Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Туалетное помещение игровой




1. Раковина для умывания.

2. Вешалки для полотенец и туалетных принадлежностей.

3. Унитаз-слив.

4. Корзина для мусора.

5. Хозяйственный шкаф для хранения уборочного инвентаря.

Релаксационный сектор

Релаксационный сектор кабинета педагога-психолога мо­жет иметь на стенах фотообои (с пейзажем), мягкое ковровое покрытие на полу, горшки с комнатными растениями. Для уси­ления эффекта необходимо подобрать «пейзажную» музыку, соответствующую оформлению кабинета. Для аутотренинга на фоне березовой рощи, дубрав, лесных опушек можно использо­вать музыкальные произведения Дебюсси. Подойдет и магни­тофонная запись с пением птиц и цикад. Морскому пейзажу лучше будет способствовать тема Шахерезады из оперы «Золо­той петушок» Римского-Корсакова, «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского или магнитофонная запись с шумом моря, водопа­да, реки.

После напряженных коррекционных занятий или аппарат­ного лечения (если это детский сад компенсирующего вида) дети нуждаются в релаксационном воздействии. Его усилива­ют наблюдения за рыбками в аквариуме, струями воды в не­большом фонтанчике или водопаде. Фонтанчик своим журча­нием усиливает впечатление естественного природного окру­жения. Здесь дети могут намочить ладони, лицо, побрызгаться. Импульсивные и агрессивные дети, попадая в эти условия, с наслаждением просеивают песок, перемывают камешки и ра­кушки, перебирают и раскладывают по ячейкам желуди, ши­шечки, фасоль, горох. В процессе таких занятий снимаются усталость, раздражение, дети успокаиваются, восстанавливают эмоциональное равновесие.

Эффективность релаксационного сектора кабинета увели­чивается при использовании следующих эфирных масел:

• розовое эфирное масло, ромашка (уравновешивают процес­сы торможения и возбуждения, снимают подавленное со­стояние);

• полынь лимонная, сено (снимают раздражение, уменьшают нервное и мышечное напряжение);

• лаванда (устраняет перевозбуждение, снижает агрессию и истерические реакции, способствуют нормализации функ­ции вегетативной нервной системы);

• розмарин (стимулирует сосредоточение внимания и разви­тие памяти);

• анис (используют при дыхательной недостаточности и сер­дцебиении);

• шалфей (укрепляет нервную систему, способствует устра­нению астено-депрессивных состояний);

• мята (приводит к расслаблению, улучшает мозговое крово­обращение, нормализует пульс и дыхание).

Используя эфирные масла, психолог, однако, должен помнить, что стимулируюпще запахи способствуют введению организма в зону оптимальной работоспособности. Если же человек уже находится в ней, то дополнительное стимулирующее воздей­ствие может вызвать чрезмерное нервно-психическое напря­жение. При переутомлении возбуждающие запахи еще больше ухудшают работоспособность. Здесь нужны успокаивающие ароматы. Кроме того, следует учитывать, что на некоторые из них у детей может быть аллергия (например, на ромашку, ла­ванду).

В этом случае можно использовать ионизатор воздуха или Люстру Чижевского. Принцип работы этого аппарата основан на образовании аэроионного потока с помощью тихого разряда в воздухе. Вследствие этого помещение насыщается отрица­тельно заряженными аэроионами кислорода. Это обеспечива­ет чистоту воздуха, создает ощущение непривычной мягкости и мышечной раскованности, нормализует обменные процессы в крови.

Другим средством повышения эффективности работы ре­лаксационного сектора кабинета может быть использование музыкальных средств реабилитации. Для этого в оборудование данной части кабинета должен быть включен магнитофон и аудиотека с записью голосов птиц и явлений природы, а также классической музыки1.

' Детский психолог. № 6, 1993.

 

Исследователи утверждают, что наиболее сильный и вы­раженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие трудно, а иног­да просто невозможно предугадать. В связи с этим в психо­профилактических целях не следует брать объемных произ­ведений целиком. Лучше проводить тщательный целенаправ­ленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм.

В большинстве исследований указывается, что достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить наглядное улучшение психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать 2-3 специально подобранных комплекса, состоящих из 3 произве­дений, вызывающих в итоге сходную реакцию.

Выбираются, в первую очередь, музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мере отвечающая душевному состоянию слушателя в данный мо­мент. Например, если человека мучает меланхолия, навязчи­вая тревога, страх, то первой ему предлагают для прослуши­вания грустную мелодию, которая звучит для него как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображае­мым невзгодам. Звучание следующего произведения призва­но противостоять действию первой мелодии, как бы нейтра­лизуя его. В данном случае это будет светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду. Третье произведение, завершающее данный комплекс, выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя настроение, необходимое для оздоровления его психического состояния. Как правило, это динамическая музыка, вселяющая уверенность в себе, мужество, твердость духа.

Для проведения занятий аутогенной тренировкой с персо­налом детского сада можно порекомендовать следующие вари­анты:

1. Успокаивающий вариант

 

Упражнение Музыкальный фон Время
1 Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха И. С. Бах. Прелюдия № 1 2 мин
2 Расслабление мимических мышц И. С. Бах. Прелюдия № 8 4 мин 30 с
3 Расслабление мышц рук И. С. Бах. Хор 3 мин 30 с
4 Расслабление мышц туловища Ф. Шопен. Прелюдия № 4 2 мин 5 с
5 Расслабление мышц ног Ф. Шопен. Прелюдия № 13 4 мин 35 с
6 Регуляция ритма дыхания Ф. Шопен. Прелюдия № 15 1 мин 10 с
7 Регуляция ритма сердечных сокращений Ф. Шопен. Прелюдия № 15 1 мин 10 с
8 Выход из состояния расслабленности Глюк. «Мелодия» 4 мин 5 с
9 Общая активизация Ф. Шопен. Прелюдия № 17 3 мин 45 с

Общее время

25 мин 40 с

2. Мобилизующий вариант

Упражнение

Музыкальный фон

Время

1 Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха

И. С. Бах. Прелюдия № 1

2 мин

2 Расслабление мимических мышц

И. С. Бах.

Прелюдия № 8

4 мин 30 с

3 Расслабление мышц рук

И.С.Бах. Хор

3 мин 30 с

4 Расслабление мышц туловища

Ф. Шопен.

Прелюдия № 4

2 мин 5 с

Упражнение

"Музыкальный фон

Время

5 Расслабление мышц ног

Ф. Шопен. Прелюдия № 13

4 мин 35 с

6 Мобилизация физиче­ского и психического тонуса

Глюк. «Мелодия»

4 мин 5 с

7 Формирование состоя­ния уверенности и ре­продукция предстоящей деятельности

М. Таривердиев. «Мгновение» Ж. Визе -Р. Щедрин. Тема «Тореадор»

1 мин 45 с 45с

Общее время

24 мин 15 с










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...