Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос. Церковный раскол в 17в.: социально-политическая сущность и последствия




В период правления Алексея Михайловича значение церковных событий было велико. Усиливаются соц-ые конфликты, показывая, что общ-ая система в России нуждается в глубоком реформ-ии. Однако реформ-е должно было быть начато в дух-ой сфере, т.к. Россия продолжала оставаться религиозным обществом. В середине 17в. в России начинается реформа культовой системы. Замысел реформы состоит в устранении различий в богослужении между Русской Церковью и остальными прав-ми церквями, во введении единой церковной службы по всей России. Избранный на должность патриарх Никон созвал Поместный собор, где в богослужительную практику и книгу были внесены необходимые изменения. Эти изменения для православ-х верующих были несущ-ны, т.к. они не затрагивали основ православия, а касались лишь грамматических и культурных новшеств.Однако эти изм-ия вызвали опред-ые последствия. Начался раскол, возник вопрос об отношениях церковной и светской властей. Росс-й общ-ый раскол произошёл на почве старой и новой веры. Сторонники старой веры отстаивали идею самобытности Рус-ой Прав-ой Церкви, её превосходство над другими церквями. В 1666 году созван церковный собор по поводу раскола. Собор судил расколоучителей, лишил их сана и отправил в ссылку. В 1667 году был созван великий церковный собор по делу Никона, но затронул и тему раскола. Он (собор) одобрил реформы Никона и изрёк анафему о наказании не послушавшихся Никона. Однако на этом же соборе Никона и осудили, хотя возникли неразрешимые разногласия. В приговоре, редактированным греками слишком явно проводились тенденции в пользу светской власти. Таким образом вопрос об отношении духовной и светской власти был поднят на соборе и был решён не в пользу церкви. Это и объясняло ссору Алексея и Никона не как двух друзей,а как представителей совершенно полярных взглядов.На самом же деле речь в то время шла отнюдь не о сущности православного вероисповедания, и не его интересы лежали в основе замысла реформ. Как известно из исследований раскола Н.Ф.Каптерева и протоиерея С.С.Зеньковского, замысел этот имел под собой главным образом политические притязания Алексея Михайловича и патриарха Никона на главенство в православном мире (в силу чего и возникла мысль установить единообразие в обрядах). "Исправление" же обрядовой жизни Русской Церкви "по грекам" угрожало подрывом не веры во Христа Спасителя, но идеи Святой Руси и касалось преимущественно вопроса о значении и ценности национального духовного опыта в сфере церковного бытия. Смешав в пылу противоборства вероисповедные вопросы с национально-историческими, сторонники реформ и их противники придали религиозную окраску социальным темам и социальный колорит темам религиозным. Именно это обстоятельство и обеспечило расколу статус события, потрясшего устои Московской Руси, одновременно повредившего интересам Церкви, царства, народа.В результате борьбы с расколом погибли тысячи людей, в том числе и дети. Перенесены тяжелые муки, исковерканы судьбы тысячи людей. В целом, движение раскола – реакционное движение. Оно препятствовало прогрессу, объединению земель России в единое государство. В тоже время раскол показал стойкость, мужество, обширных групп населения в отстаивании своих взглядов, веры, (сохранение старинного уклада жизни, порядков, установленных предками). 19 вопрос. Предпосылки, основные этапы и последствия закрепощения крестьян в России в 15-17 вв.1. Предпосылки закрепощения крестьян Природная среда являлась важнейшей предпосылкой крепостничества в России. Изъятие прибавочного продукта, необходимого для развития общества в климатических условиях обширной России, требовало создания наиболее жесткого механизма внеэкономического принуждения. Утверждение крепостничества происходило в процессе противостояния общины и развивавшегося поместного землевладения. Крестьяне воспринимали пахотную землю как Божью и царскую собственность, считая в то же время, что она принадлежит тому, кто на ней работает. Распространение поместного землевладения, а особенно стремление служилых людей взять под свой непосредственный контроль часть общинной земли (т.е. создать " барскую запашку ", которая гарантировала бы удовлетворение их потребностей, особенно в военном снаряжении, а главное - давала возможность эту землю непосредственно передать в качестве наследства своему сыну и тем самым закрепить за своим родом практически на вотчинном праве) встречало сопротивление общины, которое возможно было преодолеть, только полностью подчинив себе крестьян. К тому же государство остро нуждалось в гарантированном поступлении налогов. При слабости центрального аппарата управления сбор налогов оно передавало в руки помещиков. Но для этого необходимо было переписать крестьян и прикрепить их к личности феодала. Действие указанных предпосылок стало особенно активно проявляться под влиянием бедствий и разрушений, вызванных опричниной и Ливонской войной. В результате бегства населения из разоренного центра на окраины резко обострилась проблема обеспечения служилого сословия рабочей силой, а государства - налогоплательщиками. Помимо названных причин, закрепощение облегчалось деморализованностью населения, вызванной ужасами опричнины, а также крестьянскими представлениями о помещике, как царском человеке, присланном свыше для защиты от внешних враждебных сил. 2. Основные этапы закрепощения Процесс закрепощения крестьян в России был достаточно длительным и прошел несколько этапов. Первый этап - конец ХV - конец ХVI в. Еще в эпоху Древней Руси часть сельского населения теряла личную свободу и превращалась в смердов и холопов. В условиях раздробленности крестьяне могли покидать землю, на которой жили,и переходить к другому землевладельцу. Судебник 1497 г. упорядочил это право, подтвердив право крестьян после выплаты " пожилого " на возможность "выхода" в Юрьев день осенний (неделя до 26 ноября и неделя после). В другое время крестьяне и не переходили на другие земли - мешала занятость сельскохозяйственными работами, осенняя и весенняя распутица, морозы. Но фиксация законом определенного краткого срока перехода свидетельствовала, с одной стороны, о стремлении феодалов и государства ограничить право крестьян, а с другой - об их слабости и неспособности закрепить крестьян за личностью определенного феодала. Кроме того, данное право заставляло землевладельцев считаться с интересами крестьян, что благотворно сказывалось на социально-экономическом развитии страны. Эта норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г. Однако в 1581 г., в условиях крайнего разорения страны и бегства населения, Иван IV ввел " заповедные годы ", запрещающие крестьянский выход на территориях, наиболее пострадавших от бедствий. Эта мера была чрезвычайной и временной . Новый этап в развитии закрепощения начался с конца ХVI века и завершился изданием Соборного Уложения 1649г. В 1592 (или в 1593 г . ) , т.е. в эпоху правления Бориса Годунова, вышел указ (текст которого не сохранился), запрещавший выход уже по всей стране и без каких-либо временных ограничений. В 1592 г. началось составление писцовых книг (т.е. проводилась перепись населения, позволявшая прикрепить крестьян к месту их жительства и возвращать их в случае бегства и дальнейшей поимки старым хозяевам), "обелялась" (т.е. освобождалась от налогов) барская запашка. На писцовые книги ориентировались составители указа 1597 г., установившие т.н. "урочные годы" (срок сыска беглых крестьян, определенный в пять лет). По истечении пятилетнего срока бежавшие крестьяне подлежали закрепощению на новых местах, что отвечало интересам крупных землевладельцев и дворян южных и юго-западных уездов, куда направлялись основные потоки беглых. Спор из-за рабочих рук между дворянами центра и южных окраин стал одной из причин потрясений начала ХVII в. На втором этапе закрепощения шла острая борьба между различными группировками землевладельцев и крестьянами по вопросу о сроке сыска беглых, пока Соборное уложение 1649 г. не отменило "урочные годы", ввело бессрочный сыск и окончательно не закрепостило крестьян. На третьем этапе (с середины ХVII в. до конца ХVIII в.) крепостное право развивалось по восходящей линии. Крестьяне потеряли остатки своих прав, например, по закону 1675 г. их можно будет продавать без земли. В ХVIII в. помещики получили полное право распоряжаться их личностью и имуществом, в том числе ссылать без суда в Сибирь и на каторгу. Крестьяне по своему социальному и правовому статусу приблизились к рабам, к ним стали относиться как к "говорящей скотине". На четвертом этапе (конец ХVIII в. - 1861 г.) крепостнические отношения вступили в стадию своего разложения. Государство начало проводить меры, несколько ограничивающие крепостнический произвол, к тому же крепостничество в результате распространения гуманных и либеральных идей было осуждено передовой частью русского дворянства. В итоге, в силу различных причин оно было отменено Манифестом Александра 11 в феврале 1861 г. 3. Последствия закрепощения Крепостничество привело к утверждению крайне неэффективной формы феодальных отношений, консервирующей отсталость русского общества. Крепостническая эксплуатация лишала непосредственных производителей заинтересованности в результатах своего труда, подрывала как крестьянское, так, в итоге, и помещичье хозяйство. Усугубив социальный раскол общества, крепостное право вызвало массовые народные выступления, потрясшие Россию в ХVII и ХVIII вв. Крепостничество легло в основу деспотической формы власти, предопределило бесправие не только низов, но и верхов общества. Помещики верно служили царю и потому, что стали "заложниками" крепостнической системы, т.к. их безопасность и владение "крещеной собственностью" могла гарантировать только сильная центральная власть. Обрекая народ на патриархальность и невежество, крепостничество препятствовало проникновению культурных ценностей в народную среду. Оно отразилось и на моральном облике народа, породило в нем некоторые рабские привычки, а также резкие переходы от крайнего смирения до всеразрушающего бунта. И все же, в природных, общественных и культурных условиях России иной формы организации производства и общества, вероятно, не существовало.с20 вопрос. Крестьянские войны и их место в истории России в 17-18 вв.

Для начала оговорим само понятие крестьянской войны, которое можно спутать с крестьянским восстанием. Признаками крестьянской войны являются: высокий уровень организации в военном и политическом отношении; формирование структур власти среди восставших; охват обширной территории; выдвижение определенных социальных и политических требований; создание угрозы для существующего строя. Ряд историков выделяет в истории России четыре крестьянских войны. Общей причиной всех крестьянских войн в России является новый этап закрепощения крестьян или иное усиление гнета.

Крестьянская война Ивана Исаевича Болотникова приходится на период Смутного времени (1606-1607). Причиной массовых народных выступлений стало усиление крепостного права. Болотников собрал в Путивле небольшой отряд. Отсюда он двинул к городу Кромы, где скопилось много верных ЛД казаков (он освободил их на 10 лет от налога). Участвовали в восстании различные слои населения – холопы, крестьяне, посадские люди, казаки, а также служилые люди и дворяне. Цель восстания они видели в возвращении к старым, общинным порядкам. Таким образом, нельзя говорить о выдвижении каких-либо серьезных политических и социальных требований. Однако имеет место большой размах и чрезвычайная опасность восстания для нестабильной власти. Когда восставшие укрепились в Коломенском на их стороне было более 70 городов. Однако восстание было подавлено.Историки по-разному рассматривают роль мощных народных выступлений этих лет. Некоторые считают, что они оттянули введение крепостного права на 50 лет, а другие – что, наоборот, ускорили процесс его юридического оформления, который завершился в 1649 году. (Эта точка зрения представляется наиболее правильной.) Стоит отметить также, что ряд историков не считают восстание Болотникова крестьянской войной.

Следующей крестьянской войной считают массовые народные выступления под руководством Степана Разина (1667-1671). Главной причиной этой войны было окончательное закрепление крепостного права в Соборном уложении Алексея Михайловича в 1649 году. Провозглашалась отмена Юрьева дня, был установлен бессрочный сыск беглых крестьян, наследственное крепостное состояние. Произошло закрепощение разных групп населения. Однако существовали и другие обстоятельства. Предвестником войны был Медный бунт, когда московское население подняло восстание из-за медных денег. Условия для крестьянской войны сложились в результате невыносимого ухудшения положения крестьян, когда массово бежали на Дон. В 1670 году Разин начал антиправительственный поход на Волгу. Требования восставших излагались в прелестных письмах – истребление воевод, бояр, дворян, приказных людей, отмена крепостного права («освобождение от ига»). Среди восставших опять был силен наивный монархизм. Восстание Разина и его крестьянская война действительно угрожали существующему строю. Оно было одним из факторов, которые подтолкнули страну к петровским преобразованиям.

Сами преобразования также не минули избежать недовольства народных масс. Происходили восстания против произвола петровской администрации, введения иноземных обычаев и т.д. Однако самым мощным народным движением этого периодабыло восстание под руководством Булавина. Оно было связано с требованием Петра не принимать у себя беглых крепостных и выдавать их с Дона властям. Казаки обиделись на такое предложение, т.к. считали это нарушением своего многовекового права («С Дону выдачи нет»). Тогда Петр послал на Дон карательную экспедицию. Жестокость, с которой проводился сыск, возмутила казаков, они подняли антиправительственное выступление. В 1707 году отряд атамана Булавина разбил правительственный отряд и стал собирать войско из беглых крестьян, рассылать прелестные письма с призывами идти против бояр, дворян, царских воевод и других притеснителей народа. Однако антифеодальных требований у них не было (типа ликвидации помещиков, феодального землевладения и крепостного права), что объяснялось локализацией восстания в казачьих районах. Одной из причин поражения восстания стал заговор внутри восставших. Внутри казачества усилились разногласия, в результате заговора Булавин был убит. Единственное обстоятельство, которое мешает назвать данное массовое восстание крестьянской войной – это то, то оно в первую очередь было направлено на защиту прав казачества, которые случайно совпали с интересами крестьянства. Однако восстание Булавина приостановило распространение крепостничества на новые территории.

Самая бесспорная крестьянская война – крестьянская война 1773-1775 года под предводительством Емельяна Пугачева. Екатерининская централизация встретила отпор.

Причины восстания. Небывалое ухудшение положения крестьянства при Екатерине. Указ 1765 года разрешал помещикам ссылать своих крестьян без суда и следствия в Сибирь на каторгу с зачетом этих крестьян как рекрутов. Процветала торговля крестьянами, их можно было проиграть в карты, безвинно наказывать. В 50-70 годы достигло пика бегство крестьян от своих господ. Среди населения были распространены слухи о скором освобождении крестьян от крепостной зависимости (появилось много самозванцев – «петров»).

Пугачев выдавал себя за себя за императора Петра Третьего. С отрядом из 80 человек он двинулся на Яицкий городок – центр местного казачьего войска. Главными зачинщиками движения были опять казаки. Их основной целью было уничтожение дворянства, чтобы занять их место в государстве. Наряду с казаками в движении приняли участие и другие группы населения. Организация Пугачева была гораздо выше, чем в предыдущих крестьянских войнах. Армия организовывалась по образцу казачьего войска и поддерживалась в сравнительно высокой дисциплине. Под Оренбургом сложился штаб восставших – Военная коллегия. Вокруг Пугачева создавалось подобие царского двора и бюрократического аппарата. Была изготовлена «государственная» печать, орден Петра Третьего и т.д. Главным документом Пугачева Манифест, который стали называть Жалованной грамотой крестьянству. Он жаловал крестьянство свободой и землей, землями без покупки и оброка, освобождал от рекрутских наборов, от податей, приказывал дворян, помещиков и разорителей крестьянства казнить.После неудачной попытки взятия Казани Пугачев потерпел последнее поражение и бежал обратно к казакам, среди которых возник заговор. Пугачев был передан властям и казнен.

Большинство историков сходятся во мнении, что КВ Пугачева стала толчком к некоторому улучшению ситуации, имела определенные положительные результаты. Уменьшились поползновения усилить гнет, дворяне стали бояться русского бунта. Одним из результатов стало увеличение платы на уральских заводах и уменьшение оброка. КВ показала кризис общества и выявила неотлагательность проведения реформ. Уже в 1775 году было издано Учреждение о губерниях. Было введено новое губернское деление. В губернии все сословия получили право участия в местных делах (кроме крепостных).

История крестьянских войн позволяет проследить и обозначить наиболее кризисные моменты в общественном развитии России. Они являлись индикатором пика социального недовольства и показателем бесперспективности сохранения феодальных пережитков в стране. В то же время неудачи КВ показывали политическую незрелость революционно настроенных слоев населения. Россия раз за разом оказывалась в такой ситуации, когда бесперспективными оказывались выступления снизу и очень неподатливо шли преобразования сверху. Более того, нередко КВ могла привести только к ужесточению строя. Тем не менее, в большинстве случаев КВ приносили замедление процессов закабаления и определенные послабления.

Поучительным в общеисторическом масштабе является тот факт, что все КВ окончились поражением. Это свидетельствует о стихийности, плохой военной и политической организованности. Восставшие не могли придать КВ масштабы страны. У них отсутствовала политическая программа, среди них существовали острые противоречия. Наконец, налицо неискоренимая вера русского народа в доброго царя, наивный монархизм.

21 вопрос. Русская культура в к. 14-17 вв. Этапы развития и особенности.                                                                                                                                                                                       С X в. почти половина Европейской части России вошла в состав феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные, новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному упадку и к обособлению юго-западных земель, вошедших в состав польско-литовского государства. После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная культура.

После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное. С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. Появляются первые белокаменные храмы. Во второй половине XIV в. строятся первые каменные стены Кремля на треугольном в плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку. В формировании к концу XV в. централизованного государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению. Для этого были приглашены в столицу зодчие и каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры по фортификации. Основным строительным материалом стал кирпич. Рост Русского государства и национального самосознания после свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI в. Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV – XV вв. с монументальностью соборов XVI в. Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в селе Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Расширение культурных связей России с Западом содействовало появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и поливных изразцов, в распространении которых известную роль сыграли белорусские керамисты, работавшие у патриарха Никона на постройке Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. В конце XVII в. ордерные формы выполнялись в белом камне. В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них ордерному убранству.

В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается живопись. В условиях сильно сократившихся международных и межобластных связей во 2-ой половине XIII века и в начале XIV в. окончательно кристаллизуются старые школы живописи и образуются новые. В иконах и в миниатюрах рукописей Новгорода уже со 2-ой половины XIII в. определяются чисто местные черты, сложившиеся здесь в росписях XII в.: ясный образ не осложненный аллегориями, несколько элементарный крупный рисунок, декоративная яркость цвета. (Алексой Петров) В 70-80-х годах XIII в. возникла тверская школа живописи. Росписи Спасо-Преображенского собора в Твери, исполненные местными мастерами, были первой попыткой обращения к монументальной живописи после татарского нашествия. В XIV в. с началом широкого строительства каменных храмов возрождается фресковая живопись. Фреска повлияла и на стиль новгородских икон XIV в., сделавшийся более свободным и живописным. Произведения Псковских иконописцев XIV в. выделяются смелой цветовой лепкой и необычным колоритом. Сумрачная выразительность образов святых не псковских иконах обнаруживает их известную близость к работам Феофана Грека. На севере в XIV в. сложилась вологодская школа живописи. (Дионисий Глушицкий) Расцвет новгородской живописи произошел в XV в. С конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы. Здесь работали Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный. В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили новую роспись Успенского собора во Владимире. В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В конце XV в. московские художники выезжают в Новгород, Псков, на Север, в города Поволжья, а лучшие мастера этих художественных центров выезжают для работы в Москву, где они знакомятся с творческими приемами столичных живописцев. Московское искусство постепенно нивелирует местные школы и подчиняет их общему образцу. В XVI в. искусство под воздействием богословской литературы становится надуманно сложным. Появляются многоплановые построения пространства, реальный пейзаж. Книгопечатание, первые опыты которого в 50-х гг. XVI в., положило начало русской гравюре. Иван Федоров нашел для нее художественное решение, независимое от иконной и миниатюрной живописи. На рубеже XVI-XVII вв. в Москве формировались два течения в живописи, условно называемые по фамилиям их ревностных сторонников «годуновским» и «строгановским», первая из них тяготела к строгому стилю икон и монументальной росписи XV-XVI вв. Строгановская школа культивировала мелкое, щегольски-утонченное письмо, сочетая краски с золотом и серебром; иконы писались для домашних молелен богатых феодалов — ценителей изощренного мастерства. (Емельяна Москвитина, Стефана Пахири, Прокопия Чирина, семьи Савиных) Польско-шведская интервенция начала XVII в. задержала развитие искусства, но к 1640-м годам художественное творчество заметно оживилось. Растет число художников, искусство демократизируется, становится более понятным и доступным, приближается к народному мироощущению. В иконописи 1-й половины XVII в. прослеживаются традиции строгановской школы. В середине XVII в. в Оружейн. пал. возникли первые в истории русского искусства специальные трактаты о живописи, написанные Иосифом Владимировым и Симоном Ушаковым, ставившие проблему жизненного правдоподобия иконных изображений. В XVII в. в русском искусстве появился новый для него жанр – портрет. До середины XVII в. авторы портретов еще следуют иконописным принципам, и их работы мало отличаются от икон. Позднее, не без влияния работавших в России иностранцев, в портрете появляются приемы западноевропейской живописи. Искусство XVII в. стремилось к литературности и внешней выразительности. Это подготовило русское искусство к переходу на путь светского развития. Этот переход был невозможен, однако, без решительного освобождения искусства от влияния церкви, без внедрения в культуру светского начала, которое несли с собой реформы Петра I.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...