению духа. Это касается и отдельно взятых людей, но и семейных историй, за которыми стоят не только личные, но и социальные драмы нескольких поколений. (Революция, Гражданская война, Великая Отечественная война, сталинские репрессии, так называемые времена застоя и перестройки). Все эти события уложились совсем в небольшой исторический период – всего-то в 100 лет.

Традиционно опираясь на Восточное христианство, именно Россия имеет все возможности, (исторические и духовные), которые могут явиться благодатной почвой для расцвета такого уникального и интересного направления в психотерапии, как православная психотерапия.

Уникальность его связана с тем, что это направление опирается на вполне конкретную духовную традицию – это досконально разработанное учение о человеке, изложенное святыми отцами, принадлежащими восточной христианской церкви.

Возможно, именно сейчас, когда наука психология и психотерапия накопили большое количество эмпирического материала, мы можем проследить как два эти направления тяготеют к тому, чтобы пересечься в одной точке. Более 100 лет активного развития психотерапии приводит нас к пониманию того, что нельзя человека изучать в отрыве от духовности. А читая святоотеческие тексты, мы узнаем о том, что уже на заре христианства стало выстраиваться не просто теоретическое учение, а постоянно подтверждаемое опытом многих и многих людей направление – святоотеческая аскетика.

Так что же это такое – православная психотерапия?

Предлагаемые очерки – это попытка ознакомить читателя с этим новым направлением. Развитие его не было бы возможным, если бы Россия оставалась изолированной от западного общества. А именно открытость и доступность изучения психотерапевтических направлений, развитием которых занимались на западе, позволяет российским психологам и психотерапевтам творчески переосмысливать опыт своих западных коллег с учетом особенностей нашего исторического развития, нашего менталитета, наших духовных корней.

В Санкт-Петербурге образовано «Общество православных психологов». Работая рядом с людьми близкими по духу и мировоззрению (а это не только психологи из СанктПетербурга, но и из Москвы, и из других городов России, Украины, Белоруссии), мы осознаем огромный далеко еще не раскрытый потенциал этого направления.

Большое количество людей прямо или косвенно участвовали в создании этих очерков.

В связи с этим хочется выразить благодарность: священникам о. Владимиру Цветкову, который прочитал еще совсем сырой материал моей первой статьи полтора года назад и сделал свои замечания; о. Сергию Белькову – духовнику нашего общества; о. Валерию Швецову – с ним мы проводили вмести психотерапевтическую группу, опытным путем открывая для себя возможности совмещения психотерапии и православия.

Благодарю насельника Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря инока Никиту (Ручка). Наши беседы на темы православной психотерапии оставили ощущение радости, взаимопонимания и поддержки.

Особую благодарность я выражаю Л. Ф. Шеховцовой – председателю общества. Благодаря ее силам, энергии и упорству общество существует и развивается, создавая благоприятные условия для работы.

Хочется выразить благодарность москвичке Елене Загородной, которая является редактором специального выпуска по христианской психологии журнала

«Консультативная психология и психотерапия».

В написании моей первой статьи (а она явилась основой этой книжки) оказывали неоценимую помощь и поддержку Брылева Л.Г. и Зенько Ю.М. .Благодаря их бескорыстному и терпеливому участию эта статья была написана.

И конечно, огромная благодарность тем людям, которые обратились ко мне за помощью. Благодаря их мужеству и доверию, мы продвигались в решении их проблем. Каждый случай, оканчивающийся положительным результатом, укреплял нашу веру.

Очерки состоят из двух разделов. В первом разделе дается ответ на вопрос, какое место может занимать православная психотерапии среди других направлений психотерапии. Этот вопрос рассматривается не только теоретически, но и даются примеры из практики лечения невротических расстройств.

Во втором разделе рассматривается святоотеческий подход работы со страстями. Наряду с теоретическим изложением аскетической практики работы с помыслами, сделана попытка продемонстрировать, как такой подход может быть использован практикующим психологом.

Расположение материалов очерков выстроено в форме живого повествования связанного с моим внутренним личным поиском ответов, на поставленные вопросы. Надеюсь, что свою увлеченность этими вопросами и желанием получить вполне конкретные ответы, подтвержденные опытом, я сумела сохранить в этой работе. Смею надеяться, что этот интерес найдет отклик в сердцах неравнодушного и ищущего читателя.

Часть 1 О месте православной психотерапии при лечении невротических расстройств 1.1. Как возникла идея совместить психотерапию в ее современном понимании со святоотеческим подходом к человеку

Работая клиническим психологом, занимаясь психотерапией, я напрямую столкнулась с тем, что лечение невротических расстройств довольно сложный процесс, который далеко не всегда приводит к положительным результатам. Даже не смотря на то, что для этого используются весь арсенал психотерапевтических практик и все возможности широко развитой фармацевтической промышленности, часто результаты лечения дают весьма скромный результат, а иногда состояние человека даже ухудшается.

Мне, как практику, приходится работать не только с неврозами, но и с другими проблемами. Однако, именно на примерах невротических расстройств, которые напрямую связаны с внутриличностными конфликтами, мы можем увидеть, что для успешного проведения психотерапии нам не хватает чего-то очень важного. И это «самое важное» все время как бы ускользает из поля зрения секулярного психотерапевта, какой бы психотерапевтической школы он ни придерживался.

Поиску ответа на вопрос, что является этим «самым важным», его описанию и возможностей использования посвящены эти очерки. Мне представляется наиболее приемлемым сделать это именно на примерах невротических расстройств.

По форме изложения материала и по своему содержанию статья ни в коей мере не претендует на статус научной. Поэтому я назвала свои записи очерками. Это скорее попытка осмыслить такое распространенное сейчас явление, как невроз, и поделиться своим опытом. Осмыслить не только с точки зрения науки и медицины, но и с позиции православия. Это невероятно трудная задача уже и потому, что не выработан общий язык. Не существует даже общего языка между психотерапевтическими направлениями, не говоря уже о том, что язык православной аскетики практически не понятен неподготовленному читателю. Путаница в терминологии не только мешает изложению материала, но и допускает возможность искажения в восприятии. Эта задача так и осталась для меня нерешенной. Чтобы как-то справиться с поставленной задачей временами мне приходится говорить сухим научным языком, иногда я перехожу на язык, понятный верующему, и не воспринимаемый светским человеком. В статье намеренно приведены некоторые биографические факты, которые повлияли на мое представление о сути неврозов и их лечении. Я также обращаюсь к наследию русской классической литературы, поскольку она формировалась в рамках православной культуры. Такое смешение стилей не случайно. В данном случае – это оптимальная возможность выражения своей мысли о том, что живая вера познается опытным путем. Поиск Бога неотделим от личной истории человека. Присутствие Его мы можем увидеть во всей полноте нашего ежедневного бытия, в том числе и в факте возникновения невротического расстройства. Большое влияние на меня оказало ознакомление со святоотеческим опытом православной аскетики. Когда-то, изучая психоанализ, я рассматривала его как возможность обучиться самопознанию. Всегда понимая, что познание самого себя, истинное и глубокое, может явиться той точкой отсчета, с которого начинаются изменения человека, я была удивлена и более того, потрясена тем, что мне открылось в святоотеческих текстах. Восточное христианство ставит познание человеком самого себя как одно из самых важных, приоритетных положений аскетики. К примеру, HYPERLINK "http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/"Климент HYPERLINK "http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/"АлександрийскийHYPERLINK "http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/" говорит, что кто познает себя самого, тот познает и Бога, а познав Бога, он будет подобен Ему. [цит. по свт. Димитрий, Митрополит Ростовский, 2002]

Это высказывание для нас будет восприниматься органично, если мы разделяем концепцию святоотеческой антропологии (науке о человеке). Согласно ей – человек это создание Божие, созданное Им по Своему Образу и призванное осуществится в Подобии Ему. И начало этого осуществления начинает происходить еще при земной жизни человека.

Жития святых – это пример исполнения антропологической заданности замысла Божия о человеке.

Святоотеческая аскетика дает нам не только утверждения такого рода, но она дает и инструменты, каким образом и при каких условиях происходит этот процесс. Начало ему, как уже было сказано, в самопознании.

Характерно, что классиком психоанализа отрицается возможность самопознания. Действительно, это необыкновенно трудный процесс. Святые отцы тоже нас предупреждают об этом. И все-таки, при определенных условиях, это возможно. Познание человеком самого себя возможно, если оно осуществляется без отрыва от Бога и церковных таинств. Что нам дает самопознание?

Самое первое, что происходит в этом процессе – это открытие о себе, как о личности, которая лишена целостной психической структуры. Познавая себя, нам начинает открываться глубокая наша нарушенность, болезненность, внутренняя расщепленность. Это касается и чувств, и мыслей, и поступков.

Исходя из опыта психотерапевтической практики, мы знаем, как трудно бывает человеку описать свои чувства. Они противоречивы, неустойчивы, полярны (амбивалентны).

Внимательно наблюдающий за своим мышлением человек обязательно обратит внимание, что мышление наше разорвано, фрагментарно. Мысли прерываются, не додумываются до конца.

Ну и конечно, все знают, как бывает временами тяжело принять решение, сделать выбор.

То, что я описала выше – это обычное состояние обычного человека. Оно может иметь разные степени: от очень легкой невротизации до серьезных нарушений таких, как маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, различного рода фобии.

Если это легкие степени, то они нами практически не замечаются, принимаются за норму. Это обычное состояние обычного человека. Замечать свою невротизацию человек начинает в том случае, когда она начинает доставлять неудобства в виде нарушенных отношений с другими людьми, соматических проявлений, внутренних психологических тяжелых состояний.

Придя к вере, будучи уже профессиональным психологом, я обратила внимание на неврозы. И сделала попытку разобрать эти состояния и способы их преодоления с учетом христианского мировоззрения и опыта святоотеческой аскетики. Для меня в первую очередь важно было увидеть результаты такой работы в практике психотерапевтических сессий. Для последовательного изложения материала нам следует уделить внимание некоторым аспектам теории. К сожалению, без этого не обойтись.

Понятие невроза. Медицинский подход

Что же это такое – невротическое состояние современного человека? Состояния, которые мы относим к разряду невротических, проявляются по-разному. Обычно человек хорошо осознает, что с ним «что-то не так». Эти состояния могут доставлять массу неудобств.

Человек может описать свое состояние довольно точно, но справиться с этим не может. Прилагая неимоверные усилия, он все больше попадает в «ловушку» невроза.

В целом, к невротическим расстройствам можно отнести неврозы навязчивых состояний, различного вида фобии, депрессии, повышенную тревожность, мнительность.

Выглядит это иногда довольно странно для человека обычного. К примеру, молодая девушка жаловалась, что боится ездить в маршрутных такси. Она всегда внимательно осматривает пассажиров. У нее возникает страх, что кто-то из этих пассажиров может оказаться террористом. Само по себе ее опасение не вызывает недоумения. Да, вероятность этого не исключена. Но во всех других сферах своей жизни, эта девушка вполне адекватна.

Среди православных клиентов были такие, которые привязывали себя к тому, что если они не совершат определенное количество поклонов, то Господь на них обидится и накажет. И вот им трудно каждый раз выходить из храма. Ощущение, что они что-то не доделали для Бога их не оставляет, и жизнь превращается в постоянное «подсчитывание баллов», которыми они определяют свои заслуги перед Богом.

Мне пришлось работать с молодой женщиной, которая боялась заходить в большие магазины. У нее был страх, что охрана ее в чем-то заподозрит, ее начнут обыскивать и вдруг случайно найдут, чего она не купила. Она боялась расплачиваться. Ей казалось, что что-то может случиться с деньгами. Причем, рационально объяснить ей это не удавалось. Страх же был просто неконтролируемый, вплоть до потери сознания.

Другие типы состояний – это чувства тоски, печали, бессмысленности жизни. Иногда это довольно мягкие формы; иногда очень серьезные. В последнее время часто стали встречаться состояния, которые характеризуются острыми приступами страха, тревоги – так называемые панические атаки. Сам человек не в состоянии понять их причину. Часто эти состояния усугубляются ожиданием того, что они могут возникнуть неожиданно. И вот, вроде бы нормальный человек, постоянно находится в состоянии внутреннего напряжения в ожидании этих панических атак. Понимая абсурдность и иррациональность своих состояний, эти люди вынуждены скрывать их от коллег по работе и даже от своих близких.

Многообразие этих состояний настолько велико, что описать их все и классифицировать просто не представляется возможным. Условно их можно разделить на психогенные, (их связывают с различными комплексами, мнительностью, тревожностью) и ноогенные. Это такие неврозы, которые связаны с утратой смысла жизни. (В дальнейшем будет показано, что если мы хотим достичь в психотерапии устойчивого результата, то вопросов смысла человеческого бытия нам просто не обойти).

Многие из невротических состояний сопровождаются функциональными нарушениями различных органов тела. Все чаще к врачу на прием попадают люди, обошедшие многих специалистов.

Проведенные обследования не находят органических нарушений. Врач, к примеру, говорит: «Да, может болеть голова, может болеть сердце, но не до такой степени». Приходит момент, когда врач только разводит руками, не в состоянии поставить точный диагноз. Видя причину в расстройстве нервной системы, он рекомендует обратиться к психотерапевту. Мы уже привыкли говорить, что все болезни от нервов. Опыт показывает, что это не совсем так. Вероятно, причина возникновения многих невротических состояний находится в другой сфере.

Согласно современному определению, принятому в нашей стране, невроз – психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Проще говоря, невроз развивается тогда, когда человек, в силу различных обстоятельств, не может найти подходящий выход из сложного положения, разрешить психологически значимую ситуацию или перенести трагедию.

Далеко не всегда можно определить причину невроза, если мы будем искать его корень в межличностных конфликтах. Очень часто приходится работать довольно долго, прежде чем удается найти причину, которая вытеснялась на протяжении длительного времени из сферы сознания. И далеко не всегда этой причиной, как мы привыкли думать, являются детские психологические травмы.

Имеются данные о том, что примерно каждый пятый невротический случай имеет ноогенную основу. В действительности мы убеждаемся, что едва ли не каждый невроз имеет духовные корни. Опираясь на опыт работы с невротиками, я постараюсь это показать наглядно. Также обосновать, почему принятые формы работы в секулярной психологии и медицине не дают значимого результата в работе с неврозом.

Зачастую из поля зрения человека выпадает причина возникновения его невротического состояния. И даже если ему и удается связать свои болезненные ощущения с психологической травмой или внутренним конфликтом, невротическое состояние его не проходит. Оно отражается на телесном здоровье. Естественно, и решение этой проблемы предполагается через прием лекарственных препаратов. Дальше этого, как правило, врач не идет.

Из поля зрения обычного врача-терапевта выпадает то, что человек существо целостное, духовное.

Более того, узкая специализация приводит к тому, что один врач лечит желудок, другой боли в суставах, третий выписывает препараты от давления…. Фрагментарный подход к проблеме желаемого результата не дает. Тело перестает справляться со своими функциями. Такое впечатление, что все органы начинают «взывать о помощи». О чем этот призыв? Нам предстоит ответить на этот вопрос.

Посмотрим, как решается проблема невроза в психиатрии. Основное место приложения сил психиатрии – это психотические расстройства (психозы). Но есть такая зона, которая называется пограничной. Это те расстройства, которыми могут заниматься как психиатры, так и психотерапевты. Некоторые невротические состояния относятся к этой зоне.

Психиатрический подход отличается от психотерапевтического тем, что при лечении расстройства применяются лекарственные препараты. А невротическое расстройство рассматривается как результат нарушения биохимического баланса головного мозга или других органов человеческого организма.

Более 15 лет назад я начинала свою деятельность клинического психолога в психиатрической больнице. У психологов имелась возможность присутствовать на клинических разборах сложных случаев, наблюдать развитие мысли врачей психиатров. Психиатр, прежде всего, заботится о правильной постановке диагноза. Но, диагноз – это всего лишь условная маркировка. Здесь очень много зависит от опыта врача, от того, на какой позиции он стоит. Если врач отвергает наличие духа у человека, то пробуждение духовности, он примет за патологию, и всячески будет стараться купировать это состояние лекарственными препаратами.

Часто приходилось наблюдать, как религиозные переживания пациентов, соприкосновение с миром духовным, воспринимались врачами, как патология, от которой следует человека обязательно освободить.

Если снова обратимся к трудам святых отцов, то там много внимания уделяется такому состоянию, как прелесть (прельщенность человеком самим собой). Это очень опасное состояние – крайняя степень гордыни. В прелесть человек может попасть не только из-за гордыни, но и исходя из своей духовной неопытности. Человек, душа которого не очищена от страстей покаянием, соприкоснувшись с духовным миром, принимает от него образы, помыслы, состояния. В его сознании происходит искажение реальности. Выглядеть это может, как серьезное нарушение психики. К сожалению, при таких состояниях сразу назначаются препараты, что приводит к «умерщвлению» человеческой духовности.

Проводя психодиагностику, клинический психолог находится в непосредственном контакте с врачом. Однако диагноз как таковой, это не самое главное, что интересует психолога. Важно понять какое нарушение личности стоит за этим, как оно возникло, возможно ли проведение психокоррекции. И каким образом ее проводить.

В то, уже далекое время, закрытая советская психиатрия стала понемногу приоткрывать свой тяжелый занавес. Возможность заграничных командировок и поступления гуманитарной помощи было основными мотивами, которые приводили к внутренним изменениям в структуре психиатрической клиники. По сути, сознание руководителей этой больницы оставалось на позиции психиатрии советского периода. Несмотря на то, что к нам стали приезжать специалисты из-за рубежа, а наши врачи стали ездить в командировки по обмену опытом (в основном это были Скандинавские страны), тяжелое колесо отечественной психиатрии продолжало вращаться по инерции. Фигура психолога в психиатрии оставалась по-прежнему больше декоративной. Но вот наступило время, когда кроме проведения психодиагностики нам, психологам, начинают доверять вести психотерапевтические группы, заниматься индивидуальной психотерапией. На одной из конференций мне было поручено сделать сообщение по результатам арттерапии, проведенной с больными на отделении. Своим сообщением я пыталась донести мысль, что человеку, оставленному наедине с собой, с собственными мыслями и тревогами, выбраться из своего состояния, уповая только на препараты, сложно. Добавление групповой арт-терапии в тех условиях могло привести к более эффективному результату. Выражать свои чувства и мысли через проекцию творчества легче и безопаснее, если нарушены функции мышления. В то же время, опираясь на рисунок, легче выразить свое состояние в словесной форме. Для человека очень важно общение с другими участниками группы и группой вцелом. (Групповые психотерапевты знают выражение: группа, как целостное образование, всегда здоровее самого здорового члена группы). Рисунки больных от занятия к занятию менялись. Там появлялись другие цвета и сюжеты. Они наполнялись определенным содержанием. Все это было представлено на конференции психиатров. Сейчас такой взгляд на проблему вряд ли кем-то будет оспариваться, но тогда мое выступление воспринималось врачами, мягко говоря, с недоверием.

И хотя я наблюдала жизнь и работу психиатрической клиники изнутри, у меня возникало больше вопросов, чем ответов. Присутствуя на одной из конференций, я обратила внимание на то, что за границей от больного не скрывают его диагноз. Сообщение делала молодая женщина-врач, недавно вернувшаяся из Швеции. Видимо ее этот момент очень сильно поразил: больного призывают сознательноучаствовать в борьбе со своим заболеванием, объясняя суть происходящего внутри него психического процесса.

Предполагалось, что человек должен понимать, что с ним происходит и внутренне, сознательно содействовать своему исцелению.

Сейчас, будучи уже православным психологом, когда я провожу психотерапию с клиентом, то ставлю это на одно из первых мест по условиям исцеления. Причем приходится рассматривать человека именно с позиции трехсоставности: дух, душа и тело. И в каждой из этих составляющих рассматривать нарушения, обнаруживать взаимосвязь и предлагать пути выхода из болезненного состояния. Человек должен принимать активное участие в своем исцелении. Важным также является для человека вера в то, что он справится со своим состоянием, что это возможно. И возможно это сделать без лекарственного вмешательства. Имея в своей практике случаи исцеления, я имею право говорить об этом с уверенностью, и «заражаю» человека своей верой. Думаю, что этот фактор очень важен. Нам всегда надо знать, что уже есть прецедент, что это возможно. Активное участие человека в своем исцелении просто необходимо.

В те времена психотерапия в нашей больнице проводилась исключительно психологами. Молодые врачи тоже с интересом и энтузиастом брались за это дело. Однако практикующие психотерапевты с медицинским психиатрическим образованием склонны ускорить этот процесс назначением препаратов. Это, действительно, очень большой соблазн – скорее убрать симптом, не разобравшись с причиной его возникновения. Ведь иногда, чтобы получить результат, приходится работать довольно долго. Этот процесс временами напоминает детективный роман, временами археологические раскопки. Надо обладать достаточным терпением, чтобы не останавливаться, продолжать искать причину симптома, и предлагать разные формы и варианты того, как с этим справиться. Сейчас я бы добавила, что не только терпением, но и верой в то, что если состояние человеку попущено Богом, то есть в этом определенный смысл (послание). И без ответа на вопрос в чем же это «послание» мы рискуем не получить результат. Или результат будет не достаточно устойчив, «как дом, выстроенный на песке», который в любой момент может рухнуть. При стрессовых ситуациях, длительных психических нагрузках симптом, как правило, возвращается.

Вполне понятно желание врача, которому хочется быстрее убрать симптом. Многие психотерапевты, имея медицинское образование, искушаются этим желанием. И в результате проблема, оставаясь не решенной, как бы «глушится» лекарственными средствами. Назначение препаратов приводит к снижению тревожности, в некоторых случаях убирает депрессию. Однако в целом, эмоциональная сфера человека становится беднее, «уплощается». Он перестает чувствовать радость, развивается «окамененное нечувствие». Возможен вариант, когда пациент из состояния депрессии переходит в состояние мании. И этот циклический процесс закрепляется. Сгладить эту цикличность без лекарственного вмешательства становиться очень трудно, что требует огромного мужества и внутренней работы со стороны пациента. Это напоминает ломку у наркомана. К приему лекарств необходимо относиться очень осторожно. Если мы начинаем принимать препараты, то тем самым, мы даем возможность своему организму не участвовать в «производстве» необходимых ему гормонов и ферментов. Органы, отвечающие за их выработку, просто атрофируются. Таким образом, возникает зависимость от препаратов. В особо тяжелых случаях человек просто становиться регулярным пациентом психиатрических клиник, получает инвалидность.

О малой эффективности лечением препаратами можно судить по тому факту, что количество невротических расстройств с годами не становиться меньше. Не меньше и расстройств психотических. А количество препаратов продолжает расти. И разнообразие их увеличивается год от года.

Этот факт уже должен настораживать психологов и врачей. Что-то мы не до конца поняли о человеке.

Пока не будет в целом пересмотрено отношении к человеку, как к духовному существу, этот процесс будет продолжаться. И будут продолжаться жестокие попытки купировать пробуждающийся дух в человеке лекарственными препаратами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...