Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследования псевдоскопического восприятия. Правило правдоподобия.




Псевдоскопическое зрение. Компанейский (1951):

· Простые формы объектов воспринимаются вогнутыми.

· Знакомые формы объектов не воспринимаются вогнутыми.

· Человеческое лицо никогда не воспринимается вогнутым.

· Движение маски лица вокруг вертикальной оси воспринимались как качание маски справа налево и обратно.

· Опыты с бумажными жгутами, наложенными на руку.

· Опыты с пробирками, движущимися по кругу.

Предметность восприятия лица так велика, что даже вогнутая маска выглядит настоящим лицом. Правила правдоподобия. Это наш прошлый опыт, наши знаний об объектах и свойствах объектов внешнего мира, которые мы берём из памяти, чтобы интерпретировать противоречивую сцену. Для восприятия необходима предметность.

Псевдоскопическое зрение. Столин В.В. (1973)

1. Опыты с миской, наполненной подкрашенной жидкостью.

Жидкость не может существовать над миской, поэтому испытуемые описывали жидкость над миской не как жидкость, а как желе, пластмассу или какую-то другую твёрдую субстанцию.

2. Опыты со слоником, конусом и карандашом.

На конусе и слонике лежал карандаш. Поскольку в псевдоскопе возникала невозможная в реальной жизни сцена (карандаш повисал в воздухе), испытуемые по-разному интерпретировали увиденное, строя разные модели.

Выводы из экспериментов Компанейского и Столина:

1. Адаптация к псевдоскопическому искажению возможна.

2. В процессе адаптации для интерпретации противоречивой информации в сцене, наблюдаемой через псевдоскоп, используется правило правдоподобия.

Проблема создания искусственных органов чувств. Исследования формирования «кожного зрения» у слепых.

Камера передавала изображение на матрицу из вибродатчиков, наложенных на спину испытуемого. Те участки изображения, которые были наиболее яркими, передавались как более интенсивные тактильные стимулы, а те, которые были тёмными – как менее интенсивные тактильные стимулы. Г. Гварниеро – аспирант факультета психологии, слепой от рождения. Проводил на себе эксперименты, пытаясь обнаружить кожное зрение.

Этапы формирования кожного зрения (3 недели):

Несколько часов Гварниеро воспринимал вибрацию датчиков как тактильные ощущения покалывания по поверхности кожи.

Затем начала формироваться способность опознавать простые формы (круг, квадрат, горизонтальная полоска…). Отсутствовало ощущение глубины.

Характер ощущений не тактильный, а вынесенный вовне зрительный.

Движение воспринимается сразу, однако не различаются движение объекта и движение наблюдателя. Отсутствие стабильности видимого мира.

Научился оценивать размер предмета, меняя фокусное расстояние телекамеры.

Научился оценивать относительную и абсолютную удаленность на основании зрительных признаков «перекрытие» и «сетчаточный размер».

Не смог овладеть константностью формы. Опознавал предмет в фас и профиль как 2 разных предмета.Научился опознавать части собственного тела.

Выводы: Можно сформировать предметное зрительное восприятие, используя «не зрительную» сенсорную основу. В феномене кожного зрения формируются «зрительные», а не тактильные образы. Формируется константность положения, константность размера, стабильность видимого мира. Не возникает константность формы.

Современные способы протезирования зрения. Чип иннервирует клетки сетчатки или клетки зрительной коры.

Кросскультурные исследования восприятия.

Кросскультурные исследования восприятия: Плохая оценка больших расстояний представителями племён, живущими в джунглях. К. Тербалл (1975).

Неевропейцы из сельских районов, племена африканцев не воспринимают оптико-геометрических иллюзий (А.Р. Лурия, 1932; М. Сегалл, 1966).

Представители племен Центральной Африки не воспринимают информацию, представленную в рисунках. «В кого целится охотник?» (В. Хадсон, А. Манди-Кастл, 1966).

У аборигенов, не пользующих повседневно прямыми углами, не возникают иллюзии Мюллера-Лайера и Понцо.

Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Эксперименты Брунера и Гудмен с восприятием монет.

Два типа детерминант восприятия: автохтонные и поведенческие.

Автохтонные задаются нейрофизиологическими законами воспринимающей системы.

Поведенческие задаются социальными и культурными ценностями субъекта, это активные приспособительные функции когнитивного уровня.

Гипотеза: социальные ценности и потребности субъекта влияют на процесс восприятия.

Эксперимент с восприятием размеров монет в группах бедных и богатых детей (Дж. Брунер, К. Гудмен). 3 группы детей: «богатые», «бедные» и контрольная. Задача: оценить размер монет достоинством от 1 до 50 центов: 1, 5, 10, 25, 50. 1-я серия эксперимента: оценка по памяти. 2-я серия эксперимента: оценка размера при наличии монет в поле зрения.  У «бедных» детей – переоценка размера на 10-50% процентов.

ТРЕТЬИ ВОПРОСЫ БИЛЕТОВ

Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон.

Разновидность порогов ощущений:

Нижний абсолютный порог – минимальная интенсивность стимула, которая впервые вызывает ощущение. Верхний абсолютный порог – значение интенсивности стимула, при которой появляется ощущение нового стимула. Разностный порог – минимальное изменение интенсивности стимула, приводящее к изменению ощущения. Относительный порог (отношение Вебера) – отношение разностного порога к исходной велечине стимула.

Чувствительность – величина, обратная к значению порога. По Г.В. Гершуни, субсенсорный диапазон – та область интенсивности стимулов, которая лежит ниже порога осознания (измеряемого психофизическими методами), но воздействие которых отражается в изменении физиологических реакций человека.  Контуженные. Улитково-зрачковый рефлекс – расширение диаметра зрачка под действием звука.

Метод границ.

Метод минимальных измерений (метод границ). Пример: применение методы границ для определения порога обнаружения визуального сигнала. Порог обнаружения – есть среднее по предельным значениям. Большое количество (от 30 до 50) чередующихся (сверху вниз и снизу вверх) проб для одного испытуемого. Среднее предельное значение для всех проб – есть порог обнаружения. Ошибка привыкания – тенденция сохранять ответ «да» в нисходящий рядах, и наоборот. Ошибка предвосхищения – связана с ожиданием перемены и, таким образом, сменой ответа «да» на «нет» в нисходящем ряду и наоборот. Основная цель чередования нисходящих и восходящих рядов – сбалансировать любую из постоянных ошибок, если они возникают.

Метод установки.

Метод установки В методе установки испытуемый сам изменяет интенсивность стимула. Остальная процедура аналогична методу минимальных измерений. Испытуемый самостоятельно регулирует интенсивность светового пятна до тех пор, пока не достигнет порога обнаружения. Экспериментатор каждый раз записывает выявленный порог обнаружения.

Метод констант.

Метод констант

Стимулы Ответы испытуемого Вероятность ответа «больше»
Т1-Э М М М М М М Б М М 0,05
Т2-Э М М М Б М Б М М Б 0,15
Т3-Э М Б М Б М М Б Б М М Б 0,45
Т4-Э М Б М Б М Б М Б М 0,63
Т5-Э 0,86
Т6-Э 0,98

После заполнения таблицы строится график – по оси абсцисс – интенсивность стимуляции, по оси ординат – вероятность ответа «больше».



Вводится точка субъективного равенства – частота ответа «больше» равна 50%.

Дифференциальный порог = (I(0,75) – I(0,25))/2

Типы шкал

Типы шкал (по степени сложности обработки результатов):

Шкала наименований. Отношения равенства – неравенства. Шкала цвета, номера игроков в спортивной команде. Допустимая операция – биекция.

Шкала порядка. Отношения больше, меньше, равно. Шкала интеллекта, шкала тревожности, оценки успеваемости. Допустимая операция – монотонная функция.

Шкала интервалов. Отношения «на сколько условных единиц больше или меньше». Шкала температуры. Допустимая операция – линейная функция. Вводится условный ноль. Вводятся условные единицы.

Шкала отношений. Отношения «во сколько раз больше или меньше». Шкала симпатичности лица человека, шкалы громкости звука, белизны бумаги и т.д. Допустимая операция – преобразование подобия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 355.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...