Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Символ как универсальная категория культуры.




Современному миру присущи всё возрастающая абстракция и рационализация, которые иссушают когда-то безбрежный мир образов.
Язык древних мудрецов, пророков и философов символичен, это богатый образный язык (Платон, Притчи Будды, Слова – Конфуция). Тогда требовалось не рациональное определение и документирование, а поиск глубокого, обращённого к человеку смысла мира.
Сегодня символика проникла в обыденное сознание людей, она присутствует в лозунгах, политических знаках, в религиозных ритуалах, в иконах, древних текстах, произведениях искусства, в поэзии, в исторических образах.
Символика есть повсюду, где «носитель смысла» (символ) выходит за рамки его банальной внешней формы.
Бесчисленное множество предметов, жестов, мысленных образов и оборотов речи связывают мысли с носителем смысла. Крест, обручальное кольцо, флаг, красная роза, чёрный траур одежды, свечи на столе.
Символ—   это одно из центральных понятий философии, эстетики, филологии, без него невозможно построить ни теорию языка, ни теорию познания. Символ имеет более чем, двухтысячелетнюю историю осмысления.
«Символ столь же древен, как человеческое сознание».
Он получил многообразные трактовки, однако целостного представления о нём до сих пор нет.
Целостное исследование природы символа стало возможно лишь в наше время.
1. Символ - ключ к пониманию духовного мира.
Символы необходимы, чтобы невыразимое ввести в область ощущаемого, осязаемого, а затем осмысленно разобраться в этом.
Современная глубинная психология (Юнг и его ученики, последователи) признаёт наличие общей основы образных архетипов и помогает чтению символа. Данные археологии, этнографии, геральдики, фольклористики, религии и мифологии также дают представление о сходстве и различиях в стилях мышления людей принадлежавших разным культурам.
Символ— особая коммуникационная модель, интегрирующая индивидуальные сознания в единое смысловое пространство культуры.
Символ есть диалектическое единство индивидуального и всеобщего,
универсальный опыт.
Символ многозначен. Его структура направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира.
Структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего.
Смысл символа не дан, а задан.
В символе присутствует тайна. Особая теплота сплачивающей тайны. Закрытость символа. Смысл символа раскрывается и реально существует в диалоге, внутри человеческого общения.

2. Типология символов
1)
1. Мифологические символы (мифопоэтические образы)
2. Религиозные символы
3. Художественные символы
4. Философские символы
5. Социальные символы
6. Идеологические символы
7. Политические символы
8. Научные символы
9. Символы повседневной жизни
10.Техничесикие символы.
2) Символы символов — архетипические образы:
1. Яйцо. Колесо. Крест. Круг. Инь – Ян. Книга. Мандала. Звезда.
2. Символы природы:
Цветы. Деревья. Животный мир. Время. Пространство.
2. Символы человека: его тела, части тела – голова, рука, глаза и т.д.
3. Символические города и страны.
4. Символика пищи.
5. Символика чисел
6. Символика цвета
7. Символика гаданий

II. Символика искусства:
Архитектуры
Графики
Живописи
Музыка
Танец
Театр

Эрих Фромм выделяет три типа символов:
1. Условные символы – слова, образы, которые используем мы в повседневном языке.
2. Случайные символы. Основа их – личный опыт человека, связанный с каким-либо событием, предметом, превращающего в символ того или иного настроения. У разных людей они разные. Оба этих типа символов объединяет то, что в них отсутствует внутренняя связь между самим символом и тем, что он символизирует.
3. Универсальные символы – такие символы, в которых между символом и тем, что он обозначает, есть внутренняя связь. Связь между душевным и физическим переживанием.

Как эстетическая категория символ раскрывается через сопоставление художественного образа и знака.
Символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости и знак, наделённый неисчерпаемой многозначностью образа.
Символ – синтез знака и образа.
Знак - материальный объект (артефакт), который выступает в коммуникативном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, понятия, действия), замещающий его.
Художественный образ и символический образ. В искусстве символ имел всегда (имеет и сейчас) особо важное значение. Это связано с природой образа, основной категории искусства. Ибо в той или иной мере всякий образ условен и символичен уже потому, что в единичном воплощает общее.
Реально на практике трудно различимы метафора, символ, аллегория, знак.
Аллегория — иносказание, персонификация, олицетворение мыслительных форм в образах живых существ. (басни, мифы, живопись).
Метафора - перенос, перенесение значений одного предмета на другой.
В художественном образе доминирует чувственная конкретность и обобщённость.
В символическом образе доминирует обобщённость.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 390.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...