Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос. Внешняя политика России 2й половины 18в.: направления, задачи, результаты
1 Главной целью внешней политики стали обеспечение безопасности южных рубежей, борьба с Крымом и Турцией. По мере разрешения данной задачи Россия становилась участником восточного вопроса (борьба европейских государств и России за наследие Османской империи, за раздел и передел сфер влияния на Балканах, Среднем Востоке и Кавказе). Первая русско-турецкая война (1768 – 1774). Войну начала Турция. В 1774 г. был подписан Кучук-Кайнаджирский мирный договор, по которому России отошли территории от Дона до Днепра. Сформировался черноморский флот с правом свободного плавания по морю и проливам Босфор и Дарданеллы. Крым был объявлен независимым от Турции, что позволило России в 1781 г. вмешаться в династийный кризис (Потемкин) и добиться присоединения Крыма к России в 1783 г. Вторая русско-турецкая война (1787 – 1791). Были взяты крепости Очаков, Измаил. Основные силы были разбиты на реке Рымник. После завоевания Варны была открыта дорога на Стамбул. Турция предложила мир. В Яссах был подписан мир. Турция признала присоединение Крыма и Грузии к России, подтвердила законность Кучук-Кайнаджирского и Георгиевского договоров. В состав России вошли новые территории от Днепра до Днестра и Буга. Вторая война уже проходила в условиях восточного вопроса. Конфликт России с Турцией, как правило, всегда будут использовать западные страны. Главный результат: Россия стала черноморской державой. 2 Политика с Западом в основном строится на дипломатическом уровне (граф Панин) 1) Две попытки Швеции навязать войну по пересмотру итогов Северной войны окончились безрезультатно. 2) В 1775 г. возникшие противоречия между Австрией, Россией и Пруссией были разрешены первым польским разделом. Из-за династийного кризиса в Польше обострилось противостояние между Сеймом и королевской семьей. С помощью России противостояние было улажено. Польский король стал послушен России. В первом разделе Россия вернула себе те территории, которые утратила в XVII веке (новгород-северские и смоленские земли). В 1791 г. конфликт с Пруссией вновь урегулирован разделом Польши. Россия возвратила себе Курляндию, Западную Белоруссию. Вспыхнувшая национально-освободительная борьба была подавлена армией Суворова. В 1793 г. состоялся третий раздел Польши, где Россия вернула Западную Украину. Исконно польская территория была поделена между Австрией и Пруссией. Польша как государство перестала существовать. Россия к концу XVIII века, став сверхдержавой, играла главную роль в мировой политике, конкурировала с Англией. 3 Завершающий этап екатерининской внешней политики связан с Францией. Революция 1789 г. была воспринята Екатериной II даже с пониманием, но до того, пока Франция не убила короля. Началась широкая дипломатическая деятельность по формированию коалиции европейских монархий против Франции. Русская армия начала готовиться к походу, но сам поход был организован только Павлом I (1799 – 1800). Это основные моменты той внешней политики, которая проводилась при Екатерине Второй.27 вопрос. Русская культура в 18в.Архитектура. В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи — Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архитекторов раннего барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий. Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой половине XVIII в. были сооружены Меншикова башня (рядом со зданием Московского Главпочтамта), церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря. Их создание связывают с именем архитектора Ивана Зарудного. В этих постройках элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом — здания напоминают дворцовые строения или башни-монументы, увенчанные крестами. Тогда же в Москве возводятся Арсенал в Кремле, промышленные здания Суконного и Монетного двора. Каменный мост через Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский дворец и другие общественные постройки. Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля на одном из островов Онежского озера с 22-гпавой центральной Преображенской церковью. Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распространились на старые русские города. С этой целью была создана специальная комиссия, которая составила более 400 проектов перепланировки (генеральных планов) городов. Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий. Петербург принимал «строгий, стройный вид». Во второй половине XVIII в. архитектор И.Е. Старов построил здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры, В.И. Баженов — Каменноостровский дворец и Арсенал, А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот — Академию художеств и Гостиный двор, А. Ринальди — Мраморный дворец, Ю.М. Фельтен — набережную Невы и решетку Летнего сада, Д. Кваренги — Академию наук и другие здания. Складывался неповторимый облик Петербурга. Выдающимися архитектурными постройками обогатилась и Москва. Гениальный русский архитектор В.И. Баженов возвел дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки). Ученик и друг В.И. Баженова М.Ф. Казаков создал большое количество общественных зданий и особняков, и сегодня украшающих столицу. Это здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянского собрания, старое здание Московского университета, псевдоготические узоры Петровского дворца и другие великолепные постройки. Живопись. Уже в парсунах и иконописи XVII в. (например, С. Ушакова) наметился путь перехода к светскому искусству. В первой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи проявились в творчестве А.Т. Матвеева и И.Н. Никитина. Ведущим жанром их творчества был портрет. В портретах Петра I и «Напольного гетмана» И. Никитина, в «Автопортрете с женой» А. Матвеева художники наряду с показом портретных черт своих героев передали их внутренний мир, духовную индивидуальность. Эта черта русской портретной живописи — передача богатства внутреннего мира человека, его неповторимой индивидуальности — поставила русский портрет XVIII в. в ряд выдающихся достижений мирового искусства. Чуть старомодно, по форме напоминая парсуну, выглядят портреты художника А.П. Антропова: A.M. Измайловой, Петра III. Близок к А.П. Антропову по живописной манере И.П. Аргунов, вышедший из числа крепостных Шереметевых (портреты «Неизвестная крестьянка», «Калмычка Аннушка» и др.). Ф.С. Рокотову с его филигранной техникой лучше других удалось передать внутренний мир изображаемых: портреты поэта В.И. Майкова, мужа и жены Суровцевых. Крупнейший портретист второй половины XVIII в. Д.Г. Левицкий выразил многогранность человеческой натуры, например, в портретах Н.И. Новикова, богача и мецената П. Демидова, воспитанниц Смольного института, Д. Дидро. В образах, созданных ВЛ. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник явно находился под влиянием сентиментализма (портреты М.И. Лопухиной, А.Б. Куракина, В.И. Арсеньевой и др.). Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. получила графика (А.Ф. Зубов), мозаика (М.В. Ломоносов), пейзаж (С.Ф. Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологические сюжеты (А.П. Лосенко). В акварелях И.А. Ерменева и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Сохранились и народные картинки — лубок. Театр. Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. А.С.Пушкина). Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне (в Москве и Подмосковье, например, их было более 50). В стране насчитывалось более 100 крепостных оркестров. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян — драматическая актриса и певица П.И. Жемчугова и балерина Т.В. Шлыкова. В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены также первые русские оперные спектакли: опера «Анюта», композитором которой считают В.А. Пашкевича, «Мельник-колдун, обманщик и сват» М.М. Соколовского, «Ямщики на поставе» Е.И. Фомина; создавал свои произведения композитор Д.С. Бортнянский. Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII столетии был процесс складывания русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в XIX в.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |