Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аксиологическая концепция культуры




 

Культура– совокупность матер и дух ценностей. В современной литературе ценность понимается: 1. как предмет, имеющий какую-либо пользу и удовлетворяет ту или иную потребность чел; 2. как идеал (представление о желаемом); 3. как значимость чего-либо для индивида или социальной группы.

Различают ценности:

1. Витальные (жизнь, здоровье);

2. Социальные (комфортная работа, социальное благополучие);

3. Политические (свобода, правопорядок);

4. Нравственные (добро, честь);

5. Эстетические (красота);

6. Религиозные (бог);

7. Семейно-родственные (взаимоотнош).

Различные ценности ЦЕЛИ (высшие, абсолютные), Ценности СРЕДСТВА ( инструментальны). Ценности определяют общую стратегическую регуляцию поведения человека. Кроме ценностей регулятивную функцию выполняют и другие элементы культуры, прежде всего – нормы (она теснейшим образом связана с ценностью, вытекает из неё). Та или иная культура ценность предстаёт как, конкретный вид поведения. Нормы выражают специфику той культуры, в которой они функционируют. Особое значение имеют выделение правовых и моральных норм. Правовые нормы выступают главным образом в виде закона, они контролируют государственную властью, их несоблюдение ведёт за собой конкретные санкции. Моральные нормы опираются на силу общего мнения, убеждения человека в необъяснении того или иного поведения, чувство ответственности, долга, совести. Правовые нормы исторически выросли из моральных, юридически закрепляли их. Нормы можно подразделить (запрещающие, побуждающие).

Запрещающие нормы во все времена играли заметную роль. С помощью этих норм общество определяло ту сферу деятельности, выход за рамки которой могут угрожать безопасности других людей или обществу в целом. В разных культурах сфера запретной регламентации различна.                                                                                      

 Побуждающие нормы имеют иную силу. Они представляют человеческую определенную свободу. В обществе существует механизм социального контроля за собой принятых в обществе ценностей и норм. Он включает в себя различные санкции (способы реагирования окружающих на поведение человека в виде поощрения или наказания). Различает формальные и неформальные санкции.                                                                     

 - Неформальные - имеют силу морального поощрения или осуждения. Формы санкций опираются на силу закона, в котором они чётко обозначены. Их осуществление контролируется государственными органами.              

-Формальные - относятся и административным санкциям, которые накладываются в рамках труд законодательства.

Деятельностная концепция культуры

Одно из наиболее влиятельных течений в отечественных исследованиях культуры. Имеет два направления.

-Первое характеризует культуру как универсальное свойство общественной жизни (В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, М. С. Каган, 3. И. Файнбург, Э. С. Маркарян и др.). Культура рассматривается как технологический аспект общественного процесса. Это способ человеческой деятельности, он состоит из сложной системы механизмов, выработанных внебиологически. С их помощью осуществляется активность людей в
обществе, а также стимуляция, программирование и координирование этой активности.
Представители деятельностной концепции культуры подчеркивают важную роль следующих свойств человеческой деятельности: 1) она является творческой и преобразовательной; 2) ее можно отождествить с производством, причем она носит не спонтанный (как у животных), а целеполагающий характер; 3) она социальна от начала до конца.
Деятельность рассматривается в трех аспектах:

-с точки зрения субъекта деятельности (кто действует);

 -участков приложения деятельности (на что направлена человеческая деятельность)

-способа деятельности (как осуществляется человеческая деятельность и образуется ее совокупный эффект).

Человеческая деятельность носит адаптирующе-адаптивный характер: человек не только изменяет природные условия согласно своим потребностям, но и сам приспосабливается к природе.

Второе направление деятельностной концепции культуры (Э. А. Баллер, Л. Б. Коган, В. М. Межуев и др.) кладет в основу анализа культуры личностное становление человека. Критерием развития культуры, выступает то, в какой мере человек развит в качестве личности. Теория культуры исследует не отношения между людьми по поводу оп-редмеченных результатов деятельности, например, товаров (как социология). Она анализирует преобразование самих индивидов в деятельности распредмечивания и опредмечивания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...