Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научная коммуникация. Информационная система науки




Научная коммуникация: понятие, цель, структура и виды. Социальные факторы формирования и развития научных коммуникаций. Уровни взаимодействия ученых в системе научных коммуникаций. Условия полноценной научной коммуникации. Свойства системы научных коммуникаций. Коммуникативные барьеры в общении.

Назначение и структура научной информации. Проблема старения научной информации. Индекс цитирования. Импакт–фактор. Система информационного обеспечения научной деятельности как компонент научного потенциала. Информационная система науки как совокупность средств, позволяющих эффективно получать, перерабатывать, хранить и передавать научную информацию. Традиционные элементы информационной системы науки.

Эволюция информационной системы науки. Новые формы информационного обмена. Сеть Интернет как элемент информационной системы современной
науки, научные электронные библиотеки и базы данных, электронные научные публикации.


Тема 6

Социальная структурация науки

Социальная стратификация в науке. Распределение типов ролей, выполняемых учеными в научной системе как основание ее социальной стратификации. Факторы и критерии, определяющие престиж социальных статусов и ролей в науке.

Понятие научного сообщества. Основные подходы к определению. Научное сообщество с социологической точки зрения. Структурная дифференциация научного сообщества в зависимости от выполняемых задач, целей и ценностных ориентаций исследователей. Внутринаучные и вненаучные функции научного сообщества. Научная бюрократия, ее типология. Основные противоречия, проблемы взаимодействия научной бюрократии и научного сообщества. Интеллектуальная и научная элита. Типология интеллектуальной элиты. Критерии принадлежности к научной элите. Недостатки механизма входного контроля. «Эффект Матфея».

Тема 7

Научный коллектив, его структура, типология и функции

Понятие научного коллектива. Научный коллектив как социальная группа и социальная организация. Специфика научного творчества и особенности научного коллектива. Научный коллектив как субъект социальной деятельности. Стадии жизнедеятельности научного коллектива.

Функции научного коллектива: познавательная; научного общения; информационная; реализаторская. Социальные функции научного коллектива (адаптивная, признания, культурно-образовательная).

Структура и типология научного коллектива. Критерии типологии научных коллективов: по однородности в профессиональном отношении коллективов; по уровню абстрактности решаемых задач; по характеру научного исследования; по степени устойчивости; по степени открытости; по стилю принятия решений; по наличию единой исследовательской программы.

Научная школа. Незримый колледж: виды. Международные и национальные ассоциации ученых. Их виды и особенности.

Роль научного коллектива в профессиональной социализации молодого специалиста. Адаптация молодого ученого в научном коллективе.

 

Тема 8

Проблемы организации и управления наукой и научным коллективом

Управление научной деятельностью как важнейшая проблема социологического анализа. Подходы к управлению научной деятельно­стью: юридический, экономический, психологический, социологический, комплексный. Управление наукой в социологическом аспекте как вид деятельности, направленный на организацию и регулирование многообразной системы социальных отношений в науке. Содержание управ­ления наукой и критерии оптимальной организации управления наукой.

Уровни управления наукой. Направления социологического анализа управления на макро и микроуровне.

Общие и специальные функции управления научной деятельностью. Факторы повышения эффективности управленческой деятельности в науке.

Управление научным коллективом. Двойственная позиция руководителя в коллективе. Наиболее значимые качества руководителей-ученых и руководителей-менеджеров. Стили руководства научным коллективом: либеральный (попустительский, анархический), адаптивный (коллегиальный демократический), административно-бюрократический (директивный авторитарный). Взаимосвязь эффективности стилей управления научным коллективом с  типом решаемой группой задачи и с ситуацией, в которой группа действует («нормальные» условия, «экстремальные» условия, «поисковый» режим работы). Особенности управления научными коллективами, ориентированными на фундаментальные исследования, осуществляющими прикладные исследования и научно-технические разработки. Научно-исследовательская программа в управлении деятельностью научного коллектива.

Государственная политика в области науки, проблемы ее изучения. Субъекты и объекты научной политики. Поле научной политики. Научная политика – программа, научная политика – поле. Компоненты политики государства в сфере науки: научная политика, научно-техническая политика, инновационная политика. Концептуальные подходы к формированию государственной научной политики. Основные сферы государственной научной политики. Центр-периферийные отношения в науке. Интенсивный и экстенсивный типы государственной научной политики. Особенности государственной научной политики Беларуси, ее основные направления.



Тематика семинарских занятий

Тема 1

 Наука и общество

1. Научное и вненаучное знание.

2. Предмет социологии науки, ее проблемное поле.

3. Генезис науки. Периодизация развития.

4. Наука как социальный институт. Социальные функции науки.

5. Наука как самоорганизующаяся и динамически развивающаяся система

 

Цель занятия – рассмотреть науку как динамично развивающуюся систему и социальный институт, раскрыть особенности и актуальность социологического подхода к ее изучению. 

Методические рекомендации:для достижения цели занятия необходимо раскрыть особенности научного и вненаучного знания (паранаучное, лженаучное, псевдонаучное, квазинаучное, антинаучное), обратить внимание на проблемы сосуществования научного и квазинаучного знания и основные направления противодействия науки распространению лженаучного и квазинаучного знания.

Отметить особенности социологического подхода к изучению науки, подходы к пониманию социальности науки. Охарактеризовать объект и предмет социологии науки, уровни социологического анализа науки.

       Подчеркнуть, что наука, как специфический тип духовного производства и социальный институт, возникла в эпоху становления капиталистического способа производства. Сделать акцент на подходе В.С. Степина к периодизации науки (преднаука (доклассический этап) и наука). Выделить и охарактеризовать стадии развития науки, основываясь на критерии «соотношение объекта и субъекта познания»: классическая наука (17 – 19 вв.), неклассическая наука (первая половина 20 в.), постнеклассическая наука (вторая половина 20 века – начало 21 века). Указать на преемственность стадий.

Рассмотреть специфические черты науки как социального института и социальной системы, внешнюю и внутреннюю социальную обусловленность науки как социального института. Проанализировать когнитивные и социальные функции науки.  Определить суть функционального кризиса современной науки.

 

Организация самостоятельной внеаудиторной работы:

1. На основе анализа источников составить опорный конспект по вопросу «Научное и вненаучное знание» [5-7].

2. Заполнить таблицу 1 «Сравнительный анализ квази и лженауки».

Таблица 1

Сравнительный анализ квази и лженауки

Критерии Квазинаука Лженаука
Групповой или индивидуальный характер    
Квалификационная характеристика    
Отношение к мировой науке    
Используемые методы    

 

3. Выделить основные направления критики научной достоверности социологии. Составить схему доказательства мнимой несостоятельности социологии [4].

 

Литература

1. Арутюнов, В.С. Социологические основы научной деятельности / В.С. Арутюнов, Л.Н. Стрекова. – М.: Наука,  2003. – С. 10 – 19.

2. Бабосов, Е.М. Социология науки / Е.М. Бабосов. – Минск: Харвест, 2009. – С. 5 – 17, 41 – 79.

3. Введение в социологию науки: в 2 ч. / Под ред. С.А. Кугеля, Н.С. Черняковой. – Часть 1. ­– СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов,  1992. – С. 5 – 32.

4. Коллинз, Р. Социология: наука или антинаука? / Р. Коллинз // Теория об­щества: фундаментальные проблемы / Под ред. А. Ф. Филиппова. М.: Канон-пресс-Ц, 1999. – С. 37 – 72.

5. Кохановский, В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – С. 16 – 25, 70 – 81.

6. Леглер, В.А. Наука, квазинаука, лженаука / В.А. Леглер // Вопросы философии. – 1993. – № 2. – С. 49 – 55.

7. Холтон, Дж. Что такое «антинаука»? / Дж. Холтон // Вопросы философии. – 1992. – № 2. – С. 26 – 58.

8.  Юревич, А.В. Функциональный кризис науки / А.В. Юревич, И.П. Цапенко // Вопросы философии. – 1998. –  № 1. – С. 17-30.

Тема 2

 Становление и развитие социологии науки

1. Предпосылки становления социологии науки как специальной социологической теории.

2. Институциональная социология науки Р. Мертона.

3. Развитие социологии науки Р. Мертона.

4. Когнитивный подход в социологии науки.

5. Этнометодологический подход в современной социологии науки.

 

Цель занятия – рассмотреть основные этапы становления и развития социологии науки.  

Методические рекомендации: тема предусматривает изучение предпосылок становления социологии науки как направления социологического знания, определение вклада представителей социологии знания в институционализацию социологии науки (Д. Бернал, К. Мангейм, Л. Флек, М. Шелер). Целесообразно рассмотреть ключевые исследовательские программы социологического анализа науки в рамках социологии знания: анализ связи интеллектуального сообщества и стиля мышления (Л. Флек); историко-социальное исследование ролей ученых (Ф. Знанецкий); изучение науки как социального института и его социаль­ных функций (Д. Бернал).

    Обратить внимание на вклад Р. Мертона в становление и развитие социологии науки. Отметить нормативный характер его социологии науки. Рассмотреть понятие этоса науки как ценностно-нормативной системы.  Охарактеризовать четыре императива научного этоса (универсализма, бескорыстия, коллективизма, организованного скептицизма). Обозначить проблему патологии науки в реальной деятельности ученых, проанализировать девять пар амбивалентных императивов.

Необходимо показать многообразие направлений развития институциональной социологии. Уделить внимание проблеме развития науки в творчестве Н. Сторера, изучению социально-психологических аспектов научной коммуникации, процессу формирования новых специальностей (Д. Крейн, Н. Маллинз) и социальной стратификации в науке (Х. Заккерман).

    Дать общую характеристику когнитивной социологии науки, этнометодологии и этнографическому исследованию науки. Рассматривая стандартную концепцию науки М. Малкея, обратить внимание на два ее слоя: обыденный здравый  смысл науки и позитивные и неопозитивные представления о науке. Указать на специфику философско-методологического и социологического подходов к изучению науки, подчеркнуть социологический атомизм М. Малкея. Выделить основные положения стандартной концепции М. Малкея и их обоснование автором.

В дискурсивном анализе науки М. Малкея, Дж. Гилберта выделить исходную посылку авторов, цель и основание концепции. Охарактеризовать метод обработки и интерпретации данных, его цель, два контекста дикурсивного анализа: экспериментальные исследовательские статьи и полуоткрытые интервью (континджентный).

Проанализировать теоретическое обоснование этнографического изучения науки К.Д. Кнор-Цеттиной. Обратить внимание на изучение генезиса и трансформации объектов познания по мере развития деятельности ученых, понятие «повседневной жизни». Отметить, что основным методом в этнографическом изучении науки является систематическое наблюдение и анализ повседневной жизни, межличностного общения в малых группах. Охарактеризовать продукты науки, как результат процесса «рефлексивной фабрикации», а деятельность ученого, как «фабрикацию вещей» и «инструментальную фабри­кацию знания». Подчеркнуть, что с позиции этнографического подхода природа науки является инструментальной, научная реальность имеет артефактический характер. Рассмотреть понятие «трансэпистемические  арены научных исследований».

 

 Организация самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Изучить первоисточники: статьи «Эффект Матфея» (Р. Мертон), «Структура стратификации в науке» (Х. Заккерман) [1]:

1.1. выделить основные идей и положения.

1.2. сформулировать вопросы для уяснения сущности основных идей и положений.

1.3. составить и записать ответы на сформулированные вопросы.

2. Заполнить таблицу 2 «Сравнительный анализ основных подходов в современной социологии науки»

Таблица 2

Сравнительный анализ основных подходов в современной социологии науки

Критерии сравнения Институциональная социология науки Когнитивная социология науки Этнометодология, этнографическое изучение науки
Предпосылки формирования      
Уровень изучения науки      
Цель      
Основной контекст (единица) анализа      
Основной акцент      
Направления научного поиска      
Методы      
Социальная обусловленность научного знания      
Направления исследований. Представители         

 

Литература

1. Блур, Д. Сильная программа в социологии знания /Д. Блур // Логос. – 2002. – № 5-6. – С. 162 – 185.

2. Введение в социологию науки: в 2 ч. / Под ред. С.А. Кугеля, Н.С. Черняковой. – Часть 2. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов,  1992. – C. 3 – 34.

3. В поисках теории развития науки: Очерки западноевропейских и американских концепций 20 века. - М.: Наука, 1982. – 296 с.

4. Демина, Н.В. Концепция этоса науки: Р. Мертон и другие в поисках социальной геометрии норм / Н.В. Демина // Социологический журнал. – 2005. – № 4. – Режим доступа: /http:www.socjornal.ru/release/40. – Дата доступа: 19.02.2008.

5. Кнор-Цетина, К. Наука и практическая реальность / Ионин, Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии: Уч.пособие. – М.: издательский дом ГЕ ВШЭ, 2004. – 367 с.

6. Латур, Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос. – 2002. – № 5-6. – С. 211 – 242.

7. Малкей, М. Социология знания и наука / М. Малкей. – М: Прогресс, 1983. – 253 с.

8. Наука о науке: Сб. статей / Под общ. ред. В.Н. Столетова. – М.: Прогресс, 1966. – 422 с.

9. Современная западная социология науки: Критический анализ / Отв. ред. В.Ж. Келле [и др.]. – М.: Наука, 1988.- 252 с. (С. 42 – 81,162 – 194, 211 – 249)

10. Сторер, Н. Социология науки / Н. Сторер // Американская социология: перспективы, проблемы, методы / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Прогресс, 1972. – С. 248 – 264.

11. Уолгар, С. Идентификация и определение научных коллективов / С. Уолгар // Научная деятельность: структура и институты. – М.: Прогресс, 1980. – С.200 – 217.

 

Тема 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...