Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Символическая (семиотическая) концепция культуры.




 

В рамках семиотической концепции культура рассматривается как знаково-символьная система. Семиотика – это теория, изучающая свойства знаков и знаковых систем. Примерами знаковых систем является естественные разговорные языки, системы положений научных теорий, искусственные языки, системы сигнализации, программы и алгоритмы для различных машин, языки искусств.

Знак – это математический предмет, который в процессах познания и общения выступают в качестве представителя, заместителя др. предмета и используется для получения, сохранения и передачи информации о нем. Знакам предается определенное значение. Значения фиксируют смыслы различных сторон, свойств предметов в действительности. Значения могут иметь исток в реальном, предметном мире, а могут порождать воображение сущности в мире культурных явлений. Определенное знаковое содержание несет среда обитания человека, предметы его быта, внешний вид, манера поведения, общения с др. людьми.  Выделяют 3 вида знаков

1)Знаки-обозначения – это, прежде всего, слова, которые обозначают различные предметы и действия, составляют основу естественного языка, служат средством коммуникации между людьми, средством общения.

2)Знак-модель – представитель др. предмета. Он воспроизводит определенные характеристики, свойства этого предмета (рисунки, чертежи).

3)Знак-символ – это материальное явление, которое в наглядно-образной форме представляет абстрактную идею,

Символы формируются преимущественно целенаправленно, а не стихийно, представляют как конвенции, принимаемые людьми. В символах большое значение имеет аксиологический, ценностный компонент. В символе заключается общественный принцип – раскрытие многогранного содержания, смысла явлений. Символами пронизано мифологическо-религиозное сознание. В зависимости от способов самоорганизации культуры принято выделять3 типа культуры:В основу каждого из типов культуры положен определенный культурный код, т.е. способ хранения и передачи информации, тип культурной памяти.

1)Дописьменная культура охватывает огромный доисторический период, эпоху деятельности и варварства, от 40 до 4 тыс. лет до н.э. Основу дописьменной культуры составляет мифологический культурный код. Своеобразие мифа заключалось в том, что в ней сочетались как реальные значения и наблюдения человека, так фантазия, вымысел, вера. Человек не выделял себя из окружающего мира, напротив, он наделял природные явления человеческими качествами. Мир был не только способом понимания жизни, но и способом ее переживания в предметных и знаковых формах. Для первобытного человека действия с реальными предметами были равносильны действиям со словами. Мифологический культурный код не проводит никаких различий между моделью и объектом. В рамках мифологического культурного кода модель и объект, которую она замещает, были связаны практическими потребностями людей. Мифологический культурный код основывается на ряде базовых символов. Главными из них является тотемно-анимистические. Тотем символизировал родство человечества с объектами живой природы. Анимизм – вера в существование духов и душ. Душа символизировала жизнь того существа, которого она одушевляла. Мифологический культурный код обеспечивал неизменность, замкнутость традиций культур. Образец поддерживался ритуалом.

2)Письменные культуры возникают на рубеже 4 – 3 тыс. до н.э. (в странах древнего востока). Возникновение письменности было связано с усложнением социальной жизни, появлением первых государств, развитием и разделением труда, освоением новых форм деятельности. Появляются новые виды знаковой деятельности: письменность, числа, счет, простейшие операции с числами, чертежами и т.д. Письменность проходит в своем развитии 3 этапа: 1. пиктограмма – схем. Рисунок; 2. иероглиф – более условное изображение; 3. алфавит (в 7 в. до н.э. в Финикии). Основными носителями письменного кода культуры являются священные книги (Книга мертвых, Завет и т.д.)

Новая перестройка культурного кода происходит во второй половине 15 в. (эпоха Возрождения). Она была связана с возникновением книгопечатания. В 1445 г. И. Гуттенберг создал печатный станок. Первым изданием стала библия. К концу 15 в. в Европе было уже 1100 типографий, в которых печаталась литература по всем отраслям знаний на всех языках. Книгопечатание способствовало повышению уровня грамотности, развитию просвещения и образования. Окончательно новый культурный код утверждается во второй половине 18 в. В основу культурного кода западной Европы Нового времени было положено уже не мифологическое и религиозное, а научное знание.

Экранная культура 1895 г. возникновение кинематографа - 28.12.1895 братья Люмьер. С 1908 г. появляются художественные фильмы, затем научные. В конце 20-х годов и 20 века была решена проблема синхронизации звука и изображения на экране. Началась эра звукового кино (1928г.)

3)Следующим этапов в развитии экранной культуры стало появление телевидения, затем компьютера, в котором современные ученые видят итог эволюции книги и того культ. Кода, который основан на линейном способе письма. Благодаря широкому распространению компьютеров каждая личность получила свободный выход в мир информации. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям. Благодаря глобальным компьютерным сетям мир становится более взаимосвязанным, целым. Специалисты отмечают, что информационная и компьютерная революция имеет некоторые негативные последствия. Компьютерная революция может привести к снижению индивидуального начала общекультурного уровня людей, их разобщенности, изоляции, дегуманизации и труда, личное общение отходит на второй план. Компьютерная революция может привести к усилению манипулирования людьми (плюс всех современные СМИ). Средства современных СМИ искусственно создают и навязывают имиджи, языковые формулы, стереотипы мышления и поведения. Это лишая чел. свободы выбора, подавляет личность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...