Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социодинамика культуры П.Сорокина




К теориям циклического развития относят концепцию П.А. Сорокина. Основной труд – ''Социодинамика культуры''. В работе ''структурная социология'' он вводит понятие социокультурное взаимодействие:

 1. Личность (как субъект взаимодействия);

2. Общ-во (как совокупность взаимодействий личностей);

3. Культура (знания, нормы, ценности, которыми владеют взаимодействовавшие личности).

Сорокин отмечает, что не один из пунктов не может существовать в отсутствии 2 других Главное в концепции – ценности. В качестве ценностей может выступать, как чувственное, так и сверхчувственное начало, а также синтез того и др. В зависимости от этого Сорокин выдел 3 типа Концепций:

1. Идеоциональная; (Бог, как сверхчувственное начало, признаётся истинной реальностью и высшей ценностью. Эта концепция по сути своей религиозна. К ней относят концепции Брахманской Индии, буддистскую, Древнегреческой, Западноевропейской, средневековую, культуру Древней Руси. Главная истина – истина веры, кот постиг путём мистического опыта, Божеств интуиции и откровения.

2. Чувственная; (Чувственная концепция является противоположной идеоциональной (К. Античной Греции и Рима). В Европе этот тип формировался в эпоху Возрождения, продолжая своё существование в XXв. В чувственной концепции окруженной человеческий мир признаётся объективным, реальностным, он постиг с помощью органов чувств. В ней получило большое развитие естественной науки. Резко возрастает число научных открыт и технических изобретений. Материальные ценности ставятся определеннымии. На смену личным ценностям приходят временные. Своеобразие чувственного искусства – главные темы и персонажи искусства становятся реальными события и представители различных социальных групп. Язык – натуралистичен, лишён всякой символики.))

3.  Идеалистическая (Промежуточная, переходная м/у идеоциональной и чувственной. В ней гармонично существует философия, наука, религия и искусство. А в искусстве реалистические, символические и алигорические стили. Рассвет этой концепции приходит на Золотой Век Античности. Чередование этих типов концепций подчинен строгому закону: идеоциональная сменяется идеалистической, а затем чувственной концепцией вновь продолжает своё развитие в тех же типологических формах и в той же последовательности. При переходе от одного типа концепции к другой, общ-во переживает кризис. В подобном кризисном состоянии пребывает современная Западная цивилизация.

 

Культура и цивилизация соотношение понятий. Формационная и цивилизационная концепции истории.

Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. Согласно другой версии, термин "цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах - широком и узком.

 -Широкий смысл перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал высокоразвитое обществo, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости.

–Узкий смысл тесно переплетался с понятом "культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века.

Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации, в конечном счете, можно сести к трем основным.

1)В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, спорый рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом.

2)Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность, прежде всего духовных явлений. Наконец, сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер" как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством". Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.

Книга Шпенглера имела огромный успех, в ней ярко показаны многие характерные черты культуры и цивилизации. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику.

Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура "прорастает" цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому вполне объяснимо, что в повседневной жизни мы не слишком различаем их.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...