Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема №6: «Производство и реализация продукции. Товарооборот»




1. Производство продукции и ее виды.

2. Товарооборот как показатель объема деятельности торгового предприятия.

3. Анализ и планирование товарооборота.

4. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости на предприятии.

5. Товарное обеспечение и баланс товарооборота предприятия.

 

 

Производство продукции и ее виды.

Результаты деятельности предприятий-субъектов предпринимательства отражают объемы этой деятельности. Для производственного предприятия основным показателем объема деятельности является выпуск продукции и ее реализация, а также стоимость выполненных работ и услуг.

Продукция производственного предприятия зависит от стадии производственного цикла и бывает на каждом из них:

- незавершенное производство

- полуфабрикаты

- готовая продукция

С учетом этого при учете и планировании производственная деятельность измеряется:

- в натуральных единицах

- в условно-натуральных

- в стоимостных

Удовлетворение потребностей как важнейшее условие реализации продукции зависит от номенклатуры, ассортимента и качества продукции.

Номенклатура – перечень наименований продукции, которая входит в план производства.

Ассортимент – разновидности продукции каждого наименования.

 

Объем производства в денежном выражении характеризуется видами:

37) валовая продукция – означает сумму всех выполненных работ за конкретный период времени (месяц, квартал, год), независимо от дальнейшего использования продукции; отражает общий объем деятельности:

ВП = ГП +/- ∆Незавершенное производство +/- ∆Полуфабрикаты +/- +/- ∆Объем выполненных работ

38) товарная продукция – стоимость продукции, предназначенной для реализации и использования за пределами предприятия:

ТП = ГП+/- Полуфабрикаты + Стоимость работ и услуг др. потребителям

39) реализованная продукция – стоимость отгруженной и оплаченной потребителям продукции, работ и услуг в отчетном периоде; по сути характеризует сумму его основной доход – в отчетности называется «выручка от реализации» (сумма, которая поступила на счет предприятия в отчетном периоде):

РП = ТП +/- Запасы ГП на складе +/- Остатки неоплаченной продукции

40) чистая продукция – стоимость вновь созданной на предприятии стоимость продукции:

ЧП = ФЗП + Прибыль

Производство продукции тесно связано с производственной программой – задание по производству (по номенклатуре, ассортименту, качеству продукции) на планируемый период. Разрабатывается предприятием самостоятельно на основе:

· результатов маркетинговых оценок конъюнктуры рынка

· заявок на продукцию от других предприятий

· государственных заказов и контрактов

· производственной мощности предприятия и степени ее использования

· наличия на предприятии необходимых финансовых и трудовых ресурсов

 

Товарооборот как показатель объема деятельности торгового предприятия.

Экономическая система государства кроме производства включает и сферу обращения. В высокоразвитом обществе существуют специальные предприятия, основной деятельностью которой является реализация продукции и товаров – торговая деятельность.

Виды торговой деятельности:

41) оптовая торговля

42) розничная торговля

43) торгово-производственная деятельность

 

Оптовая торговля – промежуточная стадия движения товаров на пути от производства до потребителей.

Объем деятельности оптовых предприятий характеризуется оптовым товарооборотом. Означает реализацию товара крупными партиями для дальнейшего производства, внерыночного потребления (снабжения различных министерств), а также для дальнейшей реализации.

Существуют следующие виды оптового товарооборота:

- по формам товародвижения: (оптовый складской; транзитный – продукция поступает от производства в розничную сеть, минуя склады оптовых предприятий);

Оптовый валовой т/о = Опт. складской + Опт. транзитный

- по участию в оплате продукции: (оптовый с участием в расчетах – уплатило производству за товары, а дальше в розничную реализацию;

Опт. с участием = Складской + Транзитный с участием

      оптовый без участия (производство – опт/розница; минует склады);

Опт. валовой = Складской + Транзитный с участием + Транзитный без участия

Оптовый оборот = Т/о с участием + Транзитный без участия

- по назначению (видам покупателей): (оборот по реализации рыночным потребителям – розничные предприятия; оборот по реализации промышленным предприятиям на переработку – как основное сырье; оборот по реализации внерыночным потребителям – в составе производственного набора; оборот по экспорту; поставки по государственным заказам и контрактам; оборот по реализации другим внерыночным потребителям);

- по ассортименту и структуре продукции.

 

 

Розничный товарооборот – продажа товаров для личного или коллективного пользования за наличный расчет или с отсрочкой платежа.

РТ = Продажа насел. (нал. расч.) + Продажа насел. в кредит + +Мелкооптовый оборот

РТ относится к наиболее важному народно-хозяйственному показателю, потому что:

~ характеризует уровень и структуру потребления населения

~ обеспечивает условия дальнейшего воспроизводства

~ обеспечивает поступление наличных денег в обращение (обеспечивает устойчивость денежного обращения)

~ через т/о торговля участвует в финансовой системе государства (в формировании доходов бюджета через НДС и в финансировании его расходов)

 

Кроме того, т/о относится к важнейшим показателям экономической деятельности предприятий, потому что:

44) означает объем деятельности

45) формирует доходы и расходы предприятия

46) влияет на потребность предприятия в ресурсах (запасов товаров, в трудовых, финансовых ресурсах)

47) формирует финансовые результаты деятельности (прибыль или убыток)

Торгово-производственные предприятия. В них т/о бывает:

- оптовый оборот

- розничный оборот

- валовой оборот

Типовые предприятия – предприятия общественного питания. Они производят обеденную продукцию и реализуют ее своим потребителям. И тогда это – товарооборот по собственной продукции. Собственную продукцию реализуют другим предприятиям для дальнейшей реализации, тогда это – оптовый оборот по собственной продукции.

Кроме того, предприятия общественного питания реализуют покупные товары, т.е. не требующие кулинарной обработки (хлеб, табак, вино, водка и др.) – товарооборот по покупным товарам.

Т/о общественного питания = Оборот по собственной продукции + +Оборот по покупным товарам

Анализ и планирование товарооборота.

Товарооборот относится к ведущим разделам плана предприятия. Включает:

~ план по объему и структуре (товарооборота) продаж

~ план по объему и структуре товарных запасов и товарооборачиваемости

~ план поступления товаров и баланс товарооборота

 

План по общему объему и структуре продаж. Исходным этапом планирования товарооборота является его анализ за отчетный период. При анализе необходимо установить:

§ степень выполнения плана по объему и ассортименту

§ выявить факторы, повлиявшие на отклонения от плана

§ сделать выводы и найти резервы повышения товарооборота

 

Показатели:

1.

2. ∆ т/о = т/о факт – т/о план

Поскольку объем реализации зависит от уровня цен на товары, то при анализе рассчитывается влияние цен и физического объема т/о.

3. Т/о сопост. =

4. Влияние цен на т/о:

5. Влияние физического объема (количество реализованных товаров) = =

 

Проверка:

∆ т/о = влияние цен + влияние физ. V

 

При анализе т/о выявляются и другие факторы:

- трудовые: т/о = КР  ПТ

- финансовые: т/о = Обор. средства  К-т оборачиваемости      и т.д.

 

На основе результатов анализа и других исходных данных составляется план т/о на будущий год по объему и ассортименту.

 

Основные методы планирования т/о:

48) экономико-статистический (стабильное развитие предприятий):

49) программно-целевой (нестабильное развитие/изменение рыночных условий)

Виды:

- требования наиболее полного удовлетворения спроса населения для планирования структуры по товарным группам (численность, среднедушевые доходы, уровень цен);

- при планировании необходимо учитывать рост эффективности использования ресурсного потенциала;

- план т/о должен обеспечивать безубыточную, лучше – рентабельную деятельность

( 3 показателя:

I

Означает критический объем реализации, нижнюю границу целесообразной деятельности, при котором полученные доходы достаточны для уплаты НДС и покрытия издержек предприятия (прибыль отсутствует).

Запас фин. устойчивости =

(на какую сумму может быть уменьшен т/о до точки безубыточности).

 

II ,

при котором доходы от реализации достаточны для покрытия издержек, уплаты НДС и получения минимальной прибыли.

Прибыль минимальная – сумма дохода, полученного от собственного капитала предприятия, при условии его хранения на депозитном счете банка:

 

III ;

означает, что доход от этого т/о должен покрывать издержки, НДС и предприятие получает целевую прибыль.

Прибыль целевая – сумма потребностей предприятия в собственных финансовых ресурсах для своего развития с учетом уплаты налога на прибыль.

 

50) балансовый

Баланс т/о:

План т/о должен быть сбалансирован с запасами товаров на предприятии на начало и конец, и др. направлениями расходования товарных ресурсов.

51) нормативный

План т/о рассчитывается по нормам: на 1  торговой площади, на 1 работника, на 1 грн оборотных средств.

52) экономико-математическое моделирование

Сначала нужно составить модель товарооборота (факторную/трендовую), а затем, подставив в нее плановые значения параметров, рассчитать плановый объем т/о.

 

Кроме того, т/о планируется не только по объему, но и по товарно-групповой структуре. При этом т/о по отдельным товарам может быть рассчитан:

- по коэффициенту эластичности от общего объема т/о

- по коэффициенту эластичности от доходов населения

- по нормативам на 1  торговой площади (для спец. предприятий)

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...