Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дисциплинарная организация науки




1. Взаимосвязь когнитивного и социального в науке.

2.  Разделение и кооперация труда в науке.

3. Профессиональная мобильность ученых.

 

Цель занятия – рассмотреть дисциплинарное строения научной сферы деятельности в ее взаимосвязи с продуктивными возможностями исследовательского труда ученых.

Методические рекомендации: охарактеризовать категорию «научная дисциплина», как важную аналитическую единицу, позволяющую осуществлять анализ профессионально-организованной научной деятельности в конкретных социальных условиях. Вклад Р.Мертона, Н.Сторера, Т. Парсонса и П. Бурдье в развитие представлений о дисциплинарной организации науки.

Обратить внимание на функционирование науки в трех структурах: когнитивной, внутринаучно-социальной и общесоциальной. Раскрыть когнитивную сторону научной деятельности как внутреннюю логику развития системы научного знания. Выделить две группы закономерностей внутренней логики развития науки: внутринаучные законы отдельных дисциплин и общенаучные закономерности развития науки. Рассмотреть процесс диалектизации научного познания через дифференциацию и интеграцию отраслей, дисциплин и научных направлений. Отметить, что процессы дифференциации и интеграции многомерны, развиваются как по «горизонтали», так и по «вертикали» и реализуются через непосредственную деятельность ученых: разделение труда, специализацию и кооперацию.

Рассмотреть источники и основания разделения и кооперации труда в сфере науки, критерии выделения различных элементов в профессиональной структуре научных кадров (по предметному разделению труда, типу деятельности, целям и методам научной работы, функциям в системе управления в науке). Определить специфику специализации в науке, ее факторы, тенденцию к усложнению структуры деятельности ученого. Раскрыть роль обновления тематики научных исследований и формирования новых научных направлений в развитии современной науки.

Дать определение профессиональной мобильности научных кадров. Указать исходную и определяющую форму профессиональной мобильности: движение в предметном плане, также такие срезы мобильности как подвижность между теоретическими и экспериментальными видами деятельности, наукой и производством и по критерию новизны. Выделить количественные и качественные характеристики профессиональной мобильности: распространенность, направления и мощность потоков,  их факторы. Проанализировать основные мотивы и причины профессиональной мобильности.

 

Организация самостоятельной внеаудиторной работы.

1. Составить опорный конспект по теме семинарского занятия.

2. Рассмотреть взаимосвязь эволюционных и революционных форм развития науки, научные революции как перестройку оснований науки [2, с. 181 – 203; 4, с. 371 – 404, 5]. Ответить на вопрос: «Какова роль внутридисциплинарного развития и междисциплинарного взаимодействия в перестройке оснований науки?».

 

Литература

1. Арутюнов, В.С. Социологические основы научной деятельности / В.С. Арутюнов, Л.Н. Стрекова. – М.: Наука. 2003. – С. 65 – 73.

2. Бабосов, Е.М. Социология науки / Е.М. Бабосов. – Минск: Харвест, 2009. – С. 163 –180.

3. Бурдье, П. Поле науки / П. Бурдье // Социальное пространство: поле практики. – М.:, 2005. – С.

4. Введение в социологию науки: в 2 ч. / Под ред. С.А. Кугеля, Н.С. Черняковой. – Часть 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов,  1992. –С. 72 – 101.

5. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1977. – 288 с.

6. Научные кадры в условиях инновационного развития Республики Беларусь / М.И. Артюхин [и др.]; под общ. ред. М.И. Артюхина; Ин-т социологии, Нац.акад. наук Беларуси. – Минск: Беларус. навука, 2009. – 323 с.

7. Парсонс, Т. Научная дисциплина и дифференциация науки / Т. Парсонс, Н. Сторер // Научная деятельность: структура и институты. – М.: Наука, 1980. – С.

8. Социологические проблемы науки / Под ред. Келле В.Ж., Микулинского С.К. – М.: Наука, 1974.- С. 274 – 293.

Тема 7

  Проблемы организации и управления наукой и научным коллективом

1. Уровни управления наукой. Направления социологического анализа. Основные типы функций управления наукой.

2. Руководитель научного коллектива. Его роль в эффективности деятельности научного коллектива.

3. Факторы повышения эффективности деятельности научного коллектива.

4. Государственная политика в сфере науки.

Цель занятия – рассмотреть проблемы управления наукой на микро и макроуровнях, особенности государственной научной политики Беларуси.

Методические рекомендации: охарактеризовать управление научной деятельностью как важнейшую проблему развития науки. Раскрыть содержание управ­ления наукой, его направленность на решение двух взаимосвязанных типов задач: «социального заказа» науке со стороны общества и задач, потребностей, запросов науки к обществу, вытекающих из осо­бенностей или законов собственного развития науки, имманентно присущих ей как специфическому виду коллективной деятельности. Рассмотреть макроуровень уровень управления – проблемы организации всей науки (государственная политика) и микроуровень – проблемы организации и управления первичными научными коллективами. Выделить особенности социологического анализа управления на каждом уровне.

Проанализировать роль научного лидера и руководителя в объединении индивидуальных и коллективных усилий в исследовательской деятельности. Обратить внимание на специфику управления различными типами научных коллективов и особенности выбора стиля управления в зависимости от режима его работы («нормальный», «поисковый», «экстремальный»). Акцентировать внимание на основных чертах эффективного управления научным коллективом и факторах повышения эффективности научной деятельности коллектива.

Рассматривая государственную политику в сфере науки целесообразно сформировать представление о политике научного сообщества,как поле взаимодействия субъектов, реализующих свои интересы в научной сфере, и процессе формирования и реализации профессиональных интересов ученых в сфере научной деятельности с другими субъектами научной политики. Объяснить суть научной политики-программы, научной политики – поля. Разграничить и охарактеризовать особенности политики в сфере научно-исследовательской деятельности, политики в сфере научно-технических разработок  и инновационной политики.  

Выделить основные группы проблем научной политики: идеологические, экономические, организационные. Проанализировать подходы, во-первых, к финансированию науки: концепции «обеспечения полного фронта научных исследований», «поддержки приоритетных направлений», «рыночной ориентации науки». Во-вторых, к сферам управления научной деятельностью: ведомственный и функциональный. В-третьих, к типу развития науки: экстенсивный и интенсивный.

Охарактеризовать основные направления анализа государственной научной политики: исследования центр-периферийных отношений, изменений приоритетных направлений исследований (рассмотреть два подхода к выбору критерия отнесения отрасли науки к приоритетной: статистический и динамический), стратегий государства в научной сфере на разных этапах преобразований государственной научной политики.

Отметить особенности научной политики Беларуси на современном этапе. Выделить субъектов государственной научной политики  и объект государственной научной политики. Рассмотреть организационную структуру государственного управления наукой в Беларуси, основные принципы и задачи государственной научной политики.

 

Организация самостоятельной внеаудиторной работы.

1. Провести сравнительный анализ сфер научной и научно-технической деятельности, используя следующие критерии:

· особенности системообразующей деятельности сферы и ее основных субъектов, результатов деятельности и способов ее получения;

· правовое регулирование отношений субъектов научной и научно-технической деятельности и ее участников;

· организационная система, обеспечивающая осуществление системообразующей научной и научно-технической деятельности;

· принципы реализации государственной политики в научной и научно-технической деятельности и взаимодействия субъектов, определяющих целеполагание в каждой сфере деятельности;

· система финансирования научной и научно-технической деятельности;

· социальные общности, осуществляющие деятельность.

2. Индивидуальное задание. На основе анализа статьи Д. Прайса «Малая наука, большая наука» выделить особенности большой науки и управления ею, а также охарактеризовать политические стратегии ученых большой науки [7].

 

Литература

1. Аллахвердян, А.Г. Стиль руководства как детерминанта деятельности малой научной группы / А.Г. Аллахвердян. – М.: Наука,1993. – 318 с.

2. Белкин, П. Г. Социальная психология научного коллектива / П.Г. Белкин, Е.Н. Емельянов, М.А. Иванов – М.: Наука, 1987. – 212 с.

3. Добров, Г.М. Наука: информация и управление / Г.М. Добров, А.А. Коренной. – М.: «Советское радио», 1977. – 256 с.

4. Мозговая, А.В. Научная организация как объект социологических исследований / А.В. Мозговая. – М.: Наука, 1991. – 112 с.

5. Мошкова, Г.Ю. Социальная психология и проблемы управления наукой / Г.Ю. Мошкова // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. – 1996. – № 2. – С. 49 – 67.

6. Научные кадры в условиях инновационного развития Республики Беларусь / М.И. Артюхин [и др.]; под общ. ред. М.И. Артюхина; Ин-т социологии, Нац. акад. наук Беларуси. – Минск: Беларус. навука, 2009. – С. 263 – 293.

7. Прайс, Д. Малая наука, большая наука / Д. Прайс. // Наука о науке: Сб. статей / Под общ. ред. В.Н. Столетова. – М.: Прогресс, 1966. – С. 281 – 361.

8. Проблемы руководства научным коллективом: Опыт социально-психологических исследований / Отв. ред. М.Г. Ярошевский. – М.: Наука, 1982. – 347 с.

9. Русецкая, В.И. Социодинамика научного коллектива / В.И. Русецкая. –Мн.: Навука i тэхнiка, 1992. – С. 174 – 206.

10. Социологические проблемы науки / Под ред. В.Ж. Келле, С.Р. Микулинского. – М.: Наука, 1974. – С. 76 – 274.

11. Чечулин, А.А. Социальная психология первичного научного коллектива / А.А. Чечулин. – Новосибирск: Наука, 1992. – 175 с.

12.  Шарый, И.И. Научная политика в переходный период / И.И. Шарый. – Мн.: ИООО «Современное слово». – 2001. – 189 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...