Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Индивидуальные и коллективные факторы развития науки
1. Индивидуальные детерминанты научной деятельности. Мотивация научной деятельности. 2. Коллективные детерминанты научной деятельности. 3. Ролевой профиль ученого. Ролевая конкуренция. Цель занятия – рассмотреть систему детерминант научной деятельности, роль индивидуальных и коллективных факторов в детерминации научной деятельности. Методические рекомендации: выделить внутри- и вненаучные факторы развития науки. Обратить внимание на то, что психические компоненты научной деятельности сопряжены с социокультурным и логико-познавательным контекстом в целостной, исторически изменчивой триадической системе, а также на взаимопроникновение индивидуальных и коллективных ее детерминант. Рассматривая индивидуальные детерминанты научной деятельности целесообразно охарактеризовать: интеллект и творческий потенциал ученого; параметры личности исследователя (идеогенез, категориальная апперцепция, оппонентный круг, индивидуальный когнитивный стиль, надсознательное); мотивацию научной деятельности. Подчеркнуть, что принято различать два вида мотивации научной деятельности – внешнюю и внутреннюю. Внутренней мотивацией следует считать тот цикл побуждений ученого, который создается объективной, независимой от него логикой развития науки, переведенной на язык его собственной исследовательской программы. Внешней – если научная деятельность подчинена иным целям и ценностям, кроме достижения научной истины. Указать на объективную динамику мотивов и неоднородность мотивационной сферы научной деятельности. Отметить, что успешность и продуктивность научной деятельности ученого детерминируется множеством коллективных факторов, среди которых можно выделить исследовательскую программу, научное общение, взаимопонимание в ходе этого общения, наличие продуктивного научно-познавательного (когнитивного) конфликта между членами исследовательской группы, тип научных коммуникаций, а также стиль руководства коллективом. Раскрыть особенности ролевой конкуренции в ролевой конкуренции в научном коллективе. Дать определение научной роли. Рассмотреть классификации научных ролей Г. Гоу, Д. Вудворта, Г. Селье, Е.Н. Емельянова. Охарактеризовать восемь основных типов научно-социальных ролей, описывающих разделение функций в групповом взаимодействии (по Е.Н. Емельянову): «Критик», «Генератор идей», «Эрудит», «Организатор», «Мастер», «Коммуникатор», «Исполнитель», кластер ролевых характеристик, связанных с личностными особенностями ученого, стилем поведения в группе. Обратить внимание на ролевой профиль ученого и относительность ролевой специализации. Ознакомить с методикой изучения ролевого профиля ученого. Указать на взаимозависимость ролевой определенности ученых и сплоченности научной группы. Организация самостоятельной внеаудиторной работы. 1. Охарактеризовать параметры личности исследователя: идеогенез, категориальная апперцепция, оппонентный круг, индивидуальный когнитивный стиль, надсознательное [1, с. 157 – 226]. 2. На основе анализа источников выделить внешние и внутренние мотивы научной деятельности [3, 7, 8, 10]. 3. Рассмотреть параметры изучения деятельности ученого: тип научного коллектива, категории ученых, основные факторы, источники данных [8, с. 25 – 36]. Индивидуальные задания. Подготовить сообщения по темам: 1. «Природа и условия формирования гения в искусстве и науке» [6]. 2. «Социальные и психологические аспекты изучения деятельности ученого». При подготовке сообщения: · показать, как соотносится научная продуктивность с различными характеристиками ученых и научных коллективов (гл. 2 – 9, 12); · охарактеризовать профессиональную среду, наиболее благоприятную для ученых разного возраста (гл. 10 – 11); · выделить факторы продуктивности научных групп (гл. 13) [8].
Литература 1. Аллахвердян, А.Г. Психология науки: Учебное пособие / А.Г. Аллахвердян [и др.]. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – С. 65 – 78, 157 – 243. 2. Арутюнов, В.С. Социологические основы научной деятельности / В.С. Арутюнов, Л.Н. Стрекова. – М.: Наука. 2003. – С. 29 – 53. 3. Бабосов, Е.М. Социология науки / Е.М. Бабосов. – Минск: Харвест, 2009. – С. 137 – 161. 4. Белкин, П. Г. Социальная психология научного коллектива / П.Г. Белкин, Е.Н. Емельянов, М.А. Иванов – М.: Наука, 1987. - 212 с. 5. Володарская, Е.А. Социально–психологический феномен идентификации ученого с научной школой / Е.А. Володарская // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. – 1997. – № 3. – С. 68 – 76. 6. Гончаренко, Н.В. Гений в искусстве и науке / Н.В. Гончаренко. – М.: Искусство, 1991. – 432 с. 7. Русецкая В.И. Социодинамика научного коллектива. – Мн.: Навука і тэхніка, 1992. – С. 53 – 72. 8. Пельц, Д. Ученые в организациях / Д. Пельц, Ф. Эндрюс. – М.: Прогресс, 1973. – С. 25 – 36, 159 – 189. 9. Ярошевский, М.Г. Программно-ролевой подход и современная наука / М.Г. Ярошевский, А.В. Юревич, А.Г. Аллахвердян // Вопросы психологии. – 2000. - № 6. – С. 3 – 18. 10. Ярошевский, М.Г. Социальные и психологические координаты научного творчества / М.Г. Ярошевский // Вопросы философии. – 1995. – № 12. – С.118 – 128.
Тема 6 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |