Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психические познавательные процессы




Внешние ощущения:

1) Тактильные ощущения -ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией. Используется массаж.

2) Аудиальные ощущения, то, что мы слышим. Формируются внутриутробно.

3) Кожные

4) Зрительные ощущения

5) Обоняние

6) Вкусовые                     ВОСПИЯТИЕ

Внутренние ощущения:

1) Голод, жажда, тошнота, изжога и т. д. Эти ощущения дают информацию от рецепторов тех органов чувств, которые находятся внутри организма человека.

Внешние - Экстраверты - это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

Внутренние - Интроверты - тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя.

Восприятие не только сумма ощущений, гораздо больше.

Психически познавательные процессы – процессы с помощью которых человек познает окружающую действительность и у него формируется субъективная своя картина мира.

Виды психических познавательных процессов: внутренние (болевые, ощущение внутренних органов) и внешние (зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные, вкусовые).

Способы диагностики:

- Аудиалы (большой открытый рот)

- Визуалы (глаза открыты)

- Кинестетики (нет рисунков)

Диагностика:

- С помощью проективных методик (солнышко)

- Наблюдение (глаза вверх – визуалы, в стороны – аудиалы, вниз и прикрывают- кинестетики, если обманывает – вниз и на право)

Ведущие свойства восприятия

· Предметность

· Целостность

· Осмысленность

· Константность

· Избирательность

Человек воспринимает время, пространство и движение. Восприятие связано с подсознательными процессами.

Представление –психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Пример - ЛИМОН. Идеомоторная тренировка – через представление выполняем упражнение. При ДЦП мысленно даже выполняют упражнение.

Виды представлений

· Зрительные

· Слуховые

· Осязательные

· Вкусовые

· Обонятельные

· Кинестетические (как дети играют в ракету)

Первое ощущение человека после рождения кинестетические - берем на руки.

Внимание часто путают с памятью. Внимание бывает непроизвольное (резко стук) и произвольное (настроен на внимание). Привлекать внимание можно с помощью голоса. Внимание всегда там, где интересно. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. Не имеет своего отдельного специфического продукта.

 Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте.

Свойства внимания

· Концентрация

· Распределение

· Объем внимания

· Переключаемость

· Устойчивость внимания

Связь памяти и восприятия

ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

· Зрительная                                           (самая сильная)                                  (должно быть удовольствие)

· Слуховая

· Осязательная

· Обонятельная

· Вкусовая

Процессы памяти

ЗАПОМИНАНИЕВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

- Непроизвольное                                                           - Узнавание

- Произвольное                                                                - Актуализация

- Припоминание

Технология запоминания

· Осмысление информации

· Повторение через 40 минут

· 10 дней по 2-3 повторения в день

· 1д – 2-3 раза

· 2д – 1-2 раза

· С 3 по 10 – 1 раз в день

· После 1 раз в 10 дней повторяем

 

Учет возрастных особенностей при обучении и воспитании.

Кризисы:

1) Кризис рождения

2) Кризис 3-х лет «Я САМ» (предметная игра)

3) Кризис 7-ми лет (сюжетно-ролевая игра)

4) 14-15 лет выходит на траекторию свою

5) Молодости и юности … 21 год, самоопределение (проф. определение, создание семьи с кем я?)

6) Кризис 40-ка лет

7) Пенсионный возраст

8) Старческий кризис 90 лет

9) Кризис смерти

Детство – от рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь.По шкале психического и физического развития: мальчики сначала развиваются физически, а девочки психически.

Лучший возраст для создания семьи женщина с 21-28 лет, мужчина с 35-42 лет.

Понятие возраста биологического и психологического не совпадают. Все зависит от личностного развития.

Виды деятельности: игра, сюжетно-ролевая, учебная, ведущий вид деятельности общение, семья и трудовая деятельность (взрослый), духовно-нравственный вид деятельности.

Фактором развития считается у нас среда, за границей наследственность. Наследственность не является определяющим фактором развития.

Три ступени детского развития:

3 ступень - интеллект

2 ступень - навык

1 ступень – инстинкт

Личное развитие

Личностный факт (изменить негативные привычки) зависит от качественного развития личности.

Психологическая старость не наступает пока человек развивается. Биологическая идет, идет … Чтобы включить умственную активность, надо подключать физическую активность (массаж, упражнения, водные процедуры). Для саморазвития нужно ломать свои привычки. Для этого необходимо быть физически сильным.

Учет индивидуальных особенностей школьников при организации обучения и воспитания.

Психология изучает психические явления.                                                             

                                                           Психологические явления

Психические познавательные процессы Психические свойства человека Психическое состояние человека
ощущение восприятие представление память воображение мышление речь темперамент способность характер направленность личности эмоции чувства: бессознательные, подсознательные, сознательные (бытийные, рефлексивные)

Психические свойства – индивидуальные особенности человека.

К психическим свойствам относятся:

· Темперамент

· Характер

· Направленность

· Способности

· Пол

· Возраст

· Тип телосложения

· Функциональная асимметрия мозга

Темперамент – скорость психических процессов. Скорость зависит от типа нервной системы. Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Меланхоликам не рекомендуется соревновательные действия. Самый лучший тип учителя сангвиник.

Характер – нрав – нравственность.

От внутренних мира ценностей: СТЕРИАТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ

1 действие – привычку – характер – судьба

Характер – индивидуальное сочетание психологических особенностей.

Направленность характера психологическое свойство

· убеждение                                                       

· предубеждение

· установка человека поступать должным образом

· интересы – система познавательных мотивов

· склонности – избирательная направленность, побуждающая чем-то заниматься

· способность – особенность как можно быстро усваивать материал

                                        Функциональная асимметрия полушария

Левое полушария – логика, математика. Правое полушарие – интуиция, чувствительность, учителя физкультуры, картинка, творчество. Правополушарное рисование развивает творчество, необходимое педагогу для работы.

Психические свойства и состояния человека их учет при организации педагогического процесса.

                                                                                    Психические явления

Психические познавательные процессы Психические свойства человека Психическое состояние человека
ощущение восприятие представление память воображение мышление речь темперамент способность характер направленность личности сознание: - подсознательное (сон, поведение, оговорки, период детства, прошлое) - бессознательное (инстинкты-глотать и т.п.) - аффект - когнитивные - регулятивные (активность, пассивность, уверенность) - стресс

 

Психическое состояние человека – общая активность всех психических процессов.

Психологическое состояние

- Бодрствование- Сон

Сознание Подсознание

БытийноеРефлексивноеБыстрый альфа ритмМедл. сон бета ритм

БиодинамическаяЧувственноеЗначениеСмысл

 Эмоции:

- Удовольствие

- Неудовольствие (70%, вербальная агрессияжен., физическая агрессия муж.)

Задача воспитания – из эмоции воспитать чувство. Чувства формируются окружающей средой, семьей.

Ганс Селье открыл стресс (овца и волк). Необходимо прекратить воздействие фактора стресса.

                                                        СТРЕСС

ПоложительныйДеструктивный (разрушительный)

                                                                                  - спец метод врач и лекарство

                                                                                  - психол. методы

                                                                                  - физ. нагрузка, хобби, водные процедуры

Психологические методы

Родитель НАДО

Взрослый МОГУ

Дети ХОТИМ

Критерий психологического здоровья – гибкость. Аффективные, регулятивные, когнитивные.

34.  Психическое здоровье. Критерии психического здоровья. Способы укрепления.

Критерии психического здоровья:

§ Адекватность

§ Интерес к самому себе (чуть выше должен быть, сохраняя свойства заботиться о других), хорошо быть с самим с собой это критерий психологического здоровья

§ Общественный интерес (самоуправление)

§ Высокая фрустрационная устойчивость (улучшает свои достижения, адекватно реагирует на критику)

§ Гибкость, пластичность мысли (открытый готов к изменениям)

§ Творчество

§ Стремление быть объективным и рациональным

§ Принятие самого себя (Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ ТОЛЬКО ЗА ТО, ЧТО ЖИВУ)

§ Психически здоровый человек склонен к разумному риску

§ Длительный гедонизм – поиск удовольствий (процесс должен нравиться)

§ Нон-утопизм – отказ от нереалистического стремления к всеохватывающему счастью и радости

§ Способность быть ответственным за свою вину, недостатки, проступки

Способы укрепления:тренинги, творчество, самообразование и саморазвитие, рефлексия, умение расслабляться и радоваться жизни.

Компетентностный подход в образовании школьника. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Требования к компетенциям выпускника школы. Требования к организации учебного процесса.

Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Педагог должен:

- Имеет высшее образование. Педагогам имеющим СПО и работающий в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения, без отрыва от своей профессиональной деятельности.

- Демонстрировать знание предмета.

- Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность.

- Владеть формами и методами обучения выходящими за рами уроков(лабораторные эксперименты).

  -Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

Основные компетенции:

Профессиональная компетентность-умение внедрять, специальные знания, умение быстро осваивать новое оборудование, способность быстро достигать результатов.

Компетентность как руководителя- способность решать проблемы, способность управлять ресурсами, образцовость как руководителя, способность ставить цели.

Социальная компетентность-ориентация на клиентов, навыки наставничества, умение заинтересовать, способность к взаимодействию.

Личностная компетентность-устойчивость к стрессам, нравственная чистота, мотивация к результативному труду, способность обучаться.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...