Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сверхъестественное я - цензор всех поступков – внутреннее усвоенные индивидом требования и нормы культуры. Осуществляет цензуру желаний ОНО.




Фрейд исследует динамику функционирования психики. Инстинктивные импульсы, прошедшие цензуру сверхъестественного я - реализуются в действии. Неприемлемые с точки зрения общества и культуры желания обратно вытесняются в сферу бессознательного. Некоторые нереализованные, неудовлетворенные желания сублимируются (воплощаются) в позитивные формы деятельности (искусство, наука, спорт).

Сублимация –использование энергии бессознательного в целях культурного творчества. Культура основана на подавлении, ограничении первичных влияний и желаний и существует за счет сублимации энергии бессознательного.

В 20 веке у Фрейда появилось много последователей и сформировалось новое учение в философии – неофрейдизм. Среди классиков неофреидизма самым знаменитым был К.Г. Юнг, швейцарский психолог, психиатр. Известная работа “Архетип и символ”. С 1906-1913 г.г. – ученик Фрейда Юнг пришел к выводу о том, что типичные образы, являющиеся во снах пациентов - являются явлением не извне. Юнг выделяет в структуре психики человека не только индивид., но и коллективное бессознательное. Оно Коллективное бессознательное – опыт прошлых поколений, запечатлевшийся в структурах мозга. Содержание коллективного бессознательного составляют первичные структуры, формы – архетипы. Архетипы –наиболее общая схема человеческого мышления и поведения. Они находят выражение в символических образах, которые обнаруживаются в мифах, религиях, фольклоре, художественном творчестве, сновидениях. Таким образом, Юнг приходит к выводу, что коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем.

Юнг сравнивает архетипы с осями кристаллической структуры. Также как и Фрейд Юнг считает, что современный человек, гордящийся своим сознание и волей отнюдь не является господином своей собственной души. Напротив, он находится во власти таящихся в ней бессознательных сил – “демонов души”. Фрейд считал, что существует постоянный антагонизм (противоречие) природного и культурного начала в человеке и человечестве, душа разрывается между своей изначальной природой и требованиями культуры. Юнг же считал, что человек не должен игнорировать бессознательное. Юнг полагал, что архетипы дарят человеку вдохновение. Если для Фрейда бессознательное – это вместилище вытесненных, неприемлемых для общества желаний, то для Юнг это главный резервуар культуры, хранилище ее первообразов. Со временем человек, стремясь спастись от символической пустоты обращается к восточным культурам. Но западная культура должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство человеческой души. Юнг считал, что нужно найти цивилизованные формы выражения индивидуального и коллективного бессознательного, чтобы оно не выражалось в социально опасных формах.

К. Хорни – социальный психолог, культуролог, представитель “культурного фрейдизма”. Опираясь на психоанализ Фрейда, Хорни вела с ним постоянную полемику. Если Фрейд считал, принципов здоровой психики стремление к удовольствию, акцентировал роль бессознательных инстинктов, рассматривал культуру как продукт сублимации нереализованных желаний, то Хорни переносит центр внимания в сферу сознания, ответственности и ценностных ориентаций.

-Хорни считала, что природа человека пластична, а структура влечений зависит от той же культуры, в которой человек воспитывался и живет. Различные культурные типы личности зависят от условий, места и времени. Вопреки Фрейду Хорни считала, что конфликт между Я, ОНО, СВЕРХ-Я не универсальны, а зависят от воспитания и системы ценностей. Особенности характера зависят не столько от раннего детского опыта, сколько от сознательной целеустремленной активности личности. Хорни упрекает Фрейда в том, что он не разделил биопсихические и культурные источники неврозов. Невроз– это не только столкновение разнонаправленных влечений, а чаще всего столкновение ценностных ориентаций, сформированных культурой.

-Хорни пришла к выводы, что неврозы нередко порождаются противоречиями в культуре.

Кроме того, любая активная творческая деятельность в науке, искусстве, политике может приводить к неврозам потому, что в творчестве есть риск не самореализоваться.

Симптомы неврозов могут возникать в результате преувеличения каких-либо норм социальных потребностей и их непропорционального развития. Все многообразие потребностей Хорни разделила на 3 группы: к людям; от людей; против людей.

Структура и степень развития этих потребностей формирует характер человека: преобладает тип “к людям” - безынициативная личность и т.д.

-Другой механизм возникновения неврозов Хорни связывает с неправильной самооценкой личности, формированием идеализированного образ Я, с неспособностью соизмерять свои возможности с реальностью. Пути преодоления неврозов – это религия, самореализация человека, в проффесиональной деятельности, постоянный самоанализ, само коррекция своего поведения, сближение реального и идеализированного образа Я.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...