Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структуралистская теория восприятия.Стр 1 из 10Следующая ⇒
ПЕРВЫЕ ВОПРОСЫ БИЛЕТОВ Определение восприятия. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле в психологии восприятия. Восприятие – это процесс отражения целостных сцен и событий внешнего мира, возникающий при непосредственном воздействии внешних раздражителей на рецепторы. Восприятие – это процесс порождения образов, возникающий при воздействии стимулов на органы чувств.
Основные феномены восприятия (по Ф.Х. Олпорту): · Сенсорные качества Критерии сенсорности переживания: сенсорные качества элементарны; сенсорные качества уникальны и отличаются по критерию несводимости; все сенсорные качества имеют отрицательные последовательные образы; наличие специального рецептора, раздражение которого приводит к сенсорному переживанию. Пары: красный-зелёный, жёлтый-синий, тяжёлый-лёгкий, тёплый-холодный и т.п. · Конфигурация Феномен конфигурации: восприятие не сводимо к сумме сенсорных качеств. Это пространственная организацию в фигуру и фон. Восприятие – пространственная организация отдельных элементов, которая не сводима к простой сумме элементов. · Константность Константность – это свойство воспринимать качества объекта внешнего мира неизменными несмотря на изменения условий наблюдения. Сетчаточный образ. Все объекты проецируются на двумерную поверхность сетчатки. При приближении к объекту сетчаточная проекция увеличивается. Однако размер воспринимается адекватно. Дистальный стимул – объект, воспринимаемый наблюдателем. Проксимальный стимул – отображение дистального стимула на рецепторную поверхность сетчатки. Нет однозначного соответствия между дистальной и проксимальной стимуляциями при разных условиях наблюдения. Константность формы, контрастности, цвета. · Субъективные шкалы Наличие субъективных шкал степени выраженности свойства воспринимаемого объекта. Зрительно воспринимаемый возраст, оценка роста в зависимости от роста окружающих людей, оценка веса одинаковых по размеру шаров при наличии шара-«якоря». Феномен Узнадзе. · Предметность (категориальность) Феномен предметности: мы воспринимаем не просто набор сенсорных качеств, а значение воспринимаемого объекта. · Доминирующая установка Мотивация – воспринимаем, что хотим воспринимать. Ожидания – воспринимает, что ежедневно видим или слышим вокруг себя. Настроение – воспринимаем то, что соответствует нашему настроению. Культура – воспринимаем то, что общепринято в социуме. Понятие об ощущении и основных его свойствах. Классификации ощущений и рецепторов. Ощущение – это процесс отражения свойств объектов внешнего мира, возникающий при непосредственном воздействии внешнего раздражителя на рецепторы. Ощущение – это начальный сенсорный опыт, непосредственное переживание отдельных качеств внешнего мира.
Основные свойства ощущений (по Э. Титченеру): · Специфичность энергии стимула · Интенсивность ощущения зависит от интенсивности стимула · Протяженность ощущения в пространстве задается распределением стимульной энергии в пространстве · Длительность ощущения определяется длительностью стимуляции · Ясность ощущения характеризует его место в сознании индивида · Дистальный стимул – проксимальный стимул
Классификация ощущений: · По модальности (зрительная, слуховая, тактильная, вкус, запах, проприоцептивные ощущения, вестибулярная чувствительность, термочувствительность) · В. Вундт – по отклику на специфическую энергию внешнего воздействия (давление – механорецепторы, тепло – терморецепторы, свет – фоторецепторы, хеморецепторы) · Ч. Шерингтон – по функции рецепторов экстероцепция контактная (обоняние, осязание, вкус), экстероцепция дистантная (зрение, слух) Проприоцепция – положение тела в пространстве Интероцепция – чувствительность к изменению внутренней среды организма.
Классификация ощущений Н.А. Бернштейн – по функции рецепторов сигнально-пусковая и контрольно-коррекционная. По порядку возникновения различных видов чувствительности в филогенезе: протопатическая, эпикретическая Разделение рецепторов на 3 вида по их месту расположения в теле человека: а) экстерорецепторы – расположены вблизи поверхности тела, обращены к внешнему миру (зрительные, тактильные и др.); б) интерорецепторы – расположены на поверхностях внутренних органов; в) проприорецепторы – расположены в глубоких тканях тела (мышцы или сухожилия).
Разделение рецепторов на: а) контактные – для их возбуждения необходим их непосредственный контакт с дистальным стимулом (тактильные, вкусовые); б) дистантные – непосредственный контакт их с дистальным стимулом не требуется (зрительные, слуховые). Виды образов. Специфика перцептивного образа в сравнении с другими видами образов.
Виды образных явлений: · Образы памяти – след прошлых чувственных воспоминаний, имевших под собой конкретную чувственную основу. · Образы воображения – нереальное, вымышленное представление, образ, никогда не соответствовавший реальности и поэтому не имевший конкретной чувственной основы. · Фосфены – неестественное воздействие на органы чувств. · Схема тела – представление о собственном теле, пространственной расположении его частей и его ближайшем окружении. · Фантомный образ – человеку, который потерял часть тела, кажется, что она существует. · Эйдетический образ – человек, мельком взглянувший на очень сложную сцену, описывает её с точностью до мельчайших деталей. Эйдетик. Появляется в подростковом возрасте, потом исчезает. · Галлюцинации – ложное восприятие отсутствующего предмета. · Сновидения · Последовательный образ – возникает после того, как человек в течение некоторого времени, не отводя взгляд, смотрит на картинку.
Перцептивный образ – синтез прошлого опыта и текущих ощущений.
При необычных воздействиях на органы чувств мы видим так, как будто воздействие было обычное (механическое воздействие на глаз, фантомные боли, зрительные иллюзии). Не все ощущения входят в перцептивный образ, а только те, которые важны для восприятия внешних объектов (не воспринимаем двоения, не видим слепого пятна). Структуралистская теория восприятия.
Основатели структурализма: Эдвард Титченер, Вильгельм Вундт.
Предмет исследования по Титченеру: · Анализировать конкретное душевное состояние, разложив его на составные части · Найти закономерности соединения этих составных частей · Привести эти закономерности в соответствие с телесной организацией
Основные положения: · Два класса элементов сознательного опыта: ощущения и образы памяти. · Восприятие есть сумма этих двух классов элементов сознания.
Формирование ощущений: · Гипотеза постоянства: одно и то же внешнее воздействие приводит к одному и тому же ощущению. · Гипотеза суммации: сложный комплекс ощущений есть сумма отдельных локальных ощущений. Пример: восприятие цвета. Метод исследования: аналитическая интроспекция.
Свойства ощущений как элементов сознательного опыта: · Специфичность энергии стимула, действующего на соответствующий рецептор, определяет сенсорное качество или модальность ощущений. · От интенсивности энергии стимула зависит интенсивность ощущения. · Распределение стимульной энергии в пространстве задаёт протяжённость ощущения в пространстве. · Длительность стимула во времени характеризует длительность ощущения.
Формирование образа восприятия: Закон ассоциация: установление ассоциативных связей между первичным зрительным образом и двигательной реакцией на его появление. Пример: формирование трехмерного образа внешнего мира. Гештальттеория восприятия. Макс Вертгаймер, Вольфганг Кёллер, Курт Коффка Гештальт – целостность образов восприятия как основное содержание сознания, т.е. несводимость восприятия к сумме составляющих его ощущений. Свойства целостной структуры образа: выделение фигуры на фоне – всегда воспринимается как более яркая, четкая, близкая по отношению к наблюдателю. Фон не может восприниматься как фигура. Принципы гештальт-группировки: · Близость по пространству: фигура образуется легче из элементов, находящихся ближе друг к другу. · Фигура образуется легче из элементов, имеющих сходство по отдельному качеству (цвету, форме, смыслу). · Хорошее продолжение. Фигура легче образуется из элементов, имеющих хорошее продолжение. · Прегнантность (простота): мы стремимся воспринимать фигуру как состоящую из простых частей. · Принцип изоморфизма: физический мир, физиологический мир – феноменальный мир (изоморфны между собой). Фи феномен. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 391. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |