Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема №6: «Производство и реализация продукции. Товарооборот»
1. Производство продукции и ее виды. 2. Товарооборот как показатель объема деятельности торгового предприятия. 3. Анализ и планирование товарооборота. 4. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости на предприятии. 5. Товарное обеспечение и баланс товарооборота предприятия.
Производство продукции и ее виды. Результаты деятельности предприятий-субъектов предпринимательства отражают объемы этой деятельности. Для производственного предприятия основным показателем объема деятельности является выпуск продукции и ее реализация, а также стоимость выполненных работ и услуг. Продукция производственного предприятия зависит от стадии производственного цикла и бывает на каждом из них: - незавершенное производство - полуфабрикаты - готовая продукция С учетом этого при учете и планировании производственная деятельность измеряется: - в натуральных единицах - в условно-натуральных - в стоимостных Удовлетворение потребностей как важнейшее условие реализации продукции зависит от номенклатуры, ассортимента и качества продукции. Номенклатура – перечень наименований продукции, которая входит в план производства. Ассортимент – разновидности продукции каждого наименования.
Объем производства в денежном выражении характеризуется видами: 37) валовая продукция – означает сумму всех выполненных работ за конкретный период времени (месяц, квартал, год), независимо от дальнейшего использования продукции; отражает общий объем деятельности: ВП = ГП +/- ∆Незавершенное производство +/- ∆Полуфабрикаты +/- +/- ∆Объем выполненных работ 38) товарная продукция – стоимость продукции, предназначенной для реализации и использования за пределами предприятия: ТП = ГП+/- Полуфабрикаты + Стоимость работ и услуг др. потребителям 39) реализованная продукция – стоимость отгруженной и оплаченной потребителям продукции, работ и услуг в отчетном периоде; по сути характеризует сумму его основной доход – в отчетности называется «выручка от реализации» (сумма, которая поступила на счет предприятия в отчетном периоде): РП = ТП +/- Запасы ГП на складе +/- Остатки неоплаченной продукции 40) чистая продукция – стоимость вновь созданной на предприятии стоимость продукции: ЧП = ФЗП + Прибыль Производство продукции тесно связано с производственной программой – задание по производству (по номенклатуре, ассортименту, качеству продукции) на планируемый период. Разрабатывается предприятием самостоятельно на основе: · результатов маркетинговых оценок конъюнктуры рынка · заявок на продукцию от других предприятий · государственных заказов и контрактов · производственной мощности предприятия и степени ее использования · наличия на предприятии необходимых финансовых и трудовых ресурсов
Товарооборот как показатель объема деятельности торгового предприятия. Экономическая система государства кроме производства включает и сферу обращения. В высокоразвитом обществе существуют специальные предприятия, основной деятельностью которой является реализация продукции и товаров – торговая деятельность. Виды торговой деятельности: 41) оптовая торговля 42) розничная торговля 43) торгово-производственная деятельность
Оптовая торговля – промежуточная стадия движения товаров на пути от производства до потребителей. Объем деятельности оптовых предприятий характеризуется оптовым товарооборотом. Означает реализацию товара крупными партиями для дальнейшего производства, внерыночного потребления (снабжения различных министерств), а также для дальнейшей реализации. Существуют следующие виды оптового товарооборота: - по формам товародвижения: (оптовый складской; транзитный – продукция поступает от производства в розничную сеть, минуя склады оптовых предприятий); Оптовый валовой т/о = Опт. складской + Опт. транзитный - по участию в оплате продукции: (оптовый с участием в расчетах – уплатило производству за товары, а дальше в розничную реализацию; Опт. с участием = Складской + Транзитный с участием оптовый без участия (производство – опт/розница; минует склады); Опт. валовой = Складской + Транзитный с участием + Транзитный без участия Оптовый оборот = Т/о с участием + Транзитный без участия - по назначению (видам покупателей): (оборот по реализации рыночным потребителям – розничные предприятия; оборот по реализации промышленным предприятиям на переработку – как основное сырье; оборот по реализации внерыночным потребителям – в составе производственного набора; оборот по экспорту; поставки по государственным заказам и контрактам; оборот по реализации другим внерыночным потребителям); - по ассортименту и структуре продукции.
Розничный товарооборот – продажа товаров для личного или коллективного пользования за наличный расчет или с отсрочкой платежа. РТ = Продажа насел. (нал. расч.) + Продажа насел. в кредит + +Мелкооптовый оборот РТ относится к наиболее важному народно-хозяйственному показателю, потому что: ~ характеризует уровень и структуру потребления населения ~ обеспечивает условия дальнейшего воспроизводства ~ обеспечивает поступление наличных денег в обращение (обеспечивает устойчивость денежного обращения) ~ через т/о торговля участвует в финансовой системе государства (в формировании доходов бюджета через НДС и в финансировании его расходов)
Кроме того, т/о относится к важнейшим показателям экономической деятельности предприятий, потому что: 44) означает объем деятельности 45) формирует доходы и расходы предприятия 46) влияет на потребность предприятия в ресурсах (запасов товаров, в трудовых, финансовых ресурсах) 47) формирует финансовые результаты деятельности (прибыль или убыток) Торгово-производственные предприятия. В них т/о бывает: - оптовый оборот - розничный оборот - валовой оборот Типовые предприятия – предприятия общественного питания. Они производят обеденную продукцию и реализуют ее своим потребителям. И тогда это – товарооборот по собственной продукции. Собственную продукцию реализуют другим предприятиям для дальнейшей реализации, тогда это – оптовый оборот по собственной продукции. Кроме того, предприятия общественного питания реализуют покупные товары, т.е. не требующие кулинарной обработки (хлеб, табак, вино, водка и др.) – товарооборот по покупным товарам. Т/о общественного питания = Оборот по собственной продукции + +Оборот по покупным товарам Анализ и планирование товарооборота. Товарооборот относится к ведущим разделам плана предприятия. Включает: ~ план по объему и структуре (товарооборота) продаж ~ план по объему и структуре товарных запасов и товарооборачиваемости ~ план поступления товаров и баланс товарооборота
План по общему объему и структуре продаж. Исходным этапом планирования товарооборота является его анализ за отчетный период. При анализе необходимо установить: § степень выполнения плана по объему и ассортименту § выявить факторы, повлиявшие на отклонения от плана § сделать выводы и найти резервы повышения товарооборота
Показатели: 1. 2. ∆ т/о = т/о факт – т/о план Поскольку объем реализации зависит от уровня цен на товары, то при анализе рассчитывается влияние цен и физического объема т/о. 3. Т/о сопост. = 4. Влияние цен на т/о: 5. Влияние физического объема (количество реализованных товаров) = =
Проверка: ∆ т/о = влияние цен + влияние физ. V
При анализе т/о выявляются и другие факторы: - трудовые: т/о = КР ПТ - финансовые: т/о = Обор. средства К-т оборачиваемости и т.д.
На основе результатов анализа и других исходных данных составляется план т/о на будущий год по объему и ассортименту.
Основные методы планирования т/о: 48) экономико-статистический (стабильное развитие предприятий): 49) программно-целевой (нестабильное развитие/изменение рыночных условий) Виды: - требования наиболее полного удовлетворения спроса населения для планирования структуры по товарным группам (численность, среднедушевые доходы, уровень цен); - при планировании необходимо учитывать рост эффективности использования ресурсного потенциала; - план т/о должен обеспечивать безубыточную, лучше – рентабельную деятельность ( 3 показателя: I Означает критический объем реализации, нижнюю границу целесообразной деятельности, при котором полученные доходы достаточны для уплаты НДС и покрытия издержек предприятия (прибыль отсутствует). Запас фин. устойчивости = (на какую сумму может быть уменьшен т/о до точки безубыточности).
II , при котором доходы от реализации достаточны для покрытия издержек, уплаты НДС и получения минимальной прибыли. Прибыль минимальная – сумма дохода, полученного от собственного капитала предприятия, при условии его хранения на депозитном счете банка:
III ; означает, что доход от этого т/о должен покрывать издержки, НДС и предприятие получает целевую прибыль. Прибыль целевая – сумма потребностей предприятия в собственных финансовых ресурсах для своего развития с учетом уплаты налога на прибыль.
50) балансовый Баланс т/о: План т/о должен быть сбалансирован с запасами товаров на предприятии на начало и конец, и др. направлениями расходования товарных ресурсов. 51) нормативный План т/о рассчитывается по нормам: на 1 торговой площади, на 1 работника, на 1 грн оборотных средств. 52) экономико-математическое моделирование Сначала нужно составить модель товарооборота (факторную/трендовую), а затем, подставив в нее плановые значения параметров, рассчитать плановый объем т/о.
Кроме того, т/о планируется не только по объему, но и по товарно-групповой структуре. При этом т/о по отдельным товарам может быть рассчитан: - по коэффициенту эластичности от общего объема т/о - по коэффициенту эластичности от доходов населения - по нормативам на 1 торговой площади (для спец. предприятий)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 248. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |