Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, используя при этом Толковый словарь русского языка, и составьте словосочетания по образцу. Дайте определение омографа.




Образец: леднИк (в горах) – лЕдник (погреб), пАрить (репу) – парИть (в облаках).

Замок – замОк, мУка – мукА, нАголо – наголО, брОня – бронЯ, вИдение – видЕние, Угольный – угОльный, языкОвая – языковАя, прОклятый – проклЯтый, хлОпок – хлопОк, Орган – оргАн, трУсить – трусИть, характЕрный – харАктерный.

Задание 3. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их.

    1. Надо смело ставить свои требования. 2. Нельзя нарушать существующий в природе дисбаланс. 3. Причина аварии: наладчик неправильно одел наконечник на трубку. 4. Спектакль оказал на ребенка большое впечатление. 5. В городе достаточно высокий уровень преступности. 6. В нашем прекрасном городе работало много великих зодчих, скульпторов, архитекторов. 7. Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях. 8. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора

Задание 4. Составьте словосочетания с приведенными ниже паронимами и словами, данными в скобках. Укажите возможные варианты.

Короткий, краткий (рассказ, рукав, биография, расстояние, отчет, прилагательное); ближний, близкий (приятель, отъезд, село, взгляды, родственники, взрыв); мелкий, мелочный (интересы, натура, подробности, предприятие, человек); представить, предоставить (слово, отпуск, доказательство, путевки, гостя, материалы); одевать, надевать (пальто, ребенка, куклу, кольцо, платье).

Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.

1.Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом.  2. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 3. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 6. Чинезелли то и дело преподносил публике новые цирковые новинки.

Задание 6. Объясните значение следующих слов иноязычного происхождения.

Инвестиции, инновация, инсинуация, интерпретация, инфантилизм, инцидент, ипохондрик, катаклизм, конвергенция, конвертируемый, консенсус, корифей, масс-медиа, паблисити, менталитет, меркантильный, перманентный, панацея, ноу-хау, третировать.

Задание 7. Дайте толкование фразеологизмов, используя Историко-этимологический словарь под редакцией В.М. Мокиенко. Прокомментируйте их связь с обычаями, суевериями, историческими фактами, поведением человека и животных и т.д.

Азбучная истина, сместить акценты, глас вопиющего в пустыне, филькина грамота, китайская грамота, корову через ять пишет, для красного словца, метать бисер перед свиньями, общее место, плетение словес, растекаться мыслию по древу, притча во языцех, прописная истина, смесь французского с нижегородским, поставить вопрос ребром.

Задание 8. Определите род следующих существительных.

Салями, иваси, кольраби, тюль, бандероль, банкнота, молодец, соня, белоручка, чистюля, диван-кровать, плащ-палатка, книга-спраавочник, ООН, ВУЗ, ЦИК, США, театр-студия, гала-концерт, гамма-излучение, Сочи, Токио, Миссисипи, Шереметьево, бухгалтер, дизайнер, преподаватель, директор, фламинго, бра, кашпо, амплуа, кофе, табу, манго, дитя.

 

Задание 9. Образуйте форму Р.п. мн.ч. от данных существительных. Запишите слова парами.

Образец: абрикосы – абрикосов, блюдце – блюдец.

Помидоры, консервы, макароны, ножницы, ананасы, джинсы, рельсы, сапоги, валенки, микроны, северяне, носки, чулки, погоны, апельсины, баклажаны, горожане, манжеты, румыны, граммы, килограммы, бюллетень, качели.

 

Задание 10. В приведенных предложениях устраните синтаксические и другие речевые недочеты.

1. На новогодней елке запрещено одевать в костюмы детей из марли. 2. Пять картин висели на стенах, написанные известными художниками-импрессионистами. 3. До финиша дошло только четверо марафонцев. 4. Изучая приватизацию, обнаруживается определенная закономерность. 5. Ласково улыбаясь, весь его облик выражает доброту и спокойствие. 6. Я полностью согласен с мнением и проблемой, поднятой в передаче «Женский взгляд» Оксаны Пушкиной. 7. Я разделяю и всецело поддерживаю блок Жириновского. 8. Управляющий производства отклонил данное предложение. 9. Заместитель декана, в частности, должен курировать научной работой студентов старших курсов. 10. Согласно приказа ректора университет переходит на шестидневную форму обучения.

 

Задание 11. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

Ап..арат, ап..енд..цит, ап..ликация, в..т..ран, вз..мать, в..кантный, воен..ачальник, вп..ч..тление, гал..рея, д..баты, д..з..ртир, ж..ри, изб..ратель, д..ректива, кожан..ый портфель, лебедин..ая песня, письмен..ая работа, диссертацион..ое исследование, асфальтирован..ая дорога, безветрен..ая погода, ветрян..ая мельница, ветрен..ый день, пр..небречь опасностью, пр..норовиться к людям, пр..мкнуть к движению, кас..ета, колон..а, колос..альный, им…унитет, уча…ствовать.

Задание 12. Перепишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания.

 

Начало катастрофы

 

Усилия м…ханика к тому чтобы пр…готовить машины к бою дали какие-то стра…ые результаты. Соверше…о здоровые (нака­нуне три машины не могли двинут(?)ся с места словно их ра…бил паралич. Что с ними случилось (н…)кто понять (н…)мог. Какая(то) дрянь осела в жиклерах и сколько их (н…)продували ши…ыми н…сосами (н…)чего (н…)помогало. Утром возле трех машин в мутном ра…вете была горес(?)ная суета с ф…нарями. Капитан Плешко был бледен огляд…вался как волк и требовал м…ханика. Тут(то) и нача­лись катастрофы. М…ханик исчез и выяснилось что адрес его воп­реки всем правилам соверше…о (н…)известен. Это было в восемь часов а в восемь часов тридцать минут капитана Плешко постиг второй удар. Прапорщик Шполянский уехавший в четыре часа ночи после возни с машинами на Печерск на м…тоциклетке упр…вля…мой Щуром (н…)вернулся. Возвр…тился один Щур и ра…казал горес(?)ную историю. М…тоциклетка з…ехала в Верхнюю Теличку и тщетно Щур отг.. .варивал прапорщика Шполянского от бе.. .pa…удных поступков. Означе…ый Шполянский известный всему диви­зиону своей исключительной храбростью оставив Щура и взяв ка­рабин и ручную гранату отправился один во тьму на ра…ведку к железн…дорожному полотну. Щур соверше…о уверен что передо­вой раз.. .езд противника заск.. .чивший в Теличку встретил Шполянского и конечно убил его в (н…)равном бою. Щур ждал прапорщика два часа хотя тот приказал ждать его всего лишь один час а после этого вернут(?)ся в дивизион дабы не подвергать опас(?)ности себя и казенную м…тоциклетку

Капитан Плешко стал еще бледнее после ра…каза Щура. Птич­ки в телефоне из штаба гетмана и генерала Картузова (в)перебой пели и требовали выхода машин. В девять часов вернулся на чет­вертой машине с позиций румяный энтуз…аст Страшкевич и часть его румянца передалась на щеки к…мандиру див…зиона.

(А.П. Чехов)

 

 

Задание 13. Познакомьтесь с системой стилистических помет, которые даются во вводной статье к «Толковому словарю современного русского языка» под ред. С.И. Ожегова. Подберите слова (по 4 примера), представляющие стилистические разновидности лексики: нейтральную, книжную, официально-деловую, разговорную, просторечную.


Задание 14. Произведите стилистический анализ текста, указав:

1) стиль текста, подстиль, жанровую разновидность;

2) тему, основную мысль текста;

3) основные функции, задачи текста;

4) стилеобразующие черты;

5) языковые особенности текста:


А) лексические, 

Б) фразеологические,

В) словообразовательные,

Г) морфологические,

Д) синтаксические.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 582.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...