Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности научной деятельности. Этос науки.




1. Понятие научной деятельности. Ее особенности.

2. Творческий и инновационный характер научной деятельности.

3. Ценностно-нормативная система научной деятельности.

4. Этос науки в регулировании научной деятельности.

Цель занятия – раскрыть специфику научной деятельности, как проявления социальной активности ее субъектов, целью которой является генерирование нового научного знания, определение путей его практической реализации.   

Методические рекомендации: рассматривая понятие «научная деятельность», охарактеризовать цель научной деятельности, выделить ее взаимосвязанные компоненты (целеполагание, общественно обусловленный характер научной деятельности, целедостижение). Обратить внимание на необходимость и возможности использования различных подходов к анализу научной деятельности: структурно-динамического (анализ познавательных, социальных и культуротворческих аспектов), структурно-компонентного (анализ структурных компонентов: идеи, гипотезы, теории, концепции),  структурно-деятельностного (анализ результатов в познавательном, экономическом и социальном контекстах). Указать на три основные группы результатов научной деятельности. Проанализировать специфические особенности научной деятельности.

        Характеризуя инновационный и творческий характер научной деятельности целесообразно сделать акцент на том, что наука – высшая форма творческого отражения действительности, сформировать понятие научного творчества, выделить четыре взаимосвязанных аспекта проблемы творчества в науке (творческая личность, творческая интуиция, творческий процесс, продукт творчества), а также особенности научного творчества и стадии творческого процесса. Охарактеризовать формирование и практическое использование знания сквозь призму научного творчества.

Рассматривая этос науки как ценностно-нормативную систему научной деятельности необходимо охарактеризовать этику науки как одно из актуальных направлений исследований в социологии науки. Обратить внимание на толкование понятий «этос» М. Вебером и «научный этос» Р. Мертоном. Проблема социальной ответственности ученых.

Следует выделить, во-первых, внутринаучные ценности (ценности,  включенные в методологический аппарат науки, в процедуры научного поиска и методики проведения экспериментов, оценки результатов научной деятельности и идеалы научного исследования: объективность, рациональность, истинность, доказательность). Во-вторых, внешние по отношению к науке ценности (регулируют научную деятельность, выступая в роли факторов, меняющих ценностные системы внутри науки) и ценности самой науки (выполняют ряд функций в общественной жизни, непосредственно влияя на общество, передавая  опосредованные ценностные представления эпохи).

 

Организация самостоятельной внеаудиторной работы.

1. Общее задание. Ознакомиться с содержанием источников [3, 4, 7, 8, 10]. Составить опорный конспект по вопросам 1 и 3.

Проанализировать высказывания ученых, отражающих специфику научного творчества.

Л.Д. Ландау: «Говорят, что я граблю учеников, а другие утверждают, что ученики грабят меня, а между тем у нас происходит взаимный грабеж».

А. Эйнштейн: «Открытие совершает «невежда», который не знает, что именно это сделать невозможно, между тем как такая возможность не вызывает сомнений у эрудитов».

А. Пуанкаре: «Однажды вечером я выпил вопреки моему обыкновению черного кофе и не мог заснуть. Идеи возникали в моей голове толпами; я чувствовал, как они как бы сталкивались до тех пор, пока две из них не сцепились, образуя устойчивую комбинацию. Утром я установил существование одного класса фуксовых функций … мне оставалось только редактировать выводы, что отняло у меня несколько часов».

Дж. Бернал: «Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение».

А. Сент-Дьери: «Исследовать – это значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто».

К. Гаусс: «Решение одной арифметической задачи, над которой я бился несколько лет, пришло, наконец, два дня назад не благодаря моим мучительным усилиям, а благодаря благоволению Бога. Решение пришло как неожиданный проблеск молнии. Я не могу сказать, какова та ведущая ступенька, которая соединила мои прежние знания с тем, что сделало возможным этот мой успех».

2. Индивидуальные задания.

2.1. Составить опорный конспект и подготовить сообщение по вопросу «Научное творчество. Его особенности. Стадии творческого процесса» [1, 3, 5, 9].

2.2. Подготовить сообщения по темам: «Наука – высшая форма творческого отражения», «Формирование знания и научное творчество», «Практическое использование знания и научное творчество» [1, 5, 7].

 

Литература

1. Аллахвердян, А.Г. Психология науки: Учебное пособие / А.Г.Аллахвердян [и др.]. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – С. 65 – 77.

2. Арутюнов, В.С. Социологические основы научной деятельности / В.С. Арутюнов, Л.Н. Стрекова. – М.: Наука, 2003. – С. 19 – 22, 53 – 54, 182 – 183.

3. Бабосов, Е.М. Социология науки / Е.М. Бабосов. – Минск: Харвест, 2009. – С. 18 – 40, 95 – 112.

4. Введение в социологию науки: в 2 ч. / Под ред. С.А. Кугеля, Н.С. Черняковой. – Часть 1. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербуржского университета экономики и финансов,  1992. – С. 72 – 102.

5. Гиргинов, Г. Наука и творчество / Г. Гиргинов. – М.: Изд-во «Прогресс», 1979. – 366 с.

6. Демина, Н.В. Концепция этоса науки: Р. Мертон и другие в поисках социальной геометрии норм / Н.В. Демина // Социологический журнал. – 2005. – № 4. – Режим доступа: /http:www.socjornal.ru/release/40. – Дата доступа: 19.02.2008.  

7. Кохановский, В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – С. 371 – 377, 541 – 562.

8. Лазар, М.Г. Этика науки как новое направление в социологии науки / М.Г. Лазар // Социология и социальная антропология. – 2001. – Т. 4. – № 3. – С. 147 – 157.

9. Майданов, А.С. Процесс научного творчества. Философско-методологический анализ. – М.: , 2003. – с.

10. Русецкая, В.И. Социодинамика научного коллектива / В.И. Русецкая. – Мн.: Навука і тэхніка, 1992. – С. 8 – 53.

Тема  4










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...