Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структуралистская теория восприятия.




ПЕРВЫЕ ВОПРОСЫ БИЛЕТОВ

Определение восприятия. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле в психологии восприятия.

Восприятие – это процесс отражения целостных сцен и событий внешнего мира, возникающий при непосредственном воздействии внешних раздражителей на рецепторы.

Восприятие – это процесс порождения образов, возникающий при воздействии стимулов на органы чувств.

 

Основные феномены восприятия (по Ф.Х. Олпорту):

· Сенсорные качества

Критерии сенсорности переживания: сенсорные качества элементарны; сенсорные качества уникальны и отличаются по критерию несводимости; все сенсорные качества имеют отрицательные последовательные образы; наличие специального рецептора, раздражение которого приводит к сенсорному переживанию. Пары: красный-зелёный, жёлтый-синий, тяжёлый-лёгкий, тёплый-холодный и т.п.

· Конфигурация

Феномен конфигурации: восприятие не сводимо к сумме сенсорных качеств. Это пространственная организацию в фигуру и фон.

Восприятие – пространственная организация отдельных элементов, которая не сводима к простой сумме элементов.

· Константность

Константность – это свойство воспринимать качества объекта внешнего мира неизменными несмотря на изменения условий наблюдения.

Сетчаточный образ. Все объекты проецируются на двумерную поверхность сетчатки. При приближении к объекту сетчаточная проекция увеличивается. Однако размер воспринимается адекватно.

Дистальный стимул – объект, воспринимаемый наблюдателем.

Проксимальный стимул – отображение дистального стимула на рецепторную поверхность сетчатки.

Нет однозначного соответствия между дистальной и проксимальной стимуляциями при разных условиях наблюдения.

Константность формы, контрастности, цвета.

· Субъективные шкалы

Наличие субъективных шкал степени выраженности свойства воспринимаемого объекта.

Зрительно воспринимаемый возраст, оценка роста в зависимости от роста окружающих людей, оценка веса одинаковых по размеру шаров при наличии шара-«якоря». Феномен Узнадзе.

· Предметность (категориальность)

Феномен предметности: мы воспринимаем не просто набор сенсорных качеств, а значение воспринимаемого объекта.

· Доминирующая установка

Мотивация – воспринимаем, что хотим воспринимать.

Ожидания – воспринимает, что ежедневно видим или слышим вокруг себя.

Настроение – воспринимаем то, что соответствует нашему настроению.

Культура – воспринимаем то, что общепринято в социуме.

Понятие об ощущении и основных его свойствах. Классификации ощущений и рецепторов.

Ощущение – это процесс отражения свойств объектов внешнего мира, возникающий при непосредственном воздействии внешнего раздражителя на рецепторы.

Ощущение – это начальный сенсорный опыт, непосредственное переживание отдельных качеств внешнего мира.

 

Основные свойства ощущений (по Э. Титченеру):

· Специфичность энергии стимула

· Интенсивность ощущения зависит от интенсивности стимула

· Протяженность ощущения в пространстве задается распределением стимульной энергии в пространстве

· Длительность ощущения определяется длительностью стимуляции

· Ясность ощущения характеризует его место в сознании индивида

· Дистальный стимул – проксимальный стимул

 

Классификация ощущений:

· По модальности (зрительная, слуховая, тактильная, вкус, запах, проприоцептивные ощущения, вестибулярная чувствительность, термочувствительность)

· В. Вундт – по отклику на специфическую энергию внешнего воздействия (давление – механорецепторы, тепло – терморецепторы, свет – фоторецепторы, хеморецепторы)

· Ч. Шерингтон – по функции рецепторов экстероцепция контактная (обоняние, осязание, вкус), экстероцепция дистантная (зрение, слух)

Проприоцепция – положение тела в пространстве

Интероцепция – чувствительность к изменению внутренней среды организма.

 

Классификация ощущений

Н.А. Бернштейн – по функции рецепторов сигнально-пусковая и контрольно-коррекционная.

По порядку возникновения различных видов чувствительности в филогенезе: протопатическая, эпикретическая

Разделение рецепторов на 3 вида по их месту расположения в теле человека:

а) экстерорецепторы – расположены вблизи поверхности тела, обращены к внешнему миру (зрительные, тактильные и др.);

б) интерорецепторы – расположены на поверхностях внутренних органов;

в) проприорецепторы – расположены в глубоких тканях тела (мышцы или сухожилия).

 

Разделение рецепторов на:

а) контактные – для их возбуждения необходим их непосредственный контакт с дистальным стимулом (тактильные, вкусовые);

б) дистантные – непосредственный контакт их с дистальным стимулом не требуется (зрительные, слуховые).

Виды образов. Специфика перцептивного образа в сравнении с другими видами образов.

 

Виды образных явлений: 

· Образы памяти – след прошлых чувственных воспоминаний, имевших под собой конкретную чувственную основу.

· Образы воображения – нереальное, вымышленное представление, образ, никогда не соответствовавший реальности и поэтому не имевший конкретной чувственной основы.

· Фосфены – неестественное воздействие на органы чувств.

· Схема тела – представление о собственном теле, пространственной расположении его частей и его ближайшем окружении.

· Фантомный образ – человеку, который потерял часть тела, кажется, что она существует.

· Эйдетический образ – человек, мельком взглянувший на очень сложную сцену, описывает её с точностью до мельчайших деталей. Эйдетик. Появляется в подростковом возрасте, потом исчезает.

· Галлюцинации – ложное восприятие отсутствующего предмета.

· Сновидения

· Последовательный образ – возникает после того, как человек в течение некоторого времени, не отводя взгляд, смотрит на картинку.

 

Перцептивный образ – синтез прошлого опыта и текущих ощущений.

 

При необычных воздействиях на органы чувств мы видим так, как будто воздействие было обычное (механическое воздействие на глаз, фантомные боли, зрительные иллюзии). Не все ощущения входят в перцептивный образ, а только те, которые важны для восприятия внешних объектов (не воспринимаем двоения, не видим слепого пятна).

Структуралистская теория восприятия.

 

Основатели структурализма: Эдвард Титченер, Вильгельм Вундт.

 

Предмет исследования по Титченеру:

· Анализировать конкретное душевное состояние, разложив его на составные части

· Найти закономерности соединения этих составных частей

· Привести эти закономерности в соответствие с телесной организацией

 

Основные положения:

· Два класса элементов сознательного опыта: ощущения и образы памяти.

· Восприятие есть сумма этих двух классов элементов сознания.

 

Формирование ощущений:

· Гипотеза постоянства: одно и то же внешнее воздействие приводит к одному и тому же ощущению.

· Гипотеза суммации: сложный комплекс ощущений есть сумма отдельных локальных ощущений.

Пример: восприятие цвета.

Метод исследования: аналитическая интроспекция.

 

Свойства ощущений как элементов сознательного опыта:

· Специфичность энергии стимула, действующего на соответствующий рецептор, определяет сенсорное качество или модальность ощущений.

· От интенсивности энергии стимула зависит интенсивность ощущения.

· Распределение стимульной энергии в пространстве задаёт протяжённость ощущения в пространстве.

· Длительность стимула во времени характеризует длительность ощущения.

 

Формирование образа восприятия:

Закон ассоциация: установление ассоциативных связей между первичным зрительным образом и двигательной реакцией на его появление.

Пример: формирование трехмерного образа внешнего мира.

Гештальттеория восприятия.

Макс Вертгаймер, Вольфганг Кёллер, Курт Коффка

Гештальт – целостность образов восприятия как основное содержание сознания, т.е. несводимость восприятия к сумме составляющих его ощущений.

Свойства целостной структуры образа: выделение фигуры на фоне – всегда воспринимается как более яркая, четкая, близкая по отношению к наблюдателю. Фон не может восприниматься как фигура.

Принципы гештальт-группировки:

· Близость по пространству: фигура образуется легче из элементов, находящихся ближе друг к другу.

· Фигура образуется легче из элементов, имеющих сходство по отдельному качеству (цвету, форме, смыслу).

· Хорошее продолжение. Фигура легче образуется из элементов, имеющих хорошее продолжение.

· Прегнантность (простота): мы стремимся воспринимать фигуру как состоящую из простых частей.

· Принцип изоморфизма: физический мир, физиологический мир – феноменальный мир (изоморфны между собой). Фи феномен.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 391.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...