Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 1. Расставьте ударения в словах и словосочетаниях.




Водопровод, километр, новорожденный, гербовый, ревень, щавель, дефис, маркетинг, диспансер, квартал, знамение, ломоть, мышление, каталог, втридорога, пролил на скатерть, ходатайство, толика, кровоточить, плодоносить, колосс, недуг, ракурс, заняла денег, узаконение, звонит, созвонимся, вручит, пересечение плоскостей, понял, поняла, туфля, торты, шарфы, банты, зонты, сливовый, с деньгами, о деньгах, танцовщица, балованный, запломбированный, запломбировать, положить, ободрить.

Задание 2. Распределите слова на группы. Проверьте себя по словарю.

Е Ё
Афера Свёкла

 

Договоренность, бытие, женоненавистник, безнадежный, осетр, желчь, платежеспособный, маневры, оседлый, головешка, острие, никчемный, житие, белесый, блеклый, опека, затекший, истекший год, затекший кровью, крестный отец, крестный ход, многоженец, незаконнорожденный, осужденный, шофер, щелка, щелкать.

Задание 3. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их.

1. Именно такой вид деятельности в сфере строительства сегодня самый положительный. 2. Транспортные издержки при перевозках по железной дороге через Читинскую область многократно меньше, чем при морских и авиационных. 3. Родители отказались от мелкой опеки по отношению к сыну. 4. Цена пребывания в этой больнице стоит 1000 рублей в день. 5. Пасхальным праздникам отводится особое значение в церковном календаре. 6. Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях. 7. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 8. Сейчас эти функции сведены в лице одного человека.

Задание 4. Определите значения слов, выступающих в качестве паронимов. Составьте и запишите с каждым из них по одному словосочетанию

Факт – фактор, проблемный – проблематичный, стилевой – стилистический, сытый – сытный, методичный – методический, статичный – статический, командированный – командировочный, одеть – надеть, целый – цельный.

Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.

1. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 2. По два-три раза в день ей приходилось приходить к ее больной матери. 3. У него очень беден словарный запас слов родного языка. 4. Чинезелли то и дело преподносил публике новые цирковые новинки. 5. Каждый из присутствовавших на той памятной встрече был своеобразен по-своему. 6. В нашей телепередаче вас ожидает много неожиданных сюрпризов.

Задание 6. Объясните значение следующих слов иноязычного происхождения.

Адаптация, альянс, альтернатива, антипод, апартеид, беспрецедентный, брифинг, догматизм, доктрина, инсинуация, интеграция, интенсификация, конгломерат, конфронтация, хунта, масс-медиа, меркантильный, паблисити, инвестиции, имидж.

 

Задание 7. Дайте толкование фразеологизмов, используя Историко-этимологический словарь под редакцией В.М. Мокиенко. Прокомментируйте их связь с обычаями, суевериями, историческими фактами, поведением человека и животных и т.д.

Звонить во все колокола, кивать головой, пялить глаза, дышать на ладан, медвежья услуга, очертя голову, черти принесли, заговаривать зубы, надуть губы, гнуть спину, дурной глаз, как Мамай прошел, нести свой крест, подвести под монастырь, ставить на карту.

Задание 8. Определите род следующих существительных.

Имбирь, лосось, боржоми, жюри, кенгуру, пони, штемпель, тюль, шампунь, староста, бра, невежа, плакса, жадина, салями, НЛО, портмоне, хобби, правша, камикадзе, адвокат, библиотекарь, врач, женщина-космонавт, сумка-холодильник, ООН, МИД, юбка-шорты, диван-кровать, мозоль, фламинго.

 

Задание 9. Оформите адрес на конверте письма.

От кого отправлено письмо?

Антон Сквозник-Дмухановский, Петр Газета, Михаил Юрик, Александр Дюма, Жан-Клод вам Дамм, Елена Якубович, Эркюль Пуаро, лейтенант Коломбо, Шерлок Холмс, Элизабет Тейлор, Арнольд Тейлор, Ангелина Вовк.

 

Задание 10. В приведенных предложениях устраните синтаксические и другие речевые недочеты.

1. Согласно договора при поступлении в вуз абитуриенты будут сдавать только один экзамен. 2. В обсуждении принял участие заведующий кафедры социологии. 3. Античное общество по сравнению с древневосточным было более открытым и несравненно более демократично. 4. Избиратели надеются и верят своему депутату. 5. К счастью, многие проблемы успешно решаются специалистами стоматологического центра, применяя специфические мероприятия по лечению и профилактике стоматологических заболеваний у людей, интенсивно работающих с компьютерными системами. 6. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан. 7. Несколько телевизоров стояли упакованными посредине комнаты. 8. Пять картин висели на стенах, написанные известными художниками-импрессионистами. 9. Нефрит носят как средство от подагры в браслете. 10. Вот уже прошли несколько суток, а весточки от него так и не было.

Задание 11. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

Дириж..р, жест..куляция, дис..ертация, д..прессия, пр..ложить усилия, обсудить пр..дложение, прекл..нение перед авторитетом, старая утв..рь, ан..логия, аф..ризм, ант..гонизм, ар..стократия, альм..нах, б..лл..тень, бр..ш..ра, в..трина, г..пербола, гн..сеология, д..фицит, лег..тимный, л..яльный, продюс..ер, оф..ис, дил..ер, инц…дент, тр..ектория, ульт..матум, ан..отация, апел..яция, с…минар.

Задание 12. Перепишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания.

Город

Как мног…ярусные соты дымился и шумел и жил Город пр…красный в м…розе и тумане на г…pax над Днепром. Целыми днями винтами шел из бе…численных труб дым к небу. Улицы ку­рились дымкой и скр…пел гигантский снег. И в пять и в шесть и в семь этажей гром…здились дома. Днем их окна были чер­ны а ночью г…рели рядами в (темно)синей выси. Цепочками сколь­ко хватало глаз как драгоце…ые камни сияли электрические шары высоко подвеше…ые на закорючках серых дли…ых столбов. Днем с приятным ровным гудением бегали трамваи с ж…лтыми соломе…ми пухлыми сиденьями по образцу заграничных. Со ска­та на скат п…крикивая ехали изво…ики и темные воротники дела­ли женские лица загадочными и красивыми.

Сады стояли бе…молвные и спокойные отягче…ые белым (не)тронутым снегом. И было садов в Городе так много как н… в одном городе мира. Они ра…кинулись п…всюду огромными пят­нами с а…еями каштанами оврагами кленами и липами. Сады красовались на пр…красных горах нависших над Днепром и уступами поднимаясь расширяясь порою пестря ми(л, лл)ионами солнечных пятен царствовал вечный Царский сад. Старые сгнившие ч…рные балки парапета не преграждали пути прямо к обрывам на страш­ной высоте. Отвесные стены замете…ые в…югою падали на нижние д…лекие те…асы а те ра…ходились все дальше и шире переходили в береговые рощи над ш…ссе в…ющимся по берегу великой реки и темная скова…ая лента уходила туда в дымку куда даже с городских высот (не)хватает человеческих глаз где седые пороги Запорожская Сечь и Херсонес и дальнее море.

Зимою как н… в одном городе мира упадал покой на улицах и переулках и верхнего Города и Города нижнего ра…кинувшегося в излучине замерзш…го Днепра и весь маши…ый гул уходил (в)нутрь камен…ых зданий смягчался и ворчал довольно глухо. Вся энергия Города, накопле…ая за солнечное и грозовое лето вылива­лась в свете.

(А.П. Чехов)

Задание 13. Познакомьтесь с системой стилистических помет, которые даются во вводной статье к «Толковому словарю современного русского языка» под ред. С.И. Ожегова. Подберите слова (по 4 примера), представляющие стилистические разновидности лексики: нейтральную, книжную, официально-деловую, разговорную, просторечную.

 

Задание 14. Произведите стилистический анализ текста, указав:

1) стиль текста, подстиль, жанровую разновидность;

2) тему, основную мысль текста;

3) основные функции, задачи текста;

4) стилеобразующие черты;

5) языковые особенности текста:

А) лексические, 

Б) фразеологические, 

В) словообразовательные,

Г) морфологические,

Д) синтаксические.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...