Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Научная коммуникация. Информационная система науки
Научная коммуникация: понятие, цель, структура и виды. Социальные факторы формирования и развития научных коммуникаций. Уровни взаимодействия ученых в системе научных коммуникаций. Условия полноценной научной коммуникации. Свойства системы научных коммуникаций. Коммуникативные барьеры в общении. Назначение и структура научной информации. Проблема старения научной информации. Индекс цитирования. Импакт–фактор. Система информационного обеспечения научной деятельности как компонент научного потенциала. Информационная система науки как совокупность средств, позволяющих эффективно получать, перерабатывать, хранить и передавать научную информацию. Традиционные элементы информационной системы науки. Эволюция информационной системы науки. Новые формы информационного обмена. Сеть Интернет как элемент информационной системы современной Тема 6 Социальная структурация науки Социальная стратификация в науке. Распределение типов ролей, выполняемых учеными в научной системе как основание ее социальной стратификации. Факторы и критерии, определяющие престиж социальных статусов и ролей в науке. Понятие научного сообщества. Основные подходы к определению. Научное сообщество с социологической точки зрения. Структурная дифференциация научного сообщества в зависимости от выполняемых задач, целей и ценностных ориентаций исследователей. Внутринаучные и вненаучные функции научного сообщества. Научная бюрократия, ее типология. Основные противоречия, проблемы взаимодействия научной бюрократии и научного сообщества. Интеллектуальная и научная элита. Типология интеллектуальной элиты. Критерии принадлежности к научной элите. Недостатки механизма входного контроля. «Эффект Матфея». Тема 7 Научный коллектив, его структура, типология и функции Понятие научного коллектива. Научный коллектив как социальная группа и социальная организация. Специфика научного творчества и особенности научного коллектива. Научный коллектив как субъект социальной деятельности. Стадии жизнедеятельности научного коллектива. Функции научного коллектива: познавательная; научного общения; информационная; реализаторская. Социальные функции научного коллектива (адаптивная, признания, культурно-образовательная). Структура и типология научного коллектива. Критерии типологии научных коллективов: по однородности в профессиональном отношении коллективов; по уровню абстрактности решаемых задач; по характеру научного исследования; по степени устойчивости; по степени открытости; по стилю принятия решений; по наличию единой исследовательской программы. Научная школа. Незримый колледж: виды. Международные и национальные ассоциации ученых. Их виды и особенности. Роль научного коллектива в профессиональной социализации молодого специалиста. Адаптация молодого ученого в научном коллективе.
Тема 8 Проблемы организации и управления наукой и научным коллективом Управление научной деятельностью как важнейшая проблема социологического анализа. Подходы к управлению научной деятельностью: юридический, экономический, психологический, социологический, комплексный. Управление наукой в социологическом аспекте как вид деятельности, направленный на организацию и регулирование многообразной системы социальных отношений в науке. Содержание управления наукой и критерии оптимальной организации управления наукой. Уровни управления наукой. Направления социологического анализа управления на макро и микроуровне. Общие и специальные функции управления научной деятельностью. Факторы повышения эффективности управленческой деятельности в науке. Управление научным коллективом. Двойственная позиция руководителя в коллективе. Наиболее значимые качества руководителей-ученых и руководителей-менеджеров. Стили руководства научным коллективом: либеральный (попустительский, анархический), адаптивный (коллегиальный демократический), административно-бюрократический (директивный авторитарный). Взаимосвязь эффективности стилей управления научным коллективом с типом решаемой группой задачи и с ситуацией, в которой группа действует («нормальные» условия, «экстремальные» условия, «поисковый» режим работы). Особенности управления научными коллективами, ориентированными на фундаментальные исследования, осуществляющими прикладные исследования и научно-технические разработки. Научно-исследовательская программа в управлении деятельностью научного коллектива. Государственная политика в области науки, проблемы ее изучения. Субъекты и объекты научной политики. Поле научной политики. Научная политика – программа, научная политика – поле. Компоненты политики государства в сфере науки: научная политика, научно-техническая политика, инновационная политика. Концептуальные подходы к формированию государственной научной политики. Основные сферы государственной научной политики. Центр-периферийные отношения в науке. Интенсивный и экстенсивный типы государственной научной политики. Особенности государственной научной политики Беларуси, ее основные направления. Тематика семинарских занятий Тема 1 Наука и общество 1. Научное и вненаучное знание. 2. Предмет социологии науки, ее проблемное поле. 3. Генезис науки. Периодизация развития. 4. Наука как социальный институт. Социальные функции науки. 5. Наука как самоорганизующаяся и динамически развивающаяся система
Цель занятия – рассмотреть науку как динамично развивающуюся систему и социальный институт, раскрыть особенности и актуальность социологического подхода к ее изучению. Методические рекомендации:для достижения цели занятия необходимо раскрыть особенности научного и вненаучного знания (паранаучное, лженаучное, псевдонаучное, квазинаучное, антинаучное), обратить внимание на проблемы сосуществования научного и квазинаучного знания и основные направления противодействия науки распространению лженаучного и квазинаучного знания. Отметить особенности социологического подхода к изучению науки, подходы к пониманию социальности науки. Охарактеризовать объект и предмет социологии науки, уровни социологического анализа науки. Подчеркнуть, что наука, как специфический тип духовного производства и социальный институт, возникла в эпоху становления капиталистического способа производства. Сделать акцент на подходе В.С. Степина к периодизации науки (преднаука (доклассический этап) и наука). Выделить и охарактеризовать стадии развития науки, основываясь на критерии «соотношение объекта и субъекта познания»: классическая наука (17 – 19 вв.), неклассическая наука (первая половина 20 в.), постнеклассическая наука (вторая половина 20 века – начало 21 века). Указать на преемственность стадий. Рассмотреть специфические черты науки как социального института и социальной системы, внешнюю и внутреннюю социальную обусловленность науки как социального института. Проанализировать когнитивные и социальные функции науки. Определить суть функционального кризиса современной науки.
Организация самостоятельной внеаудиторной работы: 1. На основе анализа источников составить опорный конспект по вопросу «Научное и вненаучное знание» [5-7]. 2. Заполнить таблицу 1 «Сравнительный анализ квази и лженауки». Таблица 1 Сравнительный анализ квази и лженауки
3. Выделить основные направления критики научной достоверности социологии. Составить схему доказательства мнимой несостоятельности социологии [4].
Литература 1. Арутюнов, В.С. Социологические основы научной деятельности / В.С. Арутюнов, Л.Н. Стрекова. – М.: Наука, 2003. – С. 10 – 19. 2. Бабосов, Е.М. Социология науки / Е.М. Бабосов. – Минск: Харвест, 2009. – С. 5 – 17, 41 – 79. 3. Введение в социологию науки: в 2 ч. / Под ред. С.А. Кугеля, Н.С. Черняковой. – Часть 1. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1992. – С. 5 – 32. 4. Коллинз, Р. Социология: наука или антинаука? / Р. Коллинз // Теория общества: фундаментальные проблемы / Под ред. А. Ф. Филиппова. М.: Канон-пресс-Ц, 1999. – С. 37 – 72. 5. Кохановский, В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – С. 16 – 25, 70 – 81. 6. Леглер, В.А. Наука, квазинаука, лженаука / В.А. Леглер // Вопросы философии. – 1993. – № 2. – С. 49 – 55. 7. Холтон, Дж. Что такое «антинаука»? / Дж. Холтон // Вопросы философии. – 1992. – № 2. – С. 26 – 58. 8. Юревич, А.В. Функциональный кризис науки / А.В. Юревич, И.П. Цапенко // Вопросы философии. – 1998. – № 1. – С. 17-30. Тема 2 Становление и развитие социологии науки 1. Предпосылки становления социологии науки как специальной социологической теории. 2. Институциональная социология науки Р. Мертона. 3. Развитие социологии науки Р. Мертона. 4. Когнитивный подход в социологии науки. 5. Этнометодологический подход в современной социологии науки.
Цель занятия – рассмотреть основные этапы становления и развития социологии науки. Методические рекомендации: тема предусматривает изучение предпосылок становления социологии науки как направления социологического знания, определение вклада представителей социологии знания в институционализацию социологии науки (Д. Бернал, К. Мангейм, Л. Флек, М. Шелер). Целесообразно рассмотреть ключевые исследовательские программы социологического анализа науки в рамках социологии знания: анализ связи интеллектуального сообщества и стиля мышления (Л. Флек); историко-социальное исследование ролей ученых (Ф. Знанецкий); изучение науки как социального института и его социальных функций (Д. Бернал). Обратить внимание на вклад Р. Мертона в становление и развитие социологии науки. Отметить нормативный характер его социологии науки. Рассмотреть понятие этоса науки как ценностно-нормативной системы. Охарактеризовать четыре императива научного этоса (универсализма, бескорыстия, коллективизма, организованного скептицизма). Обозначить проблему патологии науки в реальной деятельности ученых, проанализировать девять пар амбивалентных императивов. Необходимо показать многообразие направлений развития институциональной социологии. Уделить внимание проблеме развития науки в творчестве Н. Сторера, изучению социально-психологических аспектов научной коммуникации, процессу формирования новых специальностей (Д. Крейн, Н. Маллинз) и социальной стратификации в науке (Х. Заккерман). Дать общую характеристику когнитивной социологии науки, этнометодологии и этнографическому исследованию науки. Рассматривая стандартную концепцию науки М. Малкея, обратить внимание на два ее слоя: обыденный здравый смысл науки и позитивные и неопозитивные представления о науке. Указать на специфику философско-методологического и социологического подходов к изучению науки, подчеркнуть социологический атомизм М. Малкея. Выделить основные положения стандартной концепции М. Малкея и их обоснование автором. В дискурсивном анализе науки М. Малкея, Дж. Гилберта выделить исходную посылку авторов, цель и основание концепции. Охарактеризовать метод обработки и интерпретации данных, его цель, два контекста дикурсивного анализа: экспериментальные исследовательские статьи и полуоткрытые интервью (континджентный). Проанализировать теоретическое обоснование этнографического изучения науки К.Д. Кнор-Цеттиной. Обратить внимание на изучение генезиса и трансформации объектов познания по мере развития деятельности ученых, понятие «повседневной жизни». Отметить, что основным методом в этнографическом изучении науки является систематическое наблюдение и анализ повседневной жизни, межличностного общения в малых группах. Охарактеризовать продукты науки, как результат процесса «рефлексивной фабрикации», а деятельность ученого, как «фабрикацию вещей» и «инструментальную фабрикацию знания». Подчеркнуть, что с позиции этнографического подхода природа науки является инструментальной, научная реальность имеет артефактический характер. Рассмотреть понятие «трансэпистемические арены научных исследований».
Организация самостоятельной внеаудиторной работы: 1. Изучить первоисточники: статьи «Эффект Матфея» (Р. Мертон), «Структура стратификации в науке» (Х. Заккерман) [1]: 1.1. выделить основные идей и положения. 1.2. сформулировать вопросы для уяснения сущности основных идей и положений. 1.3. составить и записать ответы на сформулированные вопросы. 2. Заполнить таблицу 2 «Сравнительный анализ основных подходов в современной социологии науки» Таблица 2 Сравнительный анализ основных подходов в современной социологии науки
Литература 1. Блур, Д. Сильная программа в социологии знания /Д. Блур // Логос. – 2002. – № 5-6. – С. 162 – 185. 2. Введение в социологию науки: в 2 ч. / Под ред. С.А. Кугеля, Н.С. Черняковой. – Часть 2. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1992. – C. 3 – 34. 3. В поисках теории развития науки: Очерки западноевропейских и американских концепций 20 века. - М.: Наука, 1982. – 296 с. 4. Демина, Н.В. Концепция этоса науки: Р. Мертон и другие в поисках социальной геометрии норм / Н.В. Демина // Социологический журнал. – 2005. – № 4. – Режим доступа: /http:www.socjornal.ru/release/40. – Дата доступа: 19.02.2008. 5. Кнор-Цетина, К. Наука и практическая реальность / Ионин, Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии: Уч.пособие. – М.: издательский дом ГЕ ВШЭ, 2004. – 367 с. 6. Латур, Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос. – 2002. – № 5-6. – С. 211 – 242. 7. Малкей, М. Социология знания и наука / М. Малкей. – М: Прогресс, 1983. – 253 с. 8. Наука о науке: Сб. статей / Под общ. ред. В.Н. Столетова. – М.: Прогресс, 1966. – 422 с. 9. Современная западная социология науки: Критический анализ / Отв. ред. В.Ж. Келле [и др.]. – М.: Наука, 1988.- 252 с. (С. 42 – 81,162 – 194, 211 – 249) 10. Сторер, Н. Социология науки / Н. Сторер // Американская социология: перспективы, проблемы, методы / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Прогресс, 1972. – С. 248 – 264. 11. Уолгар, С. Идентификация и определение научных коллективов / С. Уолгар // Научная деятельность: структура и институты. – М.: Прогресс, 1980. – С.200 – 217.
Тема 3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 345. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |