Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Для подготовки к семинарским занятиям




Специальный курс «Проблемы предварительного расследования» - необходимая составная часть процесса подготовки высококвалифицированных специалистов в области организации борьбы с преступностью. Изучение и усвоение настоящего курса требует от студентов определенной настойчивости и соответствующей самостоятельной работы.

Приступая к его изучению, следует иметь в виду, что здесь преследуется цель не только получения соответствующего объема знаний, но и определенных умений и навыков по их использованию в практической деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, с учетом имеющихся знаний, полученных при изучении курса «Уголовный процесс».

Студенты должны приобрести умение применять теоретические положения на практике, навыки составления процессуальных документов по уголовному делу. С этой целью практикуется проведение деловых игр, решение задач, анализ и обобщение следственной практики.

Одной из форм получения знаний о предварительном расследовании являются семинарские и практические занятия, которые представляют собой групповую творческую работу студентов под руководством преподавателя по определенной теме.

Семинарские занятия позволяют студенту проверить, а преподавателю проконтролировать уровень усвоения рассматриваемых вопросов по изучаемым темам, выявить пробелы в знаниях. В ходе семинарских занятиях студенты учатся грамотно и четко формулировать и излагать мысли, активно участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения.

Практические занятия позволяют обучить студентов навыкам составления юридических документов, применения норм права к проблемной ситуации. Творческие задания часто моделируют будущую профессиональную деятельность студентов.

Своей цели занятие достигает, если студент подготовлен к его проведению. При подготовке к занятию следует пользоваться нашими рекомендациями и приведенными ниже планами семинарских и практических занятий.

Студентам необходимо присутствовать на лекциях, обязательно вести конспект лекций. Конспект поможет сориентироваться в направлении подбора литературы и правильного подхода к изучению рассмотренной на лекции темы. Это, в свою очередь, позволит повторить ранее изученный курс «Уголовный процесс», хорошо изучить настоящую учебную дисциплину и грамотно использовать полученные знания и навыки в практической деятельности. При этом от студента потребуется самостоятельное изучение законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих производство, передового опыта по расследованию преступлений в других государствах.

Студенту следует помнить, что публикации по проблемам предварительного расследования можно встретить в следующих периодических изданиях: «Российская милиция»; «Российский следователь»; «Российский судья»; «Законность»; «Уголовный процесс»; «Юстиция»; «Государство и право»; «Человек и закон» и др. Нормативные акты следует находить в Сборниках законодательства Российской Федерации, издаваемых по мере принятия нормативно-правовых актов законодательными органами государственной власти Российской Федерации, а также в электронных системах «КонсультантПлюс» и «Гарант». Вопросы судебной практики публикуются в Бюллетене Верховного суда Российской Федерации.

Основными источниками необходимой для подготовки к семинару информации являются конспект лекций, учебная или специальная литература, уголовно-процессуальное законодательство, а также дополнительная литература, которая подбирается студентом перед подготовкой к данному занятию самостоятельно с учетом приведенного перечня рекомендованной литературы.

Готовясь к занятию, студенты должны уяснить для себя содержание каждого вопроса, указанного в планах семинарских занятий, и проверить усвоенные знания в форме самоконтроля, ориентируясь на вопросы, приведенные к каждой теме семинара. В этих целях студенты должны повторить материал по конспекту лекции, доработать его с учетом действующих норм закона, источников из списка дополнительной литературы, следственной практики, рассматривающих и раскрывающих изучаемую проблему (тему). При изучении рассматриваемых вопросов целесообразно вести конспектирование изучаемого материала. Данная работа сослужит неоценимую помощь при подготовке не только к данному занятию, но и к итоговому экзамену по всему учебному курсу. При конспектировании изучаемых вопросов следует уделять особое внимание спорным точкам зрения и выработке позиции по выявленной проблеме. Собственное мнение должно быть аргументировано соответствующим пояснением.

Если при подготовке к семинару остаются неясными отдельные положения или вопросы темы либо возникло несогласие с положениями учебника или иной литературы, целесообразно отметить их в конспекте (например, на полях) и разрешить на семинарском занятии либо на консультации у преподавателя. По неясным или спорным вопросам будет полезным обменяться мнениями с коллегами по учебе.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ТЕМЫ 1, 2. История организации раскрытия и расследования преступлений в России. Опыт организации раскрытия и расследования преступлений в зарубежных странах.

 

 

СЕМИНАР 1      -   2 часа

1. Организация раскрытия и расследования преступлений в Российской империи в первой половине XIX в.

2. Развитие дознания и предварительного следствия после 1860 года.

3. Раскрытие и расследование преступлений в первые годы Советской власти. Практика применения УПК 1922 г.

4. УПК РСФСР 1960 г.: виды расследования преступлений. Дознание и предварительное следствие, их соотношение.

5. Опыт организации и расследования преступлений в зарубежных странах (на примере Германии, Франции, Англии или США).

 

 

Домашнее задание

Заполните таблицу «История развития предварительного расследования в России».

 

Историческая эпоха Источники уголовно-процессуального права Характеристика предварительного расследования
       

Дополнительная литература

1. Бразоль Б. Л.Следственнаячасть / Б. Л. Бразоль // Судебные уставы 20 ноября 1864г. за пятьдесят лет. Том 2. –  Петроград, 1914.

2. Викторский С. И. Русский уголовный процесс / С.И. Викторский. – М., 1997.

3. Головко Л. В. Дознание и предварительное следствие в уголовном процессе Франции / Л. В. Головко. – М., 1995.

4. Гуценко Г.Ф. Уголовный процесс западных государств /Г.Ф. Гуценко, Л.В. Головко, Б.А. Филимонов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.

5. Ковалев В. Органы расследования и судебная система Великобритании  / В. Ковалев, С. Чаадаев. – М., 1985.

6. Макалинский П. В. Практическое руководство для судебных следователей, состоящих при окружных судах. Ч. 2. / П. В. Маклинский. – Петроград, 1915.

7. Николайчик В. Уголовный процесс США / В. Николайчик. – М., 1981.

8. Романов А. Правовая система Англии / А. Романов. –  М., 2000.

9. Стремовский В. А. Предварительное расследование в советском уголовном процессе  / В. А. Стремовский. –  М., 1985.

10. Ульянова Л. Т. Становление и развитие следственного аппарата в СССР  /Л. Т. Ульянова // Вестник МГУ. Серия 11. «Право». – 1997. –  №5.

 

 

Практическое занятие 2  - 2 часа

 

Цель: отработка навыков по составлению юридических документов, а также применение норм права к проблемной ситуации. Перед решением задачи необходимо грамотно сформулировать вопрос, а затем дать ответ со ссылкой на норму закона.

 

З А Д А Ч И

1. В отдел полиции пришло сообщение о совершении покушения на убийство в д. Марьино. Для проверки факта совершения преступления в деревню выехала группа в составе помощника прокурора района, следователя и оперуполномоченного уголовного розыска.

На месте выяснилось, что житель деревни Востриков, угрожая своей жене убийством, произвел несколько выстрелов в нее из охотничьего ружья и причинил ей телесные повреждения. К моменту приезда группы Востриков, находясь в состоянии алкогольного опьянения и сильного возбуждения, скрылся в соседней бане. Не поддаваясь ни на какие уговоры, он два раза прицельно выстрелил в сторону лиц, пытавшихся его задержать. При этом помощнику прокурора и следователю были причинены легкие телесные повреждения.

Месяц спустя участвовавший в задержании Вострикова следователь закончил расследование по его делу, после чего оно было передано в суд. Суд, рассмотрев дело с участием помощника прокурора, выступавшего в качестве государственного обвинителя, признал Вострикова виновным в покушении на убийство и оказании сопротивления представителям власти и назначил ему наказание в виде четырех лет лишения свободы.

 

2. К прокурору района с жалобой на действия следователя следственного отдела при РОВД Семенова обратился руководитель частного сыскного бюро Аристархов. В жалобе он обращал внимание прокурора на то, что следователь Семенов часто отвлекает от основной работы сотрудников бюро, давая им указания по выполнению отдельных действий по делам, находящимся у следователя в производстве. Так, например, частному сыщику Воробьеву было поручено провести наблюдение за Турсуновым, подозревавшимся в краже продукции со склада швейной фабрики, с целью установить пути сбыта ворованного. При проверке поступившей жалобы было установлено, что подобные задания следователь давал гражданам, работающим на общественных началах в опорном пункте общественного порядка. Им предлагалось осматривать под видом проверки противопожарной безопасности жилые дома и надворные помещения у предполагаемых участников хищения.

Установив, что изложенное в жалобе подтвердилось, и, отобрав объяснения следователя по всем случаям дачи им указаний, прокурор направил материалы руководителю следственного отдела при РОВД.

 

3. Дежурный по отделению полиции принял телефонное сообщение о нападении на жилую квартиру в доме, находившемся на подведомственной данному отделению территории, и сообщил об этом начальнику отделения. Начальник направил на место происшествия двух работников отделения дознания, которые, приехав по указанному адресу, установили факт квартирной кражи, совершенной с проникновением в жилище путем взлома замков двери. На основании рапорта работников дознания начальник отделения возбудил уголовное дело и распорядился провести по нему неотложные следственные действия.

Через неделю работники отделения дознания доложили начальнику, что действия, которые были необходимы по данному делу, выполнены, и передали начальнику все полученные и процессуально оформленные материалы. Начальник отделения полиции отослал все материалы, собранные дознавателями, руководителю следственного отдела при РОВД.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...